≡ физика
сайты - меню - вход - новости




Школа экспертов
Вернуться на основную страницу «Школы экспертов»

Ниже представлены ученические решения экзаменационных заданий. Оцените каждое из них в соответствии с критериями проверки заданий ЕГЭ. После нажатия кнопки «Проверить» вы узнаете правильный балл за каждое из решений. В конце будут подведены итоги.

Задание 3066
Задание 3067
Задание 3068
Задание 5418
Задание 5558
Задание 5628
Задание 7159
Задание 7164
Задание 8554


Задание № 3066

В цилиндрическом сосуде под поршнем длительное время находятся вода и ее пар. Поршень начинают выдвигать из сосуда. При этом температура воды и пара остается неизменной. Как будет меняться при этом масса жидкости в сосуде? Ответ поясните, указав, какие физические закономерности вы использовали для объяснения.


Решение

1) Масса жидкости в сосуде будет уменьшаться.

2) Вода и водяной пар находятся в закрытом сосуде длительное время, поэтому водяной пар является насыщенным.

3) При выдвигании поршня происходит изотермическое расширение пара, давление и плотность насыщенного пара в этом процессе не меняются. Следовательно, будет происходить испарение жидкости. Значит, масса жидкости в сосуде будет уменьшаться.



Критерии оценки выполнения задания Баллы
Приведено полное правильное решение, включающее правильный ответ (в данном случае — изменение массы жидкости, п.1), и полное верное объяснение (в данном случае — п.2—3) с указанием наблюдаемых явлений и законов (в данном случае — водяной пар становится насыщенным, независимость плотности (давления) насыщенного пара от объема при данной температуре). 3
Приведено решение и дан верный ответ, но имеется один из следующих недостатков:
- В объяснении содержатся лишь общие рассуждения без привязки к конкретной ситуации задачи, хотя указаны все необходимые физические явления и законы.
   ИЛИ
- Рассуждения, приводящие к ответу, представлены не в полном объеме или в них содержатся логические недочеты.
   ИЛИ
- Указаны не все физические явления и законы, необходимые для полного правильного решения.
2
Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев:
- Приведены рассуждения с указанием на физические явления и законы, но дан неверный или неполный ответ.
   ИЛИ
- Приведены рассуждения с указанием на физические явления и законы, но ответ не дан.
   ИЛИ
- Представлен только правильный ответ без обоснований.
1
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла. 0


Пример 1.

 

Оцените это решение в баллах:

Пример 2.

Оцените это решение в баллах:

Пример 3.

 

Оцените это решение в баллах:

Пример 4.

 

Оцените это решение в баллах:

Пример 5.

 

Оцените это решение в баллах:

Пример 6.

 

Оцените это решение в баллах:

Оцените это решение в баллах:

Пример 7.

 

Оцените это решение в баллах:

Пример 8.

 

Оцените это решение в баллах:

Пример 9.

 

Оцените это решение в баллах:



Задание № 3067

Около небольшой металлической пластины, укрепленной на изолирующей подставке, подвесили на длинной шелковой нити легкую металлическую незаряженную гильзу. Когда пластину подсоединили к клемме высоковольтного выпрямителя, подав на нее положительный заряд, гильза пришла в движение. Опишите движение гильзы и объясните его, указав, какими физическими явлениями и закономерностями оно вызвано.


Решение

1) Гильза притянется к пластине, коснется ее, а потом отскочит и зависнет в отклоненном состоянии.

2) Под действием электрического поля пластины изменится распределение электронов в гильзе и произойдет ее электризация: та ее сторона, которая бли- же к пластине (левая), будет иметь отрицательный заряд, а противоположная сторона (правая) — положительный. Поскольку сила взаимодействия заряжен- ных тел уменьшается с ростом расстояния между ними, притяжение к пласти- не левой стороны гильзы будет больше отталкивания правой стороны гильзы. Гильза будет притягиваться к пластине и двигаться, пока не коснется ее.

3) В момент касания часть электронов перейдет с гильзы на положительно заряженную пластину, гильза приобретет положительный заряд и оттолкнется от теперь уже одноименно заряженной пластины.

4) Под действием силы отталкивания гильза отклонится вправо и зависнет в положении, когда равнодействующая силы электростатического отталкивания, силы тяжести и силы натяжения нити станет равна нулю.



Критерии оценки выполнения задания Баллы
Приведено полное правильное решение, включающее правильный ответ (в данном случае – описание движения гильзы, п.1), и полное верное объяснение (в данном случае — п.2—4) с указанием наблюдаемых явлений и законов (в данном случае — электризация во внешнем поле и при контакте с заряженным телом, взаимодействие заряженных тел).
3
Приведено решение, и дан верный ответ, но имеется один из следующих недостатков:
- в объяснении содержатся лишь общие рассуждения без привязки к конкретной ситуации задачи, хотя указаны все необходимые физические явления и законы,
   ИЛИ
- рассуждения, приводящие к ответу, представлены не в полном объеме, или в них содержатся логические недочеты,
   ИЛИ
- указаны не все физические явления и законы, необходимые для полного правильного решения.
2
Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев:
- приведены рассуждения с указанием на физические явления и законы, но дан неверный или неполный ответ,
   ИЛИ
- приведены рассуждения с указанием на физические явления и законы, но ответ не дан,
   ИЛИ
- представлен только правильный ответ без обоснований.
1
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла. 0


Пример 1.

 

Оцените это решение в баллах:

Пример 2.

 

Оцените это решение в баллах:

Пример 3.

 

Оцените это решение в баллах:

Пример 4.

 

Оцените это решение в баллах:

Пример 5.

 

Оцените это решение в баллах:



Задание № 3068

На фотографии изображена электрическая цепь, состоящая из резистора, реостата, ключа, цифровых вольтметра, подключенного к батарее, и амперметра.

Составьте принципиальную электрическую схему этой цепи и, используя законы постоянного тока, объясните, как изменятся (увеличатся или уменьшатся) сила тока в цепи и напряжение на батарее при перемещении движка реостата в крайнее правое положение.


Решение

1. Показания амперметра увеличатся, а вольтметра — уменьшатся.

2. Эквивалентная электрическая схема цепи, учитывающая внутреннее сопротивление батареи, изображена на рисунке, где I — сила тока в цепи. Ток через вольтметр практически не течет, а сопротивление амперметра пренебрежимо мало.

3. Сила тока в цепи определяется законом Ома для замкнутой (полной) цепи: В соответствии с законом Ома для участка цепи напряжение, измеряемое вольтметром: При перемещении движка реостата вправо его сопротивление уменьшается, что приводит к уменьшению полного сопротивления цепи. Сила тока в цепи при этом растет, а напряжение на батарее уменьшается.



Критерии оценки выполнения задания Баллы
Приведено полное правильное решение, включающее правильный ответ (в данном случае — изменения показания приборов, п. 1), схему электрической цепи  — п. 2) и полное верное объяснение (в данном случае  — п. 3) с указанием наблюдаемых явлений и законов (в данном случае — закон Ома для участка цепи и для замкнутой цепи).
3
Приведено решение, верная схема электрической цепи, и дан верный от- вет, но имеется один из следующих недостатков:
- в объяснении содержатся лишь общие рассуждения без привязки к кон- кретной ситуации задачи, хотя указаны все необходимые физические яв- ления и законы,
   ИЛИ
- рассуждения, приводящие к ответу, представлены не в полном объеме или в них содержатся логические недочеты,
   ИЛИ
- указаны не все физические явления и законы, необходимые для полного правильного решения,
   ИЛИ
- приведено решение, и дан верный ответ, но не представлена схема электрической цепи.
   ИЛИ
- Представлен только правильный ответ без обоснований и верная схема электрической цепи.
2
Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев:
- приведены рассуждения с указанием на физические явления и законы, но дан неверный или неполный ответ,
   ИЛИ
- приведены рассуждения с указанием на физические явления и законы, но ответ не дан,
   ИЛИ
– представлен только правильный ответ без обоснований,
   ИЛИ
- Представлена только верная схема электрической цепи.
1
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла. 0


Пример 1.

 

Оцените это решение в баллах:

Пример 2.

 

Оцените это решение в баллах:

Пример 3.

 

Оцените это решение в баллах:

Пример 4.

 

Оцените это решение в баллах:

Оцените это решение в баллах:

Пример 6.

 

Оцените это решение в баллах:



Задание № 5418

Катушка, обладающая индуктивностью L, соединена с источником питания с ЭДС и двумя одинаковыми резисторами R. Электрическая схема соединения показана на рис. 1. В начальный момент ключ в цепи разомкнут. В момент времени t = 0 ключ замыкают, что приводит к изменениям силы тока, регистрируемым амперметром, как показано на рис. 2.

Основываясь на известных физических законах, объясните, почему при замыкании ключа сила тока плавно увеличивается до некоторого нового значения Определите значение силы тока Внутренним сопротивлением источника тока пренебречь.


Решение

1. Сила тока определяется законом Ома для полной цепи: где I — сила тока в цепи, — сопротивление цепи, а — ЭДС самоиндукции, возникающая только при изменении силы тока и препятствующая его изменению согласно правилу Ленца.

2. До замыкания ключа сила тока через амперметр определяется законом Ома для замкнутой цепи:

3. При замыкании ключа сопротивление цепи скачком уменьшается в 2 раза, но ЭДС самоиндукции препятствует изменению силы тока через катушку. Поэтому сила тока через катушку при замыкании ключа не претерпевает скачка.

4. Постепенно ЭДС самоиндукции уменьшается до нуля, а сила тока через катушку плавно возрастает до стационарного значения:



Критерии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния заданияБаллы
Приведён пра­виль­ный ответ (в дан­ном слу­чае – зна­че­ние силы тока – п. 4), и пред­став­ле­но пол­ное вер­ное объ­яс­не­ние (в дан­ном слу­чае – п. 1–3) с ука­за­ни­ем на­блю­да­е­мых яв­ле­ний и за­ко­нов (в дан­ном случае: закон Ома для пол­ной цепи, яв­ле­ние самоиндукции)3
Дан пра­виль­ный ответ, и при­ве­де­но объяснение, но в ре­ше­нии име­ют­ся сле­ду­ю­щие недостатки.

В объ­яс­не­нии не ука­за­но или не ис­поль­зу­ет­ся одно из фи­зи­че­ских явлений, свойств, опре­де­ле­ний или один из за­ко­нов (формул), не­об­хо­ди­мых для пол­но­го вер­но­го объяснения. (Утверждение, ле­жа­щее в ос­но­ве объяснения, не под­креп­ле­но со­от­вет­ству­ю­щим законом, свойством, явлением, опре­де­ле­ни­ем и т.п.)

ИЛИ

Объ­яс­не­ния пред­став­ле­ны не в пол­ном объёме, или в них со­дер­жит­ся один ло­ги­че­ский недочёт

2
Представлено решение, со­от­вет­ству­ю­щее од­но­му из сле­ду­ю­щих случаев.

Дан пра­виль­ный ответ на во­прос задания, и при­ве­де­но объяснение, но в нём не ука­за­ны два яв­ле­ния или фи­зи­че­ских закона, не­об­хо­ди­мых для пол­но­го вер­но­го объяснения.

ИЛИ

Ука­за­ны все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и законы, закономерности, но име­ю­щи­е­ся рассуждения, на­прав­лен­ные на по­лу­че­ние от­ве­та на во­прос задания, не до­ве­де­ны до конца.

ИЛИ

Ука­за­ны все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и законы, закономерности, но име­ю­щи­е­ся рассуждения, при­во­дя­щие к ответу, со­дер­жат ошибки.

ИЛИ

Ука­за­ны не все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и законы, закономерности, но име­ют­ся вер­ные рассуждения, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние задачи

1
Все слу­чаи решения, ко­то­рые не со­от­вет­ству­ют вы­ше­ука­зан­ным кри­те­ри­ям вы­став­ле­ния оце­нок в 1, 2, 3 балла0
Максимальный балл3


Пример 1.

Оцените это решение в баллах:

Пример 2.

Оцените это решение в баллах:

Пример 3.

Оцените это решение в баллах:

Пример 4.

Оцените это решение в баллах:

Пример 5.

Оцените это решение в баллах:



Задание № 5558

В установке по наблюдению фотоэффекта свет от точечного источника S, пройдя через собирающую линзу, падает на фотокатод параллельным пучком. В схему внесли изменение: на место первоначальной линзы поставили другую того же диаметра, но с большим фокусным расстоянием. Источник света переместили вдоль главной оптической оси линзы так, что на фотокатод свет снова стал падать параллельным пучком. Как изменился при этом (уменьшился или увеличился) фототок насыщения? Объясните, почему изменяется фототок насыщения, и укажите, какие физические закономерности Вы использовали для объяснения.


Решение

По первому закону Столетова фототок насыщения зависит от интенсивности падающего света, то есть от количества фотонов, падающих на фотокатод в единицу времени. При использовании линзы такого же диаметра, но с большим фокусным расстоянием, телесный угол, под которым из источника видно линзу, уменьшается. Фотоны летят от источника во все стороны равномерно, поэтому результирующий поток фотонов, попадающих на фотокатод в результате замены линзы, уменьшается. А значит, уменьшается и ток насыщения.



Критерии оце­ни­ва­ния выполнения заданияБаллы
Приведён пра­виль­ный ответ, и пред­став­ле­но полное вер­ное объяснение с ука­за­ни­ем на­блю­да­е­мых яв­ле­ний и за­ко­нов (в дан­ном случае: закон Столетова, закон внешнего фотоэффекта)3
Дан пра­виль­ный ответ, и при­ве­де­но объяснение, но в ре­ше­нии имеются сле­ду­ю­щие недостатки.

В объ­яс­не­нии не ука­за­но или не ис­поль­зу­ет­ся одно из фи­зи­че­ских явлений, свойств, опре­де­ле­ний или один из за­ко­нов (формул), не­об­хо­ди­мых для пол­но­го вер­но­го объяснения. (Утверждение, ле­жа­щее в ос­но­ве объяснения, не под­креп­ле­но со­от­вет­ству­ю­щим законом, свойством, явлением, опре­де­ле­ни­ем и т.п.)

ИЛИ

Объяснения пред­став­ле­ны не в пол­ном объёме, или в них со­дер­жит­ся один ло­ги­че­ский недочёт

2
Представлено решение, со­от­вет­ству­ю­щее од­но­му из сле­ду­ю­щих случаев.

Дан пра­виль­ный ответ на во­прос задания, и при­ве­де­но объяснение, но в нём не ука­за­ны два яв­ле­ния или фи­зи­че­ских закона, не­об­хо­ди­мых для пол­но­го верного объяснения.

ИЛИ

Указаны все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и законы, закономерности, но име­ю­щи­е­ся рассуждения, на­прав­лен­ные на по­лу­че­ние ответа на во­прос задания, не до­ве­де­ны до конца.

ИЛИ

Указаны все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и законы, закономерности, но име­ю­щи­е­ся рассуждения, при­во­дя­щие к ответу, со­дер­жат ошибки.

ИЛИ

Указаны не все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и законы, закономерности, но име­ют­ся верные рассуждения, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние задачи

1
Все слу­чаи решения, ко­то­рые не со­от­вет­ству­ют вы­ше­ука­зан­ным критериям вы­став­ле­ния оценок в 1, 2, 3 балла0
Максимальный балл3


Пример 1.

Оцените это решение в баллах:

Пример 2.

Оцените это решение в баллах:

Пример 3.

Оцените это решение в баллах:

Пример 4.

Оцените это решение в баллах:

Пример 5.

Оцените это решение в баллах:

Пример 6.

Оцените это решение в баллах:



Задание № 5628

Катушка, обладающая индуктивностью L, соединена с источником питания с ЭДС и двумя одинаковыми резисторами R. Электрическая схема соединения показана на рис. 1. В начальный момент ключ в цепи разомкнут.

В момент времени t = 0 ключ замыкают, что приводит к изменениям силы тока, регистрируемым амперметром, как показано на рис. 2. Основываясь на известных физических законах, объясните, почему при замыкании ключа сила тока плавно увеличивается до некоторого нового значения — Определите значение силы тока Внутренним сопротивлением источника тока пренебречь.


Решение

1. Сила тока определяется законом Ома для полной цепи: где I — сила тока в цепи, — сопротивление цепи, а — ЭДС самоиндукции, возникающая только при изменении силы тока, и препятствующая его изменению согласно правилу Ленца.

 

2. До замыкания ключа сила тока через амперметр определяется законом Ома для замкнутой цепи:

 

3. При замыкании ключа сопротивление цепи скачком уменьшается в 2 раза, но ЭДС самоиндукции препятствует изменению силы тока через катушку. Поэтому сила тока через катушку при замыкании ключа не претерпевает скачка.

 

4. Постепенно ЭДС самоиндукции уменьшается до нуля, а сила тока через катушку плавно возрастает до стационарного значения:



Критерии оце­ни­ва­ния выполнения заданияБаллы
Приведён пра­виль­ный ответ (в дан­ном слу­чае – зна­че­ние силы тока — п. 4), и пред­став­ле­но полное вер­ное объяснение (в дан­ном случае — п. 1–3) с ука­за­ни­ем на­блю­да­е­мых яв­ле­ний и за­ко­нов (в дан­ном случае: закон Ома для пол­ной цепи, яв­ле­ние самоиндукции).3
Дан пра­виль­ный ответ, и при­ве­де­но объяснение, но в ре­ше­нии имеются сле­ду­ю­щие недостатки.

В объ­яс­не­нии не ука­за­но или не ис­поль­зу­ет­ся одно из фи­зи­че­ских явлений, свойств, опре­де­ле­ний или один из за­ко­нов (формул), не­об­хо­ди­мых для пол­но­го вер­но­го объяснения. (Утверждение, ле­жа­щее в ос­но­ве объяснения, не под­креп­ле­но со­от­вет­ству­ю­щим законом, свойством, явлением, опре­де­ле­ни­ем и тому подобное).

ИЛИ

Объяснения пред­став­ле­ны не в пол­ном объёме, или в них со­дер­жит­ся один ло­ги­че­ский недочёт.

2
Представлено решение, со­от­вет­ству­ю­щее од­но­му из сле­ду­ю­щих случаев.

Дан пра­виль­ный ответ на во­прос задания, и при­ве­де­но объяснение, но в нём не ука­за­ны два яв­ле­ния или фи­зи­че­ских закона, не­об­хо­ди­мых для пол­но­го верного объяснения.

ИЛИ

Указаны все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и законы, закономерности, но име­ю­щи­е­ся рассуждения, на­прав­лен­ные на по­лу­че­ние ответа на во­прос задания, не до­ве­де­ны до конца.

ИЛИ

Указаны все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и законы, закономерности, но име­ю­щи­е­ся рассуждения, при­во­дя­щие к ответу, со­дер­жат ошибки.

ИЛИ

Указаны не все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и законы, закономерности, но име­ют­ся верные рассуждения, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние задачи.

1
Все слу­чаи решения, ко­то­рые не со­от­вет­ству­ют вы­ше­ука­зан­ным критериям вы­став­ле­ния оценок в 1, 2, 3 балла.0
Максимальный балл3


Пример 1.

Оцените это решение в баллах:

Пример 2.

Оцените это решение в баллах:

Пример 3.

Оцените это решение в баллах:

Пример 4.

Оцените это решение в баллах:

Пример 5.

Оцените это решение в баллах:

Пример 6.

Оцените это решение в баллах:

Пример 7.

 

Оцените это решение в баллах:

Пример 8.

 

Оцените это решение в баллах:



Задание № 7159

Около небольшой металлической пластины, укрепленной на изолирующей подставке, подвесили на шёлковой нити лёгкую металлическую незаряженную гильзу. Когда пластину подсоединили к клемме высоковольтного выпрямителя, подав на неё отрицательный заряд, гильза пришла в движение. Опишите движение гильзы и объясните его.


Решение

Под действием электрического поля пластины изменится распределение электронов в гильзе и произойдёт её электризация: та её сторона, которая ближе к пластине, будет иметь положительный заряд, а противоположная сторона — отрицательный.

Поскольку силы взаимодействия заряженных тел уменьшаются с ростом расстояния между ними, притяжение к пластине левой стороны гильзы будет сильнее отталкивания правой стороны гильзы, и гильза будет двигаться к пластине, пока не коснется её.

В момент касания часть электронов перейдет с отрицательно заряженной пластины на гильзу, гильза приобретет отрицательный заряд и оттолкнется от одноименно заряженной пластины. Гильза отклонится вправо и зависнет в положении, в котором равнодействующая всех сил равна нулю.



Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
Все слу­чаи решения, ко­то­рые не со­от­вет­ству­ют вы­ше­ука­зан­ным кри­те­ри­ям вы­став­ле­ния оце­нок в 1, 2, 3 балла0
Представлено решение, со­от­вет­ству­ю­щее одному из сле­ду­ю­щих случаев.

Дан пра­виль­ный ответ на во­прос задания, и при­ве­де­но объяснение, но в нём не ука­за­ны два яв­ле­ния или фи­зи­че­ских закона, не­об­хо­ди­мых для пол­но­го верного объяснения.

ИЛИ

Указаны все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния явления и законы, закономерности, но име­ю­щи­е­ся рассуждения, на­прав­лен­ные на по­лу­че­ние ответа на во­прос задания, не до­ве­де­ны до конца.

ИЛИ

Указаны все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния явления и законы, закономерности, но име­ю­щи­е­ся рассуждения, при­во­дя­щие к ответу, со­дер­жат ошибки.

ИЛИ

Указаны не все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния явления и законы, закономерности, но име­ют­ся верные рассуждения, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние задачи

1
Дан пра­виль­ный ответ, и при­ве­де­но объяснение, но в ре­ше­нии имеются один или не­сколь­ко из сле­ду­ю­щих недостатков:

В объ­яс­не­нии не ука­за­но или не ис­поль­зу­ет­ся одно из фи­зи­че­ских явлений, свойств, опре­де­ле­ний или один из за­ко­нов (формул), не­об­хо­ди­мых для пол­но­го верного объяснения. (Утверждение, ле­жа­щее в ос­но­ве объяснения, не под­креп­ле­но соответствующим законом, свойством, явлением, опре­де­ле­ни­ем и т.п.)

И (ИЛИ)

Указаны все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния явления и законы, закономерности, но в них со­дер­жит­ся один ло­ги­че­ский недочёт.

И (ИЛИ)

В ре­ше­нии имеются лиш­ние записи, не вхо­дя­щие в ре­ше­ние (возможно, неверные), ко­то­рые не от­де­ле­ны от ре­ше­ния (не зачёркнуты, не за­клю­че­ны в скобки, рамку и т.п.).

И (ИЛИ)

В ре­ше­нии имеется не­точ­ность в ука­за­нии на одно из фи­зи­че­ских явлений, свойств, определений, за­ко­нов (формул), не­об­хо­ди­мых для пол­но­го верного объяснения

2
Приведено пол­ное правильное решение, вклю­ча­ю­щее правильный ответ (в дан­ном случае: опи­са­ние движения гильзы) и ис­чер­пы­ва­ю­щие верные рас­суж­де­ния с пря­мым указанием на­блю­да­е­мых явлений и за­ко­нов (в дан­ном случае: электризация, вза­и­мо­дей­ствие заряженных тел, вто­рой закон Ньютона)3
Максимальный балл3


Пример 1.

Оцените это решение в баллах:

Пример 2.

Оцените это решение в баллах:

Пример 3.

Оцените это решение в баллах:

Пример 4.

Оцените это решение в баллах:

Пример 5.

Оцените это решение в баллах:



Задание № 7164

Три одинаковых сосуда, содержащих разреженный газ, соединены друг с другом трубками малого диаметра: первый сосуд — со вторым, второй — с третьим. Первоначально давление газа в сосудах было равно соответственно р, 3р и р. В ходе опыта сначала открыли и закрыли кран, соединяющий второй и третий сосуды, а затем открыли и закрыли кран, соединяющий первый сосуд со вторым. Как изменилось в итоге (уменьшилось, увеличилось или осталось неизменным) количество газа в первом сосуде? (Температура газа оставалась в течение всего опыта неизменной.)


Решение

1. В итоге количество газа в первом сосуде увеличилось

2. В соответствии с законами Дальтона и Бойля−Мариотта (применёнными к парциальным давлениям газов во втором и третьем сосудах), суммарное давление этих газов после закрывания второго крана равно

3. Аналогично этому давление в первом и втором сосудах после закрывания первого крана равно Это означает, согласно уравнению Клапейрона–Менделеева, что количество газа в первом сосуде в итоге увеличилось.



Критерии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния заданияБаллы
Приведено полное правильное решение, включающее правильный ответ (в данном случае: увеличение количества газа в первом сосуде) и исчерпывающие верные рассуждения с прямым указанием наблюдаемых явлений и законов (в данном случае: законы Дальтона и БойляМариотта, уравнение Клапейрона–Менделеева)3
Дан правильный ответ, и приведено объяснение, но в решении имеются один или несколько из следующих недостатков:

В объяснении не указано или не используется одно из физических явлений, свойств, определений или один из законов (формул), необходимых для полного верного объяснения. (Утверждение, лежащее в основе объяснения, не подкреплено соответствующим законом, свойством, явлением, определением и т.п.)

И (ИЛИ)

Указаны все необходимые для объяснения явления и законы, закономерности, но в них содержится один логический недочёт.

И (ИЛИ)

В решении имеются лишние записи, не входящие в решение (возможно, неверные), которые не отделены от решения (не зачёркнуты, не заключены в скобки, рамку и т.п.).

И (ИЛИ)

В решении имеется неточность в указании на одно из физических явлений, свойств, определений, законов (формул), необходимых для полного верного объяснения

2
Представлено решение, соответствующее одному из следующих случаев.

Дан правильный ответ на вопрос задания, и приведено объяснение, но в нём не указаны два явления или физических закона, необходимых для полного верного объяснения.

ИЛИ

Указаны все необходимые для объяснения явления и законы, закономерности, но имеющиеся рассуждения, направленные на получение ответа на вопрос задания, не доведены до конца.

ИЛИ

Указаны все необходимые для объяснения явления и законы, закономерности, но имеющиеся рассуждения, приводящие к ответу, содержат ошибки.

ИЛИ

Указаны не все необходимые для объяснения явления и законы, закономерности, но имеются верные рассуждения, направленные на решение задачи

1
Все слу­чаи решения, ко­то­рые не со­от­вет­ству­ют вы­ше­ука­зан­ным критериям вы­став­ле­ния оце­нок в 1, 2, 3 балла.0
Максимальный балл3


Пример 1.

Оцените это решение в баллах:

Пример 2.

Оцените это решение в баллах:

Пример 3.

Оцените это решение в баллах:

Пример 4.

Оцените это решение в баллах:

Пример 5.

Оцените это решение в баллах:



Задание № 8554

Электрическая цепь состоит из двух лампочек, двух диодов и витка провода, соединённых, как показано на рисунке. (Диод пропускает ток только в одном направлении, как показано в верхней части рисунка). Какая из лампочек загорится, если к витку приближать северный полюс магнита? Ответ объясните, указав, какие явления и закономерности Вы использовали при объяснении.


Решение

1. Загорится лампочка 2.

2. При приближении магнита к витку будет меняться магнитный поток сквозь виток, и в витке возникнет индукционный ток. Согласно правилу Ленца магнитное поле этого тока должно препятствовать движению магнита, поэтому выходящие из витка линии индукции этого поля будут направлены

в сторону магнита. Для создания такого поля согласно правилу «буравчика» индукционный ток в цепи, содержащей виток, должен быть направлен по часовой стрелке, а в цепи ламп — от Б к А. Ток такого направления пропускает только диод на участке цепи лампочки 2, она и будет гореть.



Критерии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния заданияБаллы
Приведено пол­ное пра­виль­ное решение, вклю­ча­ю­щее пра­виль­ный ответ (в дан­ном случае: ука­за­но на­прав­ле­ние дви­же­ния магнита) и ис­чер­пы­ва­ю­щие вер­ные рас­суж­де­ния с пря­мым ука­за­ни­ем на­блю­да­е­мых яв­ле­ний и за­ко­нов (в дан­ном случае: определено на­прав­ле­ние тока через ка­туш­ку после за­мы­ка­ния ключа и на­прав­ле­ние ин­дук­ции маг­нит­но­го поля вб­ли­зи верх­не­го торца ка­туш­ки с ука­за­ни­ем на ис­поль­зу­е­мые правила, про­ве­де­на ана­ло­гия с вза­и­мо­дей­стви­ем двух магнитов)3
Дан пра­виль­ный ответ, и при­ве­де­но объяснение, но в ре­ше­нии име­ют­ся один или не­сколь­ко из сле­ду­ю­щих недостатков.

В объ­яс­не­нии не ука­за­но или не ис­поль­зу­ет­ся одно из фи­зи­че­ских явлений, свойств, опре­де­ле­ний или один из за­ко­нов (формул), не­об­хо­ди­мых для пол­но­го вер­но­го объяснения. (Утверждение, ле­жа­щее в ос­но­ве объяснения, не под­креп­ле­но со­от­вет­ству­ю­щим законом, свойством, явлением, опре­де­ле­ни­ем и тому подобное).

И (ИЛИ)

Ука­за­ны все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и законы, закономерности, но в них со­дер­жит­ся один ло­ги­че­ский недочёт.

И (ИЛИ)

В ре­ше­нии име­ют­ся лиш­ние записи, не вхо­дя­щие в ре­ше­ние (возможно, неверные), ко­то­рые не от­де­ле­ны от ре­ше­ния (не зачёркнуты; не за­клю­че­ны в скобки, рамку и тому подобное).

И (ИЛИ)

В ре­ше­нии име­ет­ся не­точ­ность в ука­за­нии на одно из фи­зи­че­ских явлений, свойств, определений, за­ко­нов (формул),

необходимых для пол­но­го вер­но­го объяснения.

2
Представлено решение, со­от­вет­ству­ю­щее одному из сле­ду­ю­щих случаев.

Дан пра­виль­ный ответ на во­прос задания, и при­ве­де­но объяснение, но в нём не ука­за­ны два яв­ле­ния или фи­зи­че­ских закона, не­об­хо­ди­мых для пол­но­го вер­но­го объяснения.

ИЛИ

Ука­за­ны все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и законы, закономерности, но име­ю­щи­е­ся рассуждения, на­прав­лен­ные на по­лу­че­ние от­ве­та на во­прос задания, не до­ве­де­ны до конца.

ИЛИ

Ука­за­ны все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и законы, закономерности, но име­ю­щи­е­ся рассуждения, при­во­дя­щие к ответу, со­дер­жат ошибки.

ИЛИ

Ука­за­ны не все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и законы, закономерности, но име­ют­ся вер­ные рассуждения, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние задачи

1
Все слу­чаи решения, ко­то­рые не со­от­вет­ству­ют вы­ше­ука­зан­ным кри­те­ри­ям вы­став­ле­ния оце­нок в 1, 2, 3 балла.0
Максимальный балл3


Пример 1.

Оцените это решение в баллах:

Пример 2.

Оцените это решение в баллах:

Пример 3.

Оцените это решение в баллах:

Пример 4.

Оцените это решение в баллах:



Наверх
Вернуться на основную страницу «Школы экспертов»