СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Физика
≡ физика
сайты - меню - вход - новости




Школа экспертов
Вернуться на основную страницу «Школы экспертов»

Ниже представлены ученические решения экзаменационных заданий. Оцените каждое из них в соответствии с критериями проверки заданий ЕГЭ. После нажатия кнопки «Проверить» вы узнаете правильный балл за каждое из решений. В конце будут подведены итоги.

Задание 3069
Задание 3070
Задание 3075
Задание 5384
Задание 6401


Задание № 3069

Кусок пластилина сталкивается со скользящим навстречу по горизонтальной поверхности стола бруском и прилипает к нему. Скорости пластилина и бруска перед ударом направлены противоположно и равны и Масса бруска в 4 раза больше массы пластилина. Коэффициент трения скольжения между бруском и столом На какое расстояние переместятся слипшиеся брусок с пластилином к моменту, когда их скорость уменьшится на 30 %?


Решение

Пусть m — масса куска пластилина, M — масса бруска,  — начальная скорость бруска с пластилином после взаимодействия. Согласно закону сохранения импульса имеем:

 

 

Так как то

 

 

По условию конечная скорость бруска с пластилином По закону изменения механической энергии имеем:

 

 

Ответ:



Критерии оценки выполнения задания Баллы
Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:
1) правильно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном решении — закон сохранения импульса, закон сохранения и изменения механической энергии);
2) проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ (с указанием единиц измерения); при этом допускается решение «по частям» (с промежуточными вычислениями).
3
Представленное решение содержит п. 1 полного решения, но имеет один из следующих недостатков:
– в необходимых математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка,
   ИЛИ
– необходимые математические преобразования и вычисления логически верны, не содержат ошибок, но не закончены,
   ИЛИ
– не представлены преобразования, приводящие к ответу, но записан правильный числовой ответ или ответ в общем виде,
   ИЛИ
– решение содержит ошибку в необходимых математических преобразованиях и не доведено до числового ответа.
2
Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев:
– представлены только положения и формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи, без каких-либо преобразований с их использованием, направленных на решение задачи, и ответа,
   ИЛИ
– в решении отсутствует ОДНА из исходных формул, необходимая для решения задачи (или утверждение, лежащее в основе решения), но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи,
   ИЛИ
– в ОДНОЙ из исходных формул, необходимых для решения задачи (или утверждении, лежащем в основе решения), допущена ошибка, но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи.
1
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла. 0


Пример 1.

 

Оцените это решение в баллах:

Пример 2.

 

Оцените это решение в баллах:

Пример 3.

 

Оцените это решение в баллах:

Оцените это решение в баллах:

Пример 5.

 

Оцените это решение в баллах:



Задание № 3070

Наклонная плоскость пересекается с горизонтальной плоскостью по прямой AB. Угол между плоскостями Маленькая шайба начинает движение вверх по наклонной плоскости из точки A с начальной скоростью под углом к прямой AB. В ходе движения шайба съезжает на прямую AB в точке B. Пренебрегая трением между шайбой и наклонной плоскостью, найдите расстояние AB.


Решение

Выбор системы координат: ось x направлена по прямой AB, ось y — вверх по наклонной плоскости перпендикулярно линии AB.

Проекции вектора ускорения свободного падения :

 

 

Движение по наклонной плоскости эквивалентно движению тела, брошенного под углом к горизонту, в поле тяжести с ускорением

Уравнения движения вдоль осей x и y:

 

 

В момент времени t, соответствующий концу движения, и Используя это условие для решения системы уравнений, получаем

 

 



Кри­те­рии оценки вы­пол­не­ния задания Баллы
При­ве­де­но полное пра­виль­ное решение, вклю­ча­ю­щее следующие элементы:
1) верно за­пи­са­ны формулы, вы­ра­жа­ю­щие физические законы, при­ме­не­ние которых не­об­хо­ди­мо для ре­ше­ния задачи вы­бран­ным способом (в дан­ном решении — формулы ки­не­ма­ти­ки для рав­но­уско­рен­но­го движения, три­го­но­мет­ри­че­ские соотношения для про­ек­ций величин);
2) про­ве­де­ны необходимые ма­те­ма­ти­че­ские преобразования и расчеты, пр­во­дя­щие к пра­виль­но­му числовому ответу, и пред­став­лен ответ (с ука­за­ни­ем единиц измерения); при этом до­пус­ка­ет­ся решение «по частям» (с про­ме­жу­точ­ны­ми вычислениями).
3
Пред­став­лен­ное решение со­дер­жит п. 1 пол­но­го решения, но имеет один из сле­ду­ю­щих недостатков:
– в не­об­хо­ди­мых математических пре­об­ра­зо­ва­ни­ях или вы­чис­ле­ни­ях допущена ошибка,
   ИЛИ
– не­об­хо­ди­мые математические пре­об­ра­зо­ва­ния и вы­чис­ле­ния логически верны, не со­дер­жат ошибок, но не закончены,
   ИЛИ
– не пред­став­ле­ны преобразования, при­во­дя­щие к ответу, но за­пи­сан правильный чис­ло­вой ответ или ответ в общем виде,
   ИЛИ
– ре­ше­ние содержит ошиб­ку в не­об­хо­ди­мых математических пре­об­ра­зо­ва­ни­ях и не до­ве­де­но до чис­ло­во­го ответа.
2
Пред­став­ле­ны записи, со­от­вет­ству­ю­щие одному из сле­ду­ю­щих случаев:
– пред­став­ле­ны только по­ло­же­ния и формулы, вы­ра­жа­ю­щие физические законы, при­ме­не­ние которых не­об­хо­ди­мо для ре­ше­ния задачи, без каких-либо пре­об­ра­зо­ва­ний с их использованием, на­прав­лен­ных на ре­ше­ние задачи, и ответа,
   ИЛИ
– в ре­ше­нии отсутствует ОДНА из ис­ход­ных формул, не­об­хо­ди­мая для ре­ше­ния задачи (или утверждение, ле­жа­щее в ос­но­ве решения), но при­сут­ству­ют логически вер­ные преобразования с име­ю­щи­ми­ся формулами, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние задачи,
   ИЛИ
– в ОДНОЙ из ис­ход­ных формул, не­об­хо­ди­мых для ре­ше­ния задачи (или в утверждении, ле­жа­щем в ос­но­ве решения), до­пу­ще­на ошибка, но при­сут­ству­ют логически вер­ные преобразования с име­ю­щи­ми­ся формулами, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние задачи.
1
Все слу­чаи решения, ко­то­рые не со­от­вет­ству­ют вышеуказанным кри­те­ри­ям выставления оце­нок в 1, 2, 3 балла. 0


Пример 1.

 

Оцените это решение в баллах:

Пример 2.

 

Оцените это решение в баллах:

Пример 3.

 

Оцените это решение в баллах:

Пример 4.

 

Оцените это решение в баллах:

Пример 5.

 

Оцените это решение в баллах:



Задание № 3075

Снаряд массой 4 кг, летящий со скоростью 400 м/с, разрывается на две равные части, одна из которых летит в направлении движения снаряда, а другая — в противоположную сторону. В момент разрыва суммарная кинетическая энергия осколков увеличилась на величину Скорость осколка, летящего по направлению движения снаряда, равна 900 м/с. Найдите


Решение

Введём обозначения: 2m — масса снаряда до взрыва; — модуль скорости снаряда до взрыва; — модуль скорости осколка, летящего вперёд; — модуль скорости осколка, летящего назад.

Система уравнений для решения задачи:

 

 

Выразим из первого уравнения: и подставим во второе уравнение. Получим:

 

 

Отсюда следует:

 

Ответ:



Критерии оценки выполнения задания Баллы
Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:
1) верно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном решении — законы сохранения энергии и импульса);
2) проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ (с указанием единиц измерения). При этом допускается решение "по частям" (с промежуточными вычислениями).
3
Представленное решение содержит п.1 полного решения, но и имеет один из следующих недостатков:
— В необходимых математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка.
   ИЛИ
— Необходимые математические преобразования и вычисления логически верны, не содержат ошибок, но не закончены.
   ИЛИ
— Не представлены преобразования, приводящие к ответу, но записан правильный числовой ответ или ответ в общем виде.
   ИЛИ
— Решение содержит ошибку в необходимых математических преобразованиях и не доведено до числового ответа.
2
Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев:
— Приведены рассуждения с указанием на физические явления и законы, но законы, применение которых необходимо для решения задачи, без каких-либо преобразований с их использованием, направленных на решение задачи, и ответа.
   ИЛИ
— В решении отсутствует ОДНА из исходных формул, необходимая для решения задачи (или утверждение, лежащее в основе решения), но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи.
   ИЛИ
— В ОДНОЙ из исходных формул, необходимых для решения задачи (или утверждении, лежащем в основе решения), допущена ошибка, но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи.
1
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла. 0


Пример 1.

 

Оцените это решение в баллах:

Пример 2.

 

Оцените это решение в баллах:

Пример 3.

 

Оцените это решение в баллах:

Пример 4.

 

Оцените это решение в баллах:

Пример 5.

 

Оцените это решение в баллах:



Задание № 5384

К одному концу лёгкой пружины жёсткостью k = 100 Н/м прикреплён массивный груз, лежащий на горизонтальной плоскости, другой конец пружины закреплён неподвижно (см. рисунок). Коэффициент трения груза по плоскости Груз смещают по горизонтали, растягивая пружину, затем отпускают с начальной скоростью, равной нулю. Груз движется в одном направлении и затем останавливается в положении, в котором пружина уже сжата. Максимальное растяжение пружины, при котором груз движется таким образом, равно d = 15 см. Найдите массу m груза.


Решение

1. Начальная энергия системы равна потенциальной энергии растянутой пружины: После того, как пружину отпустили, она остановится в положении, при котором она сжата на величину Тогда конечная энергия системы равна потенциальной энергии сжатой пружины:

Изменение полной энергии системы равно работе силы трения

 

 

где  — модуль силы реакции опоры.

2. В момент, когда груз остановился, по второму закону Ньютона равнодействующая всех сил стала равна нулю. Пружина сжата, поэтому сила упругости пружины направлена вправо. Её уравновешивает сила трения покоя, которая направлена против возможного движения, причём эта сила максимальна, т. к. по условию начальное положение пружины соответствует максимальному растяжению пружины, при котором груз движется таким образом.

Запишем закон Ньютона для горизонтальной и вертикальной осей:

 

 

3. Подставим полученное выражение для в равенство из пункта 1:

 

 

 

После подстановки получим

 

Ответ:



Критерии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния заданияБаллы
Приведено пол­ное решение, вклю­ча­ю­щее сле­ду­ю­щие элементы:

I) за­пи­са­ны по­ло­же­ния тео­рии и фи­зи­че­ские законы, закономерности, при­ме­не­ние ко­то­рых не­об­хо­ди­мо для ре­ше­ния за­да­чи вы­бран­ным спо­со­бом (в дан­ном случае: вто­рой закон Ньютона, формула связи изменения механической энергии системы тел и работы силы трения, выражения для модуля силы трения покоя и скольжения);

II) опи­са­ны все вновь вво­ди­мые в ре­ше­нии бук­вен­ные обо­зна­че­ния фи­зи­че­ских ве­ли­чин (за ис­клю­че­ни­ем обо­зна­че­ний констант, ука­зан­ных в ва­ри­ан­те КИМ, и обо­зна­че­ний величин, ис­поль­зу­е­мых в усло­вии задачи);

III) про­ве­де­ны не­об­хо­ди­мые ма­те­ма­ти­че­ские преобразования, при­во­дя­щие к пра­виль­но­му ответу;

IV) пред­став­лен пра­виль­ный ответ

3
Правильно за­пи­са­ны все не­об­хо­ди­мые по­ло­же­ния теории, фи­зи­че­ские законы, закономерности, и про­ве­де­ны не­об­хо­ди­мые преобразования. Но име­ют­ся сле­ду­ю­щие недостатки.

Записи, со­от­вет­ству­ю­щие пунк­ту II, пред­став­ле­ны не в пол­ном объёме или отсутствуют.

ИЛИ

В ре­ше­нии лиш­ние записи, не вхо­дя­щие в ре­ше­ние (возможно, неверные), не от­де­ле­ны от ре­ше­ния (не зачёркнуты; не за­клю­че­ны в скобки, рамку и т.п.).

ИЛИ

В не­об­хо­ди­мых ма­те­ма­ти­че­ских пре­об­ра­зо­ва­ни­ях или вы­чис­ле­ни­ях до­пу­ще­ны ошибки, и (или)

преобразования/вычисления не до­ве­де­ны до конца.

ИЛИ

От­сут­ству­ет пункт IV, или в нём до­пу­ще­на ошибка

2
Представлены записи, со­от­вет­ству­ю­щие од­но­му из сле­ду­ю­щих случаев.

Пред­став­ле­ны толь­ко по­ло­же­ния и формулы, вы­ра­жа­ю­щие фи­зи­че­ские законы, при­ме­не­ние ко­то­рых не­об­хо­ди­мо для ре­ше­ния задачи, без каких-либо пре­об­ра­зо­ва­ний с их использованием, на­прав­лен­ных на ре­ше­ние задачи, и ответа.

ИЛИ

В ре­ше­нии от­сут­ству­ет ОДНА из ис­ход­ных формул, не­об­хо­ди­мая для ре­ше­ния за­да­чи (или утверждение, ле­жа­щее в ос­но­ве решения), но при­сут­ству­ют ло­ги­че­ски вер­ные пре­об­ра­зо­ва­ния с име­ю­щи­ми­ся формулами, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние задачи.

ИЛИ

В ОДНОЙ из ис­ход­ных формул, не­об­хо­ди­мых для ре­ше­ния за­да­чи (или в утверждении, ле­жа­щем в ос­но­ве решения), до­пу­ще­на ошибка, но при­сут­ству­ют ло­ги­че­ски вер­ные пре­об­ра­зо­ва­ния с име­ю­щи­ми­ся формулами, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние задачи

1
Все слу­чаи решения, ко­то­рые не со­от­вет­ству­ют вы­ше­ука­зан­ным кри­те­ри­ям вы­став­ле­ния оце­нок в 1, 2, 3 балла0
Максимальный балл3


Пример 1.

Оцените это решение в баллах:

Пример 2.

Оцените это решение в баллах:

Пример 3.

 

Оцените это решение в баллах:

Пример 4.

 

Оцените это решение в баллах:

Пример 5.

Оцените это решение в баллах:

Пример 6.

Оцените это решение в баллах:

Пример 7.

Оцените это решение в баллах:

Пример 8.

Оцените это решение в баллах:



Задание № 6401

Полый конус с углом при вершине 2α вращается с угловой скоростью ω вокруг вертикальной оси, совпадающей с его осью симметрии. Вершина конуса обращена вверх. На внешней поверхности конуса находится небольшая шайба, коэффициент трения которой о поверхность конуса равен μ. При каком максимальном расстоянии L от вершины шайба будет неподвижна относительно конуса? Сделайте схематический рисунок с указанием сил, действующих на шайбу.


Решение

Запишем второй закон Ньютона для шайбы:

 

 

Проекции уравнения на оси OX и OY в инерциальной системе отсчёта, связанной с Землей:

 

 

Поскольку система уравнений принимает вид:

 

 

Откуда Но Следовательно,

 

 

Ответ:



Критерии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния заданияБаллы
Приведено пол­ное решение, вклю­ча­ю­щее сле­ду­ю­щие элементы:

I) за­пи­са­ны по­ло­же­ния тео­рии и фи­зи­че­ские законы, закономерности, при­ме­не­ние ко­то­рых не­об­хо­ди­мо для ре­ше­ния за­да­чи вы­бран­ным спо­со­бом (в дан­ном слу­чае — вто­рой закон Ньютона, фор­му­лы для силы тре­ния и цен­тро­стре­ми­тель­но­го ускорения);

II) опи­са­ны все вновь вво­ди­мые в ре­ше­нии бук­вен­ные обо­зна­че­ния фи­зи­че­ских ве­ли­чин (за ис­клю­че­ни­ем обо­зна­че­ний констант, ука­зан­ных в ва­ри­ан­те КИМ, и обо­зна­че­ний величин, ис­поль­зу­е­мых в усло­вии задачи);

III) про­ве­де­ны не­об­хо­ди­мые ма­те­ма­ти­че­ские преобразования, при­во­дя­щие к пра­виль­но­му ответу;

IV) пред­став­лен пра­виль­ный ответ.

3
Правильно за­пи­са­ны все не­об­хо­ди­мые по­ло­же­ния теории, фи­зи­че­ские законы, за­ко­но­мер­но­сти и про­ве­де­ны не­об­хо­ди­мые преобразования, но име­ют­ся сле­ду­ю­щие недостатки.

Записи, со­от­вет­ству­ю­щие пунк­ту II, пред­став­ле­ны не в пол­ном объёме или отсутствуют.

ИЛИ

Лишние записи, не вхо­дя­щие в ре­ше­ние (возможно, неверные), не от­де­ле­ны от ре­ше­ния (не зачёркнуты, не за­клю­че­ны в скобки, рамку и т. п.).

ИЛИ

В не­об­хо­ди­мых ма­те­ма­ти­че­ских пре­об­ра­зо­ва­ни­ях или вы­чис­ле­ни­ях до­пу­ще­ны ошибки, и (или) преобразования/вычисления не до­ве­де­ны до конца.

ИЛИ

Отсутствует пункт IV, или в нём до­пу­ще­на ошибка.

2
Представлены записи, со­от­вет­ству­ю­щие од­но­му из сле­ду­ю­щих случаев.

Представлены толь­ко по­ло­же­ния и формулы, вы­ра­жа­ю­щие фи­зи­че­ские законы, при­ме­не­ние ко­то­рых не­об­хо­ди­мо для ре­ше­ния задачи, без каких-либо пре­об­ра­зо­ва­ний с их использованием, на­прав­лен­ных на ре­ше­ние задачи, и ответа.

ИЛИ

В ре­ше­нии от­сут­ству­ет одна из ис­ход­ных формул, не­об­хо­ди­мая для ре­ше­ния за­да­чи (или утверждение, ле­жа­щее в ос­но­ве решения), но при­сут­ству­ют ло­ги­че­ски вер­ные пре­об­ра­зо­ва­ния с име­ю­щи­ми­ся формулами, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние задачи.

ИЛИ

В одной из ис­ход­ных формул, не­об­хо­ди­мых для ре­ше­ния за­да­чи (или в утверждении, ле­жа­щем в ос­но­ве решения), до­пу­ще­на ошибка, но при­сут­ству­ют ло­ги­че­ски вер­ные пре­об­ра­зо­ва­ния с име­ю­щи­ми­ся формулами, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние задачи.

1
Все слу­чаи решения, ко­то­рые не со­от­вет­ству­ют вы­ше­ука­зан­ным кри­те­ри­ям вы­став­ле­ния оце­нок в 1, 2, 3 балла.0
Максимальный балл3


Пример 1.

Оцените это решение в баллах:

Пример 2.

Оцените это решение в баллах:

Пример 3.

Оцените это решение в баллах:

Пример 4.

Оцените это решение в баллах:

Пример 5.

Оцените это решение в баллах:

Пример 6.

Оцените это решение в баллах:



Наверх
Вернуться на основную страницу «Школы экспертов»