≡ физика
сайты - меню - вход - новости




Школа экспертов
Вернуться на основную страницу «Школы экспертов»

Ниже представлены ученические решения экзаменационных заданий. Оцените каждое из них в соответствии с критериями проверки заданий ЕГЭ. После нажатия кнопки «Проверить» вы узнаете правильный балл за каждое из решений. В конце будут подведены итоги.

Задание 3078
Задание 3079
Задание 3080
Задание 3081
Задание 5386
Задание 8557


Задание № 3078

Напряжённость электрического поля плоского конденсатора (см. рисунок) равна 24 кВ/м. Внутреннее сопротивление источника ЭДС сопротивления резисторов Найдите расстояние между пластинами конденсатора.


Решение

Электрический ток через последовательно включенные и С не идёт, поэтому напряжения на конденсаторе и резисторе одинаковы и равны: где  — напряжённость поля в конденсаторе. Отсюда

Согласно закону Ома,

 

Ответ:



Критерии оценки выполнения задания Баллы
Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:
1) верно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном решении – закон Ома для полной цепи и участка цепи, равенство напряжений на параллельно соединенных элементах цепи, связь разности потенциалов с напряженностью поля);
2) проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ (с указанием единиц измерения); при этом допускается решение «по частям» (с промежуточными вычислениями).
3
Представленное решение содержит п.1 полного решения, но и имеет один из следующих недостатков:
— В необходимых математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка.
   ИЛИ
— Необходимые математические преобразования и вычисления логически верны, не содержат ошибок, но не закончены.
   ИЛИ
— Не представлены преобразования, приводящие к ответу, но записан правильный числовой ответ или ответ в общем виде.
   ИЛИ
— Решение содержит ошибку в необходимых математических преобразованиях и не доведено до числового ответа.
2
Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев:
— Представлены только положения и формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи, без каких- либо преобразований с их использованием, направленных на решение задачи, и ответа.
   ИЛИ
— В решении отсутствует ОДНА из исходных формул, необходимая для решения задачи (или утверждение, лежащее в основе решения), но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи.
   ИЛИ
— В ОДНОЙ из исходных формул, необходимых для решения задачи (или утверждении, лежащем в основе решения), допущена ошибка, но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи.
1
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла. 0


Пример 1.

 

Оцените это решение в баллах:

Пример 2.

Оцените это решение в баллах:

Пример 3.

 

Оцените это решение в баллах:

Пример 4.

 

Оцените это решение в баллах:



Задание № 3079

Электрическая цепь состоит из источника тока и реостата. ЭДС источника его внутреннее сопротивление Сопротивление реостата можно изменять в пределах от 1 Ом до 5 Ом. Чему равна максимальная мощность тока, выделяемая на реостате?


Решение

Определим напряжение на нагрузке. По закону Ома для полной цепи, ток через реостат равен Следовательно, напряжение на реостате равно

Мощность, выделяемая в цепи, тогда находится по формуле

 

 

Корни квадратного уравнения: : Поэтому максимум функции достигается при (для этого сопротивление реостата должно равняться что лежит в пределах его возможных значений) и равен

 

Ответ: (Вт)



Критерии оценки выполнения задания Баллы
Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:
– верно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном решении – закон Ома для полной цепи и формула для мощности тока);
– проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ (с указанием единиц измерения); при этом допускается решение «по частям» (с промежуточными вычислениями).
3
Представленное решение содержит п.1 полного решения, но и имеет один из следующих недостатков:
— В необходимых математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка.
   ИЛИ
— Необходимые математические преобразования и вычисления логически верны, не содержат ошибок, но не закончены.
   ИЛИ
— Не представлены преобразования, приводящие к ответу, но записан правильный числовой ответ или ответ в общем виде.
   ИЛИ
— Решение содержит ошибку в необходимых математических преобразованиях и не доведено до числового ответа.
2
Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев:
— Представлены только положения и формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи, без каких- либо преобразований с их использованием, направленных на решение задачи, и ответа.
   ИЛИ
— В решении отсутствует ОДНА из исходных формул, необходимая для решения задачи (или утверждение, лежащее в основе решения), но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи.
   ИЛИ
— В ОДНОЙ из исходных формул, необходимых для решения задачи (или утверждении, лежащем в основе решения), допущена ошибка, но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи.
1
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла. 0


Пример 1.

 

Оцените это решение в баллах:

Пример 2.

 

Оцените это решение в баллах:

Пример 3.

 

Оцените это решение в баллах:



Задание № 3080

Электрон влетает в пространство между двумя разноименно заряженными пластинами плоского конденсатора со скоростью () параллельно пластинам (см. рисунок, вид сверху, пластины расположены вертикально). Расстояние между пластинами длина пластин (), разность потенциалов между пластинами Δφ. Определите тангенс угла, на который отклонится электрон после вылета из конденсатора.


Решение

1) Зависимость координат электрона от времени с учетом начальных условий:

 

 

2) Уравнения для проекций скорости

 

 

3) В момент вылета из конденсатора поэтому

По второму закону Ньютона так как Отсюда:

 

Ответ:



Кри­те­рии оценки вы­пол­не­ния задания Баллы
При­ве­де­но полное пра­виль­ное решение, вклю­ча­ю­щее следующие элементы:
1) пра­виль­но записаны формулы, вы­ра­жа­ю­щие физические законы, при­ме­не­ние которых не­об­хо­ди­мо для ре­ше­ния задачи вы­бран­ным способом (в дан­ном решении – урав­не­ния кинематики, вто­рой закон Ньютона, связь на­пря­жен­но­сти поля с раз­но­стью потенциалов);
2) про­ве­де­ны необходимые ма­те­ма­ти­че­ские преобразования, при­во­дя­щие к пра­виль­но­му ответу, и пред­став­лен ответ.
3
Пред­став­лен­ное решение со­дер­жит п.1 пол­но­го решения, но и имеет один из сле­ду­ю­щих недостатков:
— В не­об­хо­ди­мых математических пре­об­ра­зо­ва­ни­ях или вы­чис­ле­ни­ях допущена ошибка.
   ИЛИ
— Не­об­хо­ди­мые математические пре­об­ра­зо­ва­ния и вы­чис­ле­ния логически верны, не со­дер­жат ошибок, но не закончены.
   ИЛИ
— Не пред­став­ле­ны преобразования, при­во­дя­щие к ответу, но за­пи­сан правильный чис­ло­вой ответ или ответ в общем виде.
   ИЛИ
— Ре­ше­ние содержит ошиб­ку в не­об­хо­ди­мых математических пре­об­ра­зо­ва­ни­ях и не до­ве­де­но до чис­ло­во­го ответа.
2
Пред­став­ле­ны записи, со­от­вет­ству­ю­щие одному из сле­ду­ю­щих случаев:
— Пред­став­ле­ны только по­ло­же­ния и формулы, вы­ра­жа­ю­щие физические законы, при­ме­не­ние которых не­об­хо­ди­мо для ре­ше­ния задачи, без каких- либо пре­об­ра­зо­ва­ний с их использованием, на­прав­лен­ных на ре­ше­ние задачи, и ответа.
   ИЛИ
— В ре­ше­нии отсутствует ОДНА из ис­ход­ных формул, не­об­хо­ди­мая для ре­ше­ния задачи (или утверждение, ле­жа­щее в ос­но­ве решения), но при­сут­ству­ют логически вер­ные преобразования с име­ю­щи­ми­ся формулами, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние задачи.
   ИЛИ
— В ОДНОЙ из ис­ход­ных формул, не­об­хо­ди­мых для ре­ше­ния задачи (или утверждении, ле­жа­щем в ос­но­ве решения), до­пу­ще­на ошибка, но при­сут­ству­ют логически вер­ные преобразования с име­ю­щи­ми­ся формулами, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние задачи.
1
Все слу­чаи решения, ко­то­рые не со­от­вет­ству­ют вышеуказанным кри­те­ри­ям выставления оце­нок в 1, 2, 3 балла. 0


Пример 1.

 

Оцените это решение в баллах:

Пример 2.

 

Оцените это решение в баллах:

Пример 3.

 

Оцените это решение в баллах:



Задание № 3081

В однородном магнитном поле с индукцией направленной вертикально вниз, равномерно вращается в горизонтальной плоскости против часовой стрелки положительно заряженный шарик массой подвешенный на нити длиной (конический маятник). Угол отклонения нити от вертикали равен α, скорость движения шарика равна Найдите заряд шарика.


Решение

1) На чертеже указаны силы, действующие на шарик.

2) II закон Ньютона в проекциях на оси:

 

 

3) Так как то выражение заряда:

Ответ:



Кри­те­рии оценки вы­пол­не­ния задания Баллы
При­ве­де­но полное пра­виль­ное решение, вклю­ча­ю­щее следующие элементы:
1) верно за­пи­са­ны формулы, вы­ра­жа­ю­щие физические законы, при­ме­не­ние которых не­об­хо­ди­мо для ре­ше­ния задачи вы­бран­ным способом (в дан­ном решении — II закон Ньютона, фор­му­лы для силы Ло­рен­ца и цен­тро­стре­ми­тель­но­го ускорения);
2) про­ве­де­ны необходимые ма­те­ма­ти­че­ские преобразования и расчеты, при­во­дя­щие к пра­виль­но­му ответу, и пред­став­лен ответ.
3
Пред­став­лен­ное решение со­дер­жит п.1 пол­но­го решения, но и имеет один из сле­ду­ю­щих недостатков:
— В не­об­хо­ди­мых математических пре­об­ра­зо­ва­ни­ях или вы­чис­ле­ни­ях допущена ошибка.
   ИЛИ
— Не­об­хо­ди­мые математические пре­об­ра­зо­ва­ния и вы­чис­ле­ния логически верны, не со­дер­жат ошибок, но не закончены.
   ИЛИ
— Не пред­став­ле­ны преобразования, при­во­дя­щие к ответу, но за­пи­сан правильный чис­ло­вой ответ или ответ в общем виде.
   ИЛИ
— Ре­ше­ние содержит ошиб­ку в не­об­хо­ди­мых математических пре­об­ра­зо­ва­ни­ях и не до­ве­де­но до чис­ло­во­го ответа.
2
Пред­став­ле­ны записи, со­от­вет­ству­ю­щие одному из сле­ду­ю­щих случаев:
— Пред­став­ле­ны только по­ло­же­ния и формулы, вы­ра­жа­ю­щие физические законы, при­ме­не­ние которых не­об­хо­ди­мо для ре­ше­ния задачи, без каких- либо пре­об­ра­зо­ва­ний с их использованием, на­прав­лен­ных на ре­ше­ние задачи, и ответа.
   ИЛИ
— В ре­ше­нии отсутствует ОДНА из ис­ход­ных формул, не­об­хо­ди­мая для ре­ше­ния задачи (или утверждение, ле­жа­щее в ос­но­ве решения), но при­сут­ству­ют логически вер­ные преобразования с име­ю­щи­ми­ся формулами, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние задачи.
   ИЛИ
— В ОДНОЙ из ис­ход­ных формул, не­об­хо­ди­мых для ре­ше­ния задачи (или утверждении, ле­жа­щем в ос­но­ве решения), до­пу­ще­на ошибка, но при­сут­ству­ют логически вер­ные преобразования с име­ю­щи­ми­ся формулами, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние задачи.
1
Все слу­чаи решения, ко­то­рые не со­от­вет­ству­ют вышеуказанным кри­те­ри­ям выставления оце­нок в 1, 2, 3 балла. 0


Оцените это решение в баллах:

Пример 1.

 

Оцените это решение в баллах:

Пример 2.

Оцените это решение в баллах:

Пример 3.

 

Оцените это решение в баллах:

Пример 4.

 

Оцените это решение в баллах:



Задание № 5386

В схеме, показанной на рисунке, ключ К долгое время находился в положении 1. В момент ключ перевели в положение 2. К моменту на резисторе R выделилось количество теплоты Сила тока в цепи в этот момент равна Чему равно сопротивление резистора R? ЭДС батареи её внутреннее сопротивление ёмкость конденсатора Потерями на электромагнитное излучение пренебречь.


Решение

1. Пока ключ находится в положении 1, конденсатор заряжен до напряжения Энергия электромагнитного поля в конденсаторе

2. После переключения ключа в положение 2 конденсатор начинает разряжаться, в цепи течёт ток, равный по закону Ома где  — остаточное напряжение на конденсаторе в момент времени

3. По закону сохранения энергии энергия, накопленная на конденсаторе, равна сумме оставшейся на конденсаторе энергии и выделившегося тепла:

 

Найдём сопротивление резистора:

 

Тогда после подстановки получим:

 

 

Ответ:



Критерии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния заданияБаллы
Приведено пол­ное решение, вклю­ча­ю­щее сле­ду­ю­щие элементы:

I) за­пи­са­ны по­ло­же­ния тео­рии и фи­зи­че­ские законы, закономерности, при­ме­не­ние ко­то­рых не­об­хо­ди­мо для ре­ше­ния за­да­чи вы­бран­ным спо­со­бом (в дан­ном слу­чае — закон Ома, вы­ра­же­ние для энер­гии конденсатора);

II) опи­са­ны все вновь вво­ди­мые в ре­ше­нии бук­вен­ные обо­зна­че­ния фи­зи­че­ских ве­ли­чин (за ис­клю­че­ни­ем обо­зна­че­ний констант, ука­зан­ных в ва­ри­ан­те КИМ, и обо­зна­че­ний величин, ис­поль­зу­е­мых в усло­вии задачи);

III) про­ве­де­ны не­об­хо­ди­мые ма­те­ма­ти­че­ские пре­об­ра­зо­ва­ния и расчёты, при­во­дя­щие к пра­виль­но­му чис­ло­во­му от­ве­ту (допускается решение«по частям» с про­ме­жу­точ­ны­ми вычислениями);

IV) пред­став­лен пра­виль­ный ответ с ука­за­ни­ем еди­ниц из­ме­ре­ния ис­ко­мой величины.

3
Правильно за­пи­са­ны все не­об­хо­ди­мые по­ло­же­ния теории, фи­зи­че­ские законы, закономерности, и про­ве­де­ны не­об­хо­ди­мые преобразования. Но име­ют­ся сле­ду­ю­щие недостатки.

Записи, со­от­вет­ству­ю­щие пунк­ту II, пред­став­ле­ны не в пол­ном объёме или отсутствуют.

ИЛИ

В ре­ше­нии лиш­ние записи, не вхо­дя­щие в ре­ше­ние (возможно, неверные), не от­де­ле­ны от решения(не зачёркнуты; не за­клю­че­ны в скобки, рамку и тому подобное).

ИЛИ

В не­об­хо­ди­мых ма­те­ма­ти­че­ских пре­об­ра­зо­ва­ни­ях или вы­чис­ле­ни­ях до­пу­ще­ны ошибки, и(или) преобразования/ вы­чис­ле­ния не до­ве­де­ны до конца.

ИЛИ

От­сут­ству­ет пункт IV, или в нём до­пу­ще­на ошибка.

2
Представлены записи, со­от­вет­ству­ю­щие од­но­му из сле­ду­ю­щих случаев.

Пред­став­ле­ны толь­ко по­ло­же­ния и формулы, вы­ра­жа­ю­щие фи­зи­че­ские законы, при­ме­не­ние ко­то­рых не­об­хо­ди­мо для ре­ше­ния задачи, без каких-либо пре­об­ра­зо­ва­ний с их использованием, на­прав­лен­ных на ре­ше­ние задачи, и ответа.

ИЛИ

В ре­ше­нии от­сут­ству­ет ОДНА из ис­ход­ных формул, не­об­хо­ди­мая для ре­ше­ния за­да­чи (или утверждение, ле­жа­щее в ос­но­ве решения), но при­сут­ству­ют ло­ги­че­ски вер­ные пре­об­ра­зо­ва­ния с име­ю­щи­ми­ся формулами, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние задачи.

ИЛИ

В ОДНОЙ из ис­ход­ных формул, не­об­хо­ди­мых для ре­ше­ния за­да­чи (или в утверждении, ле­жа­щем в ос­но­ве решения), до­пу­ще­на ошибка, но при­сут­ству­ют ло­ги­че­ски вер­ные пре­об­ра­зо­ва­ния с име­ю­щи­ми­ся формулами, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние задачи

1
Все слу­чаи решения, ко­то­рые не со­от­вет­ству­ют вы­ше­ука­зан­ным кри­те­ри­ям вы­став­ле­ния оце­нок в 1, 2, 3 балла.0
Максимальный балл3


Пример 1.

Оцените это решение в баллах:

Пример 2.

Оцените это решение в баллах:

Пример 3.

Оцените это решение в баллах:

Пример 4.

Оцените это решение в баллах:

Пример 5.

Оцените это решение в баллах:

Пример 6.

Оцените это решение в баллах:



Задание № 8557

Вольт-амперная характеристика лампы накаливания изображена на рисунке. При напряжении источника 12 В температура нити лампы равна 3100 К. Сопротивление нити прямо пропорционально её температуре. Какова температура нити накала при напряжении источника 6 В?


Решение

1. При напряжении источника U1 = 12 В сила тока через лампу определяется из графика: I1 = 2 А.

2. Сопротивление нити накала при этом определяется законом Ома: Ом.

3. При напряжении U2 = 6 В сила тока равна I2 = 1,4 А (см. вольт-амперную характеристику).

4. Сопротивление нити накала при этом напряжении Ом.

5. Так как сопротивление нити пропорционально температуре то и

 

К.

 

Ответ: 2214 K.



Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
Приведено пол­ное решение, вклю­ча­ю­щее сле­ду­ю­щие элементы:

I) за­пи­са­ны по­ло­же­ния тео­рии и фи­зи­че­ские законы, закономерности, при­ме­не­ние ко­то­рых не­об­хо­ди­мо для ре­ше­ния за­да­чи вы­бран­ным спо­со­бом (в дан­ном случае: фор­му­ла связи за­ря­да кон­ден­са­то­ра с напряжением, закон со­хра­не­ния заряда, закон Ома для участ­ка цепи и закон со­хра­не­ния энергии);

II) опи­са­ны все вновь вво­ди­мые в ре­ше­нии бук­вен­ные обо­зна­че­ния фи­зи­че­ских ве­ли­чин (за ис­клю­че­ни­ем обо­зна­че­ний констант, ука­зан­ных в ва­ри­ан­те КИМ, и обо­зна­че­ний величин, ис­поль­зу­е­мых в усло­вии задачи);

III) про­ве­де­ны не­об­хо­ди­мые ма­те­ма­ти­че­ские пре­об­ра­зо­ва­ния и расчёты, при­во­дя­щие к пра­виль­но­му чис­ло­во­му от­ве­ту (допускается решение«по частям» с про­ме­жу­точ­ны­ми вычислениями);

IV) пред­став­лен пра­виль­ный ответ с ука­за­ни­ем еди­ниц из­ме­ре­ния ис­ко­мой величины

3
Правильно за­пи­са­ны все не­об­хо­ди­мые по­ло­же­ния теории, фи­зи­че­ские законы, закономерности, и про­ве­де­ны не­об­хо­ди­мые преобразования. Но име­ют­ся сле­ду­ю­щие недостатки.

Записи, со­от­вет­ству­ю­щие пунк­ту II, пред­став­ле­ны не в пол­ном объёме или отсутствуют.

ИЛИ

В ре­ше­нии лиш­ние записи, не вхо­дя­щие в ре­ше­ние (возможно, неверные), не от­де­ле­ны от решения(не зачёркнуты; не за­клю­че­ны в скобки, рамку и т.п.).

ИЛИ

В не­об­хо­ди­мых ма­те­ма­ти­че­ских пре­об­ра­зо­ва­ни­ях или вы­чис­ле­ни­ях до­пу­ще­ны ошибки, и(или) преобразования/вычисления не до­ве­де­ны до конца.

ИЛИ

Отсутствует пунктIV, или в нём до­пу­ще­на ошибка.

2
Представлены записи, со­от­вет­ству­ю­щие од­но­му из сле­ду­ю­щих случаев.

Представлены толь­ко по­ло­же­ния и формулы, вы­ра­жа­ю­щие фи­зи­че­ские законы, при­ме­не­ние ко­то­рых не­об­хо­ди­мо для ре­ше­ния задачи, без каких-либо пре­об­ра­зо­ва­ний с их использованием, на­прав­лен­ных на ре­ше­ние задачи, и ответа.

ИЛИ

В ре­ше­нии от­сут­ству­ет ОДНА из ис­ход­ных формул, не­об­хо­ди­мая для ре­ше­ния за­да­чи (или утверждение, ле­жа­щее в ос­но­ве решения), но при­сут­ству­ют ло­ги­че­ски вер­ные пре­об­ра­зо­ва­ния с име­ю­щи­ми­ся формулами, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние задачи.

ИЛИ

В ОДНОЙ из ис­ход­ных формул, не­об­хо­ди­мых для ре­ше­ния за­да­чи (или в утверждении, ле­жа­щем в ос­но­ве решения), до­пу­ще­на ошибка, но при­сут­ству­ют ло­ги­че­ски вер­ные пре­об­ра­зо­ва­ния с име­ю­щи­ми­ся формулами, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние задачи

1
Все слу­чаи решения, ко­то­рые не со­от­вет­ству­ют вы­ше­ука­зан­ным кри­те­ри­ям вы­став­ле­ния оце­нок в 1, 2, 3 балла0
Максимальный балл3


Пример 1.

Оцените это решение в баллах:

Пример 2.

Оцените это решение в баллах:

Пример 3.

Оцените это решение в баллах:

Пример 4.

Оцените это решение в баллах:



Наверх
Вернуться на основную страницу «Школы экспертов»