СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Физика
≡ физика
сайты - меню - вход - новости




Школа экспертов
Вернуться на основную страницу «Школы экспертов»

Ниже представлены ученические решения экзаменационных заданий. Оцените каждое из них в соответствии с критериями проверки заданий ЕГЭ. После нажатия кнопки «Проверить» вы узнаете правильный балл за каждое из решений. В конце будут подведены итоги.

Задание 4148
Задание 4788
Задание 8554


Задание № 4148

В цилиндре под поршнем при комнатной температуре t0 долгое время находится только вода и её пар. Масса жидкости в два раза больше массы пара. Первоначальное состояние системы показано точкой на pV-диаграмме. Медленно перемещая поршень, объём V под поршнем изотермически увеличивают от V0 до 6V0. Постройте график зависимости давления p в цилиндре от объёма V на отрезке от V0 до 6V0. Укажите, какими закономерностями вы при этом воспользовались.


Решение

1. На участке от до давление под поршнем постоянно (давление насыщенного пара на изотерме). На участке от до давление под поршнем подчиняется закону Бойля — Мариотта.

На участке от до график — горизонтальный отрезок прямой, на участке от до — фрагмент гиперболы (для экспертов: отсутствие названий не снижает оценку, названия помогают оценке графика, сделанного от руки).

2. В начальном состоянии над водой находится насыщенный водяной пар, так как за длительное время в системе установилось термодинамическое равновесие.

3. Пока в цилиндре остается вода, при медленном изотермическом расширении пар остается насыщенным. Поэтому график будет графиком константы, т. е. отрезком горизонтальной прямой. Количество воды в цилиндре при этом убывает. При комнатной температуре концентрация молекул воды в насыщенном паре ничтожна по сравнению с концентрацией молекул воды в жидком агрегатном состоянии. Масса воды в два раза больше массы пара. Поэтому, во-первых, в начальном состоянии насыщенный пар занимает объём, практически равный Во-вторых, чтобы вся вода испарилась, нужно объём под поршнем увеличить ещё на Таким образом, горизонтальный отрезок описывает зависимость на участке от до

4. При под поршнем уже нет жидкости, все молекулы воды образуют уже ненасыщенный водяной пар, который можно на изотерме описывать законом Бойля — Мариотта: т. е. Графиком этой зависимости служит гипербола. Таким образом, на участке от до зависимость изображается фрагментом гиперболы.



Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
Приведён правильный график, верно указаны числовые данные (в данном случае — график зависимости давления под поршнем от объёма при постоянной температуре п. 1), и представлено полное верное объяснение (в данном случае — п. 2—4) с указанием наблюдаемых явлений и законов (в данном случае — испарение воды, зависимость давления насыщенного пара только от температуры, закон Бойля—Мариотта для ненасыщенного пара).3
Указаны все необходимые для объяснения явления и законы, закономерности, и дано правильное объяснение, но содержится один из следующих недостатков.

В представленных записях содержатся лишь общие рассуждения без привязки к конкретной ситуации задачи.

ИЛИ

Рассуждения, приводящие к ответу, представлены не в полном объёме, или в них содержится логический недочёт.

2
Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев.

Указаны не все необходимые явления и физические законы, даже если дан правильный ответ на вопрос задания.

ИЛИ

Указаны все необходимые явления и физические законы, но в некоторых из них допущена ошибка, даже если дан правильный ответ на вопрос задания.

ИЛИ

Указаны все необходимые для объяснения явления и законы, закономерности, но имеющиеся рассуждения, направленные на получение ответа на вопрос задания, не доведены до конца.

ИЛИ

Указаны все необходимые для объяснения явления и законы, закономерности, но имеющиеся рассуждения, приводящие к верному ответу, содержат ошибки.

1
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла.0
Максимальный балл3


Пример 1.

Оцените это решение в баллах:

Пример 2.

 

Оцените это решение в баллах:

Пример 3.

Оцените это решение в баллах:

Пример 4.

 

Оцените это решение в баллах:

Пример 5.

 

Оцените это решение в баллах:

Пример 6.

 

Оцените это решение в баллах:



Задание № 4788

На рисунке изображены графики двух процессов, проведённых с идеальным газом при одном и том же давлении. Графики процессов представлены на рисунке. Почему изобара I лежит выше изобары II? Ответ поясните, указав, какие физические закономерности Вы использовали для объяснения.


Решение

Идеальный газ подчиняется уравнению состояния Клапейрона-Менделеева:

Следовательно, процесс изобарного нагревания фиксированного количества газа изображается на диаграмме линией (линия, продолжение которой проходит через начало координат). Из этого соотношения видно, что чем больше количество газа тем меньший наклон имеет график процесса. Именно этим и объясняется тот факт, то изобара I лежит выше изобары II: в первом случаев сосуде находилось меньше газа, чем во втором:



Критерии оце­ни­ва­ния выполнения заданияБаллы
Приведён пра­виль­ный ответ, и пред­став­ле­но полное вер­ное объяснение с ука­за­ни­ем на­блю­да­е­мых яв­ле­ний и за­ко­нов3
Дан пра­виль­ный ответ, и при­ве­де­но объяснение, но в ре­ше­нии имеются сле­ду­ю­щие недостатки.

В объ­яс­не­нии не ука­за­но или не ис­поль­зу­ет­ся одно из фи­зи­че­ских явлений, свойств, опре­де­ле­ний или один из за­ко­нов (формул), не­об­хо­ди­мых для пол­но­го вер­но­го объяснения. (Утверждение, ле­жа­щее в ос­но­ве объяснения, не под­креп­ле­но со­от­вет­ству­ю­щим законом, свойством, явлением, опре­де­ле­ни­ем и т.п.)

ИЛИ

Объяснения пред­став­ле­ны не в пол­ном объёме, или в них со­дер­жит­ся один ло­ги­че­ский недочёт

2
Представлено решение, со­от­вет­ству­ю­щее од­но­му из сле­ду­ю­щих случаев.

Дан пра­виль­ный ответ на во­прос задания, и при­ве­де­но объяснение, но в нём не ука­за­ны два яв­ле­ния или фи­зи­че­ских закона, не­об­хо­ди­мых для пол­но­го верного объяснения.

ИЛИ

Указаны все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и законы, закономерности, но име­ю­щи­е­ся рассуждения, на­прав­лен­ные на по­лу­че­ние ответа на во­прос задания, не до­ве­де­ны до конца.

ИЛИ

Указаны все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и законы, закономерности, но име­ю­щи­е­ся рассуждения, при­во­дя­щие к ответу, со­дер­жат ошибки.

ИЛИ

Указаны не все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и законы, закономерности, но име­ют­ся верные рассуждения, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние задачи

1
Все слу­чаи решения, ко­то­рые не со­от­вет­ству­ют вы­ше­ука­зан­ным критериям вы­став­ле­ния оценок в 1, 2, 3 балла0
Максимальный балл3


Пример 1.

Оцените это решение в баллах:

Пример 2.

Оцените это решение в баллах:

Пример 3.

Оцените это решение в баллах:

Пример 4.

Оцените это решение в баллах:

Оцените это решение в баллах:

Пример 6.

Оцените это решение в баллах:



Задание № 8554

Электрическая цепь состоит из двух лампочек, двух диодов и витка провода, соединённых, как показано на рисунке. (Диод пропускает ток только в одном направлении, как показано в верхней части рисунка). Какая из лампочек загорится, если к витку приближать северный полюс магнита? Ответ объясните, указав, какие явления и закономерности Вы использовали при объяснении.


Решение

1. Загорится лампочка 2.

2. При приближении магнита к витку будет меняться магнитный поток сквозь виток, и в витке возникнет индукционный ток. Согласно правилу Ленца магнитное поле этого тока должно препятствовать движению магнита, поэтому выходящие из витка линии индукции этого поля будут направлены

в сторону магнита. Для создания такого поля согласно правилу «буравчика» индукционный ток в цепи, содержащей виток, должен быть направлен по часовой стрелке, а в цепи ламп — от Б к А. Ток такого направления пропускает только диод на участке цепи лампочки 2, она и будет гореть.



Критерии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния заданияБаллы
Приведено пол­ное пра­виль­ное решение, вклю­ча­ю­щее пра­виль­ный ответ (в дан­ном случае: ука­за­но на­прав­ле­ние дви­же­ния магнита) и ис­чер­пы­ва­ю­щие вер­ные рас­суж­де­ния с пря­мым ука­за­ни­ем на­блю­да­е­мых яв­ле­ний и за­ко­нов (в дан­ном случае: определено на­прав­ле­ние тока через ка­туш­ку после за­мы­ка­ния ключа и на­прав­ле­ние ин­дук­ции маг­нит­но­го поля вб­ли­зи верх­не­го торца ка­туш­ки с ука­за­ни­ем на ис­поль­зу­е­мые правила, про­ве­де­на ана­ло­гия с вза­и­мо­дей­стви­ем двух магнитов)3
Дан пра­виль­ный ответ, и при­ве­де­но объяснение, но в ре­ше­нии име­ют­ся один или не­сколь­ко из сле­ду­ю­щих недостатков.

В объ­яс­не­нии не ука­за­но или не ис­поль­зу­ет­ся одно из фи­зи­че­ских явлений, свойств, опре­де­ле­ний или один из за­ко­нов (формул), не­об­хо­ди­мых для пол­но­го вер­но­го объяснения. (Утверждение, ле­жа­щее в ос­но­ве объяснения, не под­креп­ле­но со­от­вет­ству­ю­щим законом, свойством, явлением, опре­де­ле­ни­ем и тому подобное).

И (ИЛИ)

Ука­за­ны все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и законы, закономерности, но в них со­дер­жит­ся один ло­ги­че­ский недочёт.

И (ИЛИ)

В ре­ше­нии име­ют­ся лиш­ние записи, не вхо­дя­щие в ре­ше­ние (возможно, неверные), ко­то­рые не от­де­ле­ны от ре­ше­ния (не зачёркнуты; не за­клю­че­ны в скобки, рамку и тому подобное).

И (ИЛИ)

В ре­ше­нии име­ет­ся не­точ­ность в ука­за­нии на одно из фи­зи­че­ских явлений, свойств, определений, за­ко­нов (формул),

необходимых для пол­но­го вер­но­го объяснения.

2
Представлено решение, со­от­вет­ству­ю­щее одному из сле­ду­ю­щих случаев.

Дан пра­виль­ный ответ на во­прос задания, и при­ве­де­но объяснение, но в нём не ука­за­ны два яв­ле­ния или фи­зи­че­ских закона, не­об­хо­ди­мых для пол­но­го вер­но­го объяснения.

ИЛИ

Ука­за­ны все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и законы, закономерности, но име­ю­щи­е­ся рассуждения, на­прав­лен­ные на по­лу­че­ние от­ве­та на во­прос задания, не до­ве­де­ны до конца.

ИЛИ

Ука­за­ны все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и законы, закономерности, но име­ю­щи­е­ся рассуждения, при­во­дя­щие к ответу, со­дер­жат ошибки.

ИЛИ

Ука­за­ны не все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и законы, закономерности, но име­ют­ся вер­ные рассуждения, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние задачи

1
Все слу­чаи решения, ко­то­рые не со­от­вет­ству­ют вы­ше­ука­зан­ным кри­те­ри­ям вы­став­ле­ния оце­нок в 1, 2, 3 балла.0
Максимальный балл3


Пример 5.

Оцените это решение в баллах:

Пример 6.

Оцените это решение в баллах:

Пример 7.

Оцените это решение в баллах:

Пример 8.

Оцените это решение в баллах:



Наверх
Вернуться на основную страницу «Школы экспертов»