СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Физика
≡ физика
сайты - меню - вход - новости




Школа экспертов
Вернуться на основную страницу «Школы экспертов»

Ниже представлены ученические решения экзаменационных заданий. Оцените каждое из них в соответствии с критериями проверки заданий ЕГЭ. После нажатия кнопки «Проверить» вы узнаете правильный балл за каждое из решений. В конце будут подведены итоги.

Задание 3080
Задание 4150
Задание 4791
Задание 8557


Задание № 3080

Электрон влетает в пространство между двумя разноименно заряженными пластинами плоского конденсатора со скоростью () параллельно пластинам (см. рисунок, вид сверху, пластины расположены вертикально). Расстояние между пластинами длина пластин (), разность потенциалов между пластинами Δφ. Определите тангенс угла, на который отклонится электрон после вылета из конденсатора.


Решение

1) Зависимость координат электрона от времени с учетом начальных условий:

 

 

2) Уравнения для проекций скорости

 

 

3) В момент вылета из конденсатора поэтому

По второму закону Ньютона так как Отсюда:

 

Ответ:



Кри­те­рии оценки вы­пол­не­ния задания Баллы
При­ве­де­но полное пра­виль­ное решение, вклю­ча­ю­щее следующие элементы:
1) пра­виль­но записаны формулы, вы­ра­жа­ю­щие физические законы, при­ме­не­ние которых не­об­хо­ди­мо для ре­ше­ния задачи вы­бран­ным способом (в дан­ном решении – урав­не­ния кинематики, вто­рой закон Ньютона, связь на­пря­жен­но­сти поля с раз­но­стью потенциалов);
2) про­ве­де­ны необходимые ма­те­ма­ти­че­ские преобразования, при­во­дя­щие к пра­виль­но­му ответу, и пред­став­лен ответ.
3
Пред­став­лен­ное решение со­дер­жит п.1 пол­но­го решения, но и имеет один из сле­ду­ю­щих недостатков:
— В не­об­хо­ди­мых математических пре­об­ра­зо­ва­ни­ях или вы­чис­ле­ни­ях допущена ошибка.
   ИЛИ
— Не­об­хо­ди­мые математические пре­об­ра­зо­ва­ния и вы­чис­ле­ния логически верны, не со­дер­жат ошибок, но не закончены.
   ИЛИ
— Не пред­став­ле­ны преобразования, при­во­дя­щие к ответу, но за­пи­сан правильный чис­ло­вой ответ или ответ в общем виде.
   ИЛИ
— Ре­ше­ние содержит ошиб­ку в не­об­хо­ди­мых математических пре­об­ра­зо­ва­ни­ях и не до­ве­де­но до чис­ло­во­го ответа.
2
Пред­став­ле­ны записи, со­от­вет­ству­ю­щие одному из сле­ду­ю­щих случаев:
— Пред­став­ле­ны только по­ло­же­ния и формулы, вы­ра­жа­ю­щие физические законы, при­ме­не­ние которых не­об­хо­ди­мо для ре­ше­ния задачи, без каких- либо пре­об­ра­зо­ва­ний с их использованием, на­прав­лен­ных на ре­ше­ние задачи, и ответа.
   ИЛИ
— В ре­ше­нии отсутствует ОДНА из ис­ход­ных формул, не­об­хо­ди­мая для ре­ше­ния задачи (или утверждение, ле­жа­щее в ос­но­ве решения), но при­сут­ству­ют логически вер­ные преобразования с име­ю­щи­ми­ся формулами, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние задачи.
   ИЛИ
— В ОДНОЙ из ис­ход­ных формул, не­об­хо­ди­мых для ре­ше­ния задачи (или утверждении, ле­жа­щем в ос­но­ве решения), до­пу­ще­на ошибка, но при­сут­ству­ют логически вер­ные преобразования с име­ю­щи­ми­ся формулами, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние задачи.
1
Все слу­чаи решения, ко­то­рые не со­от­вет­ству­ют вышеуказанным кри­те­ри­ям выставления оце­нок в 1, 2, 3 балла. 0


Пример 4.

 

Оцените это решение в баллах:



Задание № 4150

Вольтамперные характеристики газовых ламп и при достаточно больших токах хорошо описываются квадратичными зависимостями где — некоторая известная размерная константа. Лампы и соединили параллельно, а лампу — последовательно с ними (см. рисунок).

Определите зависимость напряжения от силы тока, текущего через такой участок цепи, если токи через лампы таковы, что выполняются вышеуказанные квадратичные зависимости.


Решение

Нарисуем токи на схеме:

 

Пусть на концах участка цепи напряжение а сила тока через участок Напряжение на концах цепи из последовательно соединённых участков равно сумме напряжений на участках:

 

 

Для параллельно соединенных ламп и имеем или откуда

 

 

Тогда из (1) и (2) получим

 

 



Критерии оце­ни­ва­ния выполнения заданияБаллы
Приведено пол­ное решение, вклю­ча­ю­щее следующие элементы:

I) за­пи­са­ны положения тео­рии и фи­зи­че­ские законы, закономерности, при­ме­не­ние которых не­об­хо­ди­мо для ре­ше­ния задачи вы­бран­ным способом (в дан­ном случае – фор­му­лы для расчёта токов и на­пря­же­ний в цепях по­сто­ян­но­го тока);

II) опи­са­ны все вво­ди­мые в ре­ше­нии буквенные обо­зна­че­ния физических ве­ли­чин (за ис­клю­че­ни­ем обозначений констант, ука­зан­ных в ва­ри­ан­те КИМ, и обозначений, ис­поль­зу­е­мых в усло­вии задачи);

III) про­ве­де­ны необходимые ма­те­ма­ти­че­ские преобразования (допускается вер­баль­ное указание на их проведение) и расчёты, при­во­дя­щие к пра­виль­но­му ответу (допускается ре­ше­ние «по частям» с про­ме­жу­точ­ны­ми вычислениями);

IV) пред­став­лен правильный ответ

3
Правильно за­пи­са­ны все не­об­хо­ди­мые положения теории, фи­зи­че­ские законы, за­ко­но­мер­но­сти и про­ве­де­ны необходимые Записи, со­от­вет­ству­ю­щие одному или обоим пунктам: II и III, – пред­став­ле­ны не в пол­ном объёме или отсутствуют.

ИЛИ

При ПОЛ­НОМ правильном ре­ше­нии лишние записи, не вхо­дя­щие в ре­ше­ние (возможно, неверные), не от­де­ле­ны от ре­ше­ния (не зачёркнуты, не за­клю­че­ны в скобки, рамку и т. п.).

ИЛИ

При ПОЛ­НОМ решении в не­об­хо­ди­мых математических пре­об­ра­зо­ва­ни­ях или вы­чис­ле­ни­ях допущены ошибки, и (или) преобразования/вычисления не до­ве­де­ны до конца.

ИЛИ

При ПОЛ­НОМ решении от­сут­ству­ет пункт IV, или в нём до­пу­ще­на ошибка

2
Представлены записи, со­от­вет­ству­ю­щие одному из сле­ду­ю­щих случаев.

Представлены толь­ко положения и формулы, вы­ра­жа­ю­щие физические законы, при­ме­не­ние которых не­об­хо­ди­мо для ре­ше­ния задачи, без каких-либо пре­об­ра­зо­ва­ний с их использованием, на­прав­лен­ных на ре­ше­ние задачи, и ответа.

ИЛИ

В ре­ше­нии отсутствует ОДНА из ис­ход­ных формул, не­об­хо­ди­мая для ре­ше­ния задачи (или утверждение, ле­жа­щее в ос­но­ве решения), но при­сут­ству­ют логически вер­ные преобразования с име­ю­щи­ми­ся формулами, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние задачи.

ИЛИ

В ОДНОЙ из ис­ход­ных формул, не­об­хо­ди­мых для ре­ше­ния задачи (или в утверждении, ле­жа­щем в ос­но­ве решения), до­пу­ще­на ошибка, но при­сут­ству­ют логически вер­ные преобразования с име­ю­щи­ми­ся формулами, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние задачи

1
Все слу­чаи решения, ко­то­рые не со­от­вет­ству­ют вышеуказанным кри­те­ри­ям выставления оце­нок в 1, 2, 3 балла.0
Максимальный балл3


Пример 1.

Оцените это решение в баллах:

Пример 2.

Оцените это решение в баллах:

Пример 3.

Оцените это решение в баллах:

Пример 4.

Оцените это решение в баллах:

Пример 5.

Оцените это решение в баллах:

Пример 6.

Оцените это решение в баллах:



Задание № 4791

В электрической схеме, показанной на рисунке, ключ К замкнут. ЭДС батарейки ёмкость конденсатора После размыкания ключа К в результате разряда конденсатора на резисторе выделяется количество теплоты Найдите отношение внутреннего сопротивления батарейки к сопротивлению резистора


Решение

Когда ключ замкнут, конденсатор заряжен, а через резистор течет ток, который можно найти, применив закон Ома для полной цепи:

 

 

Поскольку резистор и конденсатор подключены параллельно, напряжения на них совпадают и равны

 

 

После размыкания ключа, конденсатор разряжается через сопротивление, и вся накопленная в нем энергия электрического поля переходит в тепло. Выделившееся количество теплоты равно

 

 

Отсюда для искомого отношения внутреннего сопротивления батарейки к сопротивлению резистора имеем

 

 

Ответ: 0,2



Критерии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния заданияБаллы
Приведено пол­ное решение, вклю­ча­ю­щее сле­ду­ю­щие элементы:

I) за­пи­са­ны по­ло­же­ния тео­рии и фи­зи­че­ские законы, закономерности, при­ме­не­ние ко­то­рых не­об­хо­ди­мо для ре­ше­ния за­да­чи вы­бран­ным спо­со­бом (в дан­ном слу­чае — формула для расчета энергии заряженного конденсатора, закон Ома для полной цепи и для участка цепи);

II) опи­са­ны все вновь вво­ди­мые в ре­ше­нии бук­вен­ные обо­зна­че­ния фи­зи­че­ских ве­ли­чин (за ис­клю­че­ни­ем обо­зна­че­ний констант, ука­зан­ных в ва­ри­ан­те КИМ, и обо­зна­че­ний величин, ис­поль­зу­е­мых в усло­вии задачи);

III) про­ве­де­ны не­об­хо­ди­мые ма­те­ма­ти­че­ские пре­об­ра­зо­ва­ния и расчёты, при­во­дя­щие к пра­виль­но­му чис­ло­во­му от­ве­ту (допускается решение«по частям» с про­ме­жу­точ­ны­ми вычислениями);

IV) пред­став­лен пра­виль­ный ответ с ука­за­ни­ем еди­ниц из­ме­ре­ния ис­ко­мой величины.

3
Правильно за­пи­са­ны все не­об­хо­ди­мые по­ло­же­ния теории, фи­зи­че­ские законы, закономерности, и про­ве­де­ны не­об­хо­ди­мые преобразования. Но име­ют­ся сле­ду­ю­щие недостатки.

Записи, со­от­вет­ству­ю­щие пунк­ту II, пред­став­ле­ны не в пол­ном объёме или отсутствуют.

ИЛИ

В ре­ше­нии лиш­ние записи, не вхо­дя­щие в ре­ше­ние (возможно, неверные), не от­де­ле­ны от решения(не зачёркнуты; не за­клю­че­ны в скобки, рамку и тому подобное).

ИЛИ

В не­об­хо­ди­мых ма­те­ма­ти­че­ских пре­об­ра­зо­ва­ни­ях или вы­чис­ле­ни­ях до­пу­ще­ны ошибки, и(или) преобразования/ вы­чис­ле­ния не до­ве­де­ны до конца.

ИЛИ

От­сут­ству­ет пункт IV, или в нём до­пу­ще­на ошибка.

2
Представлены записи, со­от­вет­ству­ю­щие од­но­му из сле­ду­ю­щих случаев.

Пред­став­ле­ны толь­ко по­ло­же­ния и формулы, вы­ра­жа­ю­щие фи­зи­че­ские законы, при­ме­не­ние ко­то­рых не­об­хо­ди­мо для ре­ше­ния задачи, без каких-либо пре­об­ра­зо­ва­ний с их использованием, на­прав­лен­ных на ре­ше­ние задачи, и ответа.

ИЛИ

В ре­ше­нии от­сут­ству­ет ОДНА из ис­ход­ных формул, не­об­хо­ди­мая для ре­ше­ния за­да­чи (или утверждение, ле­жа­щее в ос­но­ве решения), но при­сут­ству­ют ло­ги­че­ски вер­ные пре­об­ра­зо­ва­ния с име­ю­щи­ми­ся формулами, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние задачи.

ИЛИ

В ОДНОЙ из ис­ход­ных формул, не­об­хо­ди­мых для ре­ше­ния за­да­чи (или в утверждении, ле­жа­щем в ос­но­ве решения), до­пу­ще­на ошибка, но при­сут­ству­ют ло­ги­че­ски вер­ные пре­об­ра­зо­ва­ния с име­ю­щи­ми­ся формулами, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние задачи

1
Все слу­чаи решения, ко­то­рые не со­от­вет­ству­ют вы­ше­ука­зан­ным кри­те­ри­ям вы­став­ле­ния оце­нок в 1, 2, 3 балла.0
Максимальный балл3


Пример 1.

Оцените это решение в баллах:

Пример 2.

Оцените это решение в баллах:

Пример 3.

Оцените это решение в баллах:

Пример 4.

Оцените это решение в баллах:

Пример 5.

Оцените это решение в баллах:

Пример 6.

 

Оцените это решение в баллах:



Задание № 8557

Вольт-амперная характеристика лампы накаливания изображена на рисунке. При напряжении источника 12 В температура нити лампы равна 3100 К. Сопротивление нити прямо пропорционально её температуре. Какова температура нити накала при напряжении источника 6 В?


Решение

1. При напряжении источника U1 = 12 В сила тока через лампу определяется из графика: I1 = 2 А.

2. Сопротивление нити накала при этом определяется законом Ома: Ом.

3. При напряжении U2 = 6 В сила тока равна I2 = 1,4 А (см. вольт-амперную характеристику).

4. Сопротивление нити накала при этом напряжении Ом.

5. Так как сопротивление нити пропорционально температуре то и

 

К.

 

Ответ: 2214 K.



Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
Приведено пол­ное решение, вклю­ча­ю­щее сле­ду­ю­щие элементы:

I) за­пи­са­ны по­ло­же­ния тео­рии и фи­зи­че­ские законы, закономерности, при­ме­не­ние ко­то­рых не­об­хо­ди­мо для ре­ше­ния за­да­чи вы­бран­ным спо­со­бом (в дан­ном случае: фор­му­ла связи за­ря­да кон­ден­са­то­ра с напряжением, закон со­хра­не­ния заряда, закон Ома для участ­ка цепи и закон со­хра­не­ния энергии);

II) опи­са­ны все вновь вво­ди­мые в ре­ше­нии бук­вен­ные обо­зна­че­ния фи­зи­че­ских ве­ли­чин (за ис­клю­че­ни­ем обо­зна­че­ний констант, ука­зан­ных в ва­ри­ан­те КИМ, и обо­зна­че­ний величин, ис­поль­зу­е­мых в усло­вии задачи);

III) про­ве­де­ны не­об­хо­ди­мые ма­те­ма­ти­че­ские пре­об­ра­зо­ва­ния и расчёты, при­во­дя­щие к пра­виль­но­му чис­ло­во­му от­ве­ту (допускается решение«по частям» с про­ме­жу­точ­ны­ми вычислениями);

IV) пред­став­лен пра­виль­ный ответ с ука­за­ни­ем еди­ниц из­ме­ре­ния ис­ко­мой величины

3
Правильно за­пи­са­ны все не­об­хо­ди­мые по­ло­же­ния теории, фи­зи­че­ские законы, закономерности, и про­ве­де­ны не­об­хо­ди­мые преобразования. Но име­ют­ся сле­ду­ю­щие недостатки.

Записи, со­от­вет­ству­ю­щие пунк­ту II, пред­став­ле­ны не в пол­ном объёме или отсутствуют.

ИЛИ

В ре­ше­нии лиш­ние записи, не вхо­дя­щие в ре­ше­ние (возможно, неверные), не от­де­ле­ны от решения(не зачёркнуты; не за­клю­че­ны в скобки, рамку и т.п.).

ИЛИ

В не­об­хо­ди­мых ма­те­ма­ти­че­ских пре­об­ра­зо­ва­ни­ях или вы­чис­ле­ни­ях до­пу­ще­ны ошибки, и(или) преобразования/вычисления не до­ве­де­ны до конца.

ИЛИ

Отсутствует пунктIV, или в нём до­пу­ще­на ошибка.

2
Представлены записи, со­от­вет­ству­ю­щие од­но­му из сле­ду­ю­щих случаев.

Представлены толь­ко по­ло­же­ния и формулы, вы­ра­жа­ю­щие фи­зи­че­ские законы, при­ме­не­ние ко­то­рых не­об­хо­ди­мо для ре­ше­ния задачи, без каких-либо пре­об­ра­зо­ва­ний с их использованием, на­прав­лен­ных на ре­ше­ние задачи, и ответа.

ИЛИ

В ре­ше­нии от­сут­ству­ет ОДНА из ис­ход­ных формул, не­об­хо­ди­мая для ре­ше­ния за­да­чи (или утверждение, ле­жа­щее в ос­но­ве решения), но при­сут­ству­ют ло­ги­че­ски вер­ные пре­об­ра­зо­ва­ния с име­ю­щи­ми­ся формулами, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние задачи.

ИЛИ

В ОДНОЙ из ис­ход­ных формул, не­об­хо­ди­мых для ре­ше­ния за­да­чи (или в утверждении, ле­жа­щем в ос­но­ве решения), до­пу­ще­на ошибка, но при­сут­ству­ют ло­ги­че­ски вер­ные пре­об­ра­зо­ва­ния с име­ю­щи­ми­ся формулами, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние задачи

1
Все слу­чаи решения, ко­то­рые не со­от­вет­ству­ют вы­ше­ука­зан­ным кри­те­ри­ям вы­став­ле­ния оце­нок в 1, 2, 3 балла0
Максимальный балл3


Пример 5.

Оцените это решение в баллах:

Пример 6.

Оцените это решение в баллах:

Пример 7.

Оцените это решение в баллах:

Пример 8.

Оцените это решение в баллах:



Наверх
Вернуться на основную страницу «Школы экспертов»