Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 15 № 11799
i

За­мкну­тая элек­три­че­ская цепь со­сто­ит из ис­точ­ни­ка тока с ЭДС \mathcalE и внут­рен­ним со­про­тив­ле­ни­ем r и ре­зи­сто­ра R (см. рис.). Как из­ме­нят­ся на­пря­же­ние на клем­мах ис­точ­ни­ка и ко­ли­че­ство теп­ло­ты, вы­де­ля­ю­ще­е­ся в ис­точ­ни­ке в еди­ни­цу вре­ме­ни, если по­сле­до­ва­тель­но к ре­зи­сто­ру под­клю­чить еще один такой же ре­зи­стор?

 

Для каж­дой ве­ли­чи­ны опре­де­ли­те со­от­вет­ству­ю­щий ха­рак­тер из­ме­не­ния.

 

1.  Уве­ли­чит­ся.

2.  Умень­шит­ся.

3.  Не из­ме­нит­ся.

 

На­пря­же­ние на клем­мах

ис­точ­ни­ка

Ко­ли­че­ство теп­ло­ты, вы­де­ля­ю­ще­е­ся

в ис­точ­ни­ке в еди­ни­цу вре­ме­ни

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

На­пря­же­ние на клем­мах иточ­ни­ка вы­чис­ля­ет­ся по фор­му­ле: U = дробь: чис­ли­тель: \mathcalE R_общ, зна­ме­на­тель: R_общ плюс r конец дроби , где R_общ  — это со­про­тив­ле­ние внеш­ней цепи. До под­клю­че­ния до­пол­ни­тель­но­го ре­зи­сто­ра это со­про­тив­ле­ние равно R, при под­клю­че­нии вто­ро­го ре­зи­сто­ра со­про­тив­ле­ние ста­нет рав­ным 2R. За­ме­тим, что  дробь: чис­ли­тель: R, зна­ме­на­тель: R плюс r конец дроби мень­ше дробь: чис­ли­тель: 2R, зна­ме­на­тель: 2R плюс r конец дроби , сле­до­ва­тель­но, на­пря­же­ние на клем­мах ис­точ­ни­ка уве­ли­чит­ся.

Чем боль­ше мощ­ность, тем боль­ше теп­ло­та вы­де­ля­е­мая на ис­точ­ни­ке. Мощ­ность, вы­де­ля­ю­ща­я­ся на ис­точ­ни­ке, вы­чис­ля­ет­ся по фор­му­ле P = I в квад­ра­те r = дробь: чис­ли­тель: \mathcalE в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: левая круг­лая скоб­ка R_общ плюс r пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те конец дроби r. В пер­вом слу­чае: P_1 = дробь: чис­ли­тель: \mathcalE в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: левая круг­лая скоб­ка R плюс r пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те конец дроби r, во вто­ром слу­чае: P_2 = дробь: чис­ли­тель: \mathcalE в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: левая круг­лая скоб­ка 2R плюс r пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те конец дроби r. За­ме­тим, что вто­рая дробь мень­ше пер­вой, то есть P_1 боль­ше P_2. Зна­чит, ко­ли­че­ство теп­ло­ты, вы­де­ля­е­мое на ис­точ­ни­ке в еди­ни­цу вре­ме­ни, умень­шит­ся.

 

Ответ: 12.

Источник: ЕГЭ по фи­зи­ке 01.04.2019. До­сроч­ная волна
Раздел кодификатора ФИПИ/Решу ЕГЭ: