Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д21 C1 № 25043
i

Уча­щим­ся в клас­се при элек­три­че­ском осве­ще­нии лам­па­ми на­ка­ли­ва­ния по­ка­за­ли опыт: цин­ко­вый шар элек­тро­мет­ра за­ря­ди­ли эбо­ни­то­вой па­лоч­кой, по­тер­той о сукно. При этом стрел­ка элек­тро­мет­ра от­кло­ни­лась, заняв по­ло­же­ние, ука­зан­ное на ри­сун­ке, и в даль­ней­шем не ме­ня­ла его. Когда на шар на­пра­ви­ли свет ар­го­но­вой лампы, стрел­ка элек­тро­мет­ра быст­ро опу­сти­лась вниз. Объ­яс­ни­те раз­ряд­ку элек­тро­мет­ра, учи­ты­вая при­ве­ден­ные спек­тры (за­ви­си­мость ин­тен­сив­но­сти света I от длины волны \lambda) лампы на­ка­ли­ва­ния и ар­го­но­вой лампы. Крас­ная гра­ни­ца фо­то­эф­фек­та для цинка \lambda_кр=290нм.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

1.  Эбо­ни­то­вая па­лоч­ка, по­тер­тая о шерсть, за­ря­жа­ет­ся от­ри­ца­тель­но. Сле­до­ва­тель­но, элек­тро­метр по­лу­чит от нее от­ри­ца­тель­ный заряд (из­бы­ток элек­тро­нов).

2.  При осве­ще­нии за­ря­жен­но­го от­ри­ца­тель­но цин­ко­во­го шара све­том от лампы на­ка­ли­ва­ния не про­ис­хо­ди­ло вы­ры­ва­ния элек­тро­нов с по­верх­но­сти цинка, так как, судя по диа­грам­ме, мак­си­маль­ная осве­щен­ность при­хо­ди­лась на длины волн боль­ше 500 нм, что боль­ше, чем крас­ная гра­ни­ца фо­то­эф­фек­та для цинка. По­то­му элек­тро­метр не раз­ря­жал­ся.

3.  При осве­ще­нии за­ря­жен­но­го от­ри­ца­тель­но цин­ко­во­го шара све­том от ар­го­но­вой лампы фо­то­эф­фект на­блю­дал­ся, так как, судя по диа­грам­ме, мак­си­маль­ная осве­щен­но­сти при­хо­ди­лась на длины волны боль­ше 250 нм, что мень­ше, чем крас­ная гра­ни­ца фо­то­эф­фек­та для цинка. В ре­зуль­та­те вы­ры­ва­ния элек­тро­нов с по­верх­но­сти цин­ко­во­го шара, заряд умень­шал­ся, из-⁠за чего элек­тро­метр раз­ря­жал­ся.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
При­ве­де­но пол­ное пра­виль­ное ре­ше­ние, вклю­ча­ю­щее пра­виль­ный ответ (в дан­ном слу­чае: п. 3) и ис­чер­пы­ва­ю­щие вер­ные рас­суж­де­ния с пря­мым ука­за­ни­ем на­блю­да­е­мых яв­ле­ний и за­ко­но­мер­но­стей: (в дан­ном слу­чае: вто­рой закон Нью­то­на, усло­вие от­ры­ва груза от стола)3
Дан пра­виль­ный ответ, и при­ве­де­но объ­яс­не­ние, но в ре­ше­нии име­ют­ся один или не­сколь­ко из сле­ду­ю­щих не­до­стат­ков. В объ­яс­не­нии не ука­за­но или не ис­поль­зу­ет­ся одно из фи­зи­че­ских яв­ле­ний, свойств, опре­де­ле­ний или один из за­ко­нов (фор­мул), не­об­хо­ди­мых для пол­но­го вер­но­го объ­яс­не­ния. (Утвер­жде­ние, ле­жа­щее в ос­но­ве объ­яс­не­ния, не под­креп­ле­но со­от­вет­ству­ю­щим за­ко­ном, свой­ством, яв­ле­ни­ем, опре­де­ле­ни­ем и т. п.)

И (

ИЛИ

)

Ука­за­ны все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, но в них со­дер­жит­ся один ло­ги­че­ский не­до­чет.

И (

ИЛИ

)

В ре­ше­нии име­ют­ся лиш­ние за­пи­си, не вхо­дя­щие в ре­ше­ние (воз­мож­но, не­вер­ные), ко­то­рые не от­де­ле­ны от ре­ше­ния (не за­черк­ну­ты; не за­клю­че­ны в скоб­ки, рамку и т. п.).

И (

ИЛИ

)

В ре­ше­нии име­ет­ся не­точ­ность в ука­за­нии на одно из фи­зи­че­ских яв­ле­ний, свойств, опре­де­ле­ний, за­ко­нов (фор­мул), не­об­хо­ди­мых для пол­но­го вер­но­го объ­яс­не­ния.

2
Пред­став­ле­но ре­ше­ние, со­от­вет­ству­ю­щее од­но­му из сле­ду­ю­щих слу­ча­ев.

Дан пра­виль­ный ответ на во­прос за­да­ния, и при­ве­де­но объ­яс­не­ние, но в нем не ука­за­ны два яв­ле­ния или фи­зи­че­ских за­ко­на, не­об­хо­ди­мых для пол­но­го вер­но­го объ­яс­не­ния.

ИЛИ

Ука­за­ны все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, но име­ю­щи­е­ся рас­суж­де­ния, на­прав­лен­ные на по­лу­че­ние от­ве­та на во­прос за­да­ния, не до­ве­де­ны до конца.

ИЛИ

Ука­за­ны все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, но име­ю­щи­е­ся рас­суж­де­ния, при­во­дя­щие к от­ве­ту, со­дер­жат ошиб­ки.

ИЛИ

Ука­за­ны не все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, но име­ют­ся вер­ные рас­суж­де­ния, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние за­да­чи.

1
Все слу­чаи ре­ше­ния, ко­то­рые не со­от­вет­ству­ют вы­ше­ука­зан­ным

кри­те­ри­ям вы­став­ле­ния оце­нок в 1, 2, 3 балла.

0
Мак­си­маль­ный балл3
Источники:
Раздел кодификатора ФИПИ/Решу ЕГЭ: