Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 26 № 25728
i

На ше­ро­хо­ва­тую на­клон­ную плос­кость по­ло­жи­ли бру­сок (см. рис.). Ко­эф­фи­ци­ент тре­ния брус­ка о плос­кость равен μ  =  0,35, тан­генс угла α на­кло­на плос­ко­сти к го­ри­зон­ту равен 0,15. В пер­вом слу­чае брус­ку уда­ром при­да­ли ско­рость \vec v , на­прав­лен­ную вдоль плос­ко­сти вверх, а во вто­ром  — вниз. Во сколь­ко раз путь, прой­ден­ный брус­ком до оста­нов­ки на на­клон­ной плос­ко­сти во вто­ром слу­чае, будет боль­ше, чем в пер­вом?

Какие за­ко­ны Вы ис­поль­зу­е­те для опи­са­ния дви­же­ния брус­ка? Обос­нуй­те их при­ме­не­ние к дан­но­му слу­чаю.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Обос­но­ва­ние.Си­сте­му от­сче­та, свя­зан­ную с не­по­движ­ной на­клон­ной плос­ко­стью, будем счи­тать инер­ци­аль­ной. Дви­же­ние брус­ка по­сту­па­тель­ное. Сле­до­ва­тель­но, его можно счи­тать ма­те­ри­аль­ной точ­кой. Можно при­ме­нить за­ко­ны пря­мо­ли­ней­но­го рав­но­уско­рен­но­го дви­же­ния.

При дви­же­нии брус­ка по го­ри­зон­таль­ной по­верх­но­сти на него дей­ству­ют силы тя­же­сти, упру­го­сти, тре­ния и ре­ак­ции опоры. Си­сте­му от­сче­та, свя­зан­ную с не­по­движ­ной плос­ко­стью, можем счи­тать инер­ци­аль­ной. По­это­му при­ме­ним вто­рой закон Нью­то­на для опи­са­ния дви­же­ния брус­ка.

 

Пе­рей­дем к ре­ше­нию.

1.  При дви­же­нии вдоль на­клон­ной плос­ко­сти на бру­сок мас­сой m дей­ству­ют сила тя­же­сти mg (по вер­ти­ка­ли вниз), сила нор­маль­но­го дав­ле­ния N плос­ко­сти на бру­сок (пер­пен­ди­ку­ляр­ная плос­ко­сти) и сила тре­ния сколь­же­ния вдоль плос­ко­сти, рав­ная со­глас­но за­ко­ну Амон­то­на  — Ку­ло­на μN.

2.  За­пи­сы­вая вто­рой закон Нью­то­на в про­ек­ци­ях на на­прав­ле­ния пер­пен­ди­ку­ляр­но плос­ко­сти и вдоль нее вниз, по­лу­ча­ем в пер­вом слу­чае, когда бру­сок сколь­зит вверх:

N = mg ко­си­нус альфа ,

ma = mg синус альфа плюс \mu mg ко­си­нус альфа ,

где уско­ре­ние \veca на­прав­ле­но про­тив на­чаль­ной ско­ро­сти и по мо­ду­лю равно a = g левая круг­лая скоб­ка синус альфа плюс \mu ко­си­нус альфа пра­вая круг­лая скоб­ка .

3.  Во вто­ром слу­чае сила тре­ния ме­ня­ет на­прав­ле­ние (бру­сок сколь­зит вниз), и по­лу­ча­ем:

a = g левая круг­лая скоб­ка синус альфа минус \mu ко­си­нус альфа пра­вая круг­лая скоб­ка = g ко­си­нус альфа левая круг­лая скоб­ка тан­генс альфа минус \mu пра­вая круг­лая скоб­ка мень­ше 0,

по­сколь­ку по усло­вию  тан­генс альфа = 0,15 мень­ше \mu = 0,35. Зна­чит, уско­ре­ние по-⁠преж­не­му на­прав­ле­но про­ти­во­по­лож­но ско­ро­сти, и бру­сок тор­мо­зит­ся, но мед­лен­нее.

4.  Со­глас­но из­вест­ной фор­му­ле из ки­не­ма­ти­ки, путь тела до пол­ной оста­нов­ки при рав­но­за­мед­лен­ном дви­же­нии s= дробь: чис­ли­тель: v в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: 2a конец дроби .

5.  Под­став­ляя в это со­от­но­ше­ние по­лу­чен­ные выше вы­ра­же­ния для уско­ре­ний с уче­том их зна­ков, на­хо­дим ис­ко­мое от­но­ше­ние:

 дробь: чис­ли­тель: s_2, зна­ме­на­тель: s_1 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: |a_1|, зна­ме­на­тель: |a_2| конец дроби = дробь: чис­ли­тель: тан­генс альфа плюс \mu, зна­ме­на­тель: | тан­генс альфа минус \mu| конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 0,15 плюс 0,35, зна­ме­на­тель: |0,15 минус 0,35| конец дроби =2,5.

Ответ: во вто­ром слу­чае путь брус­ка до оста­нов­ки будет в 2,5 раза боль­ше, чем в пер­вом.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Кри­те­рий 1

Верно обос­но­ва­на воз­мож­ность ис­поль­зо­ва­ния за­ко­нов (за­ко­но­мер­но­стей).

1

В обос­но­ва­нии воз­мож­но­сти ис­поль­зо­ва­ния за­ко­нов (за­ко­но­мер­но­стей) до­пу­ще­на ошиб­ка.

ИЛИ

Обос­но­ва­ние от­сут­ству­ет.

0
Кри­те­рий 2
При­ве­де­но пол­ное ре­ше­ние, вклю­ча­ю­щее сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

I)  за­пи­са­ны по­ло­же­ния тео­рии и фи­зи­че­ские за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, при­ме­не­ние ко­то­рых не­об­хо­ди­мо для ре­ше­ния за­да­чи вы­бран­ным спо­со­бом (в дан­ном слу­чае: закон Амон­то­на  — Ку­ло­на, вто­рой закон Нью­то­на и фор­му­лы ки­не­ма­ти­ки);

II)  опи­са­ны все вновь вво­ди­мые в ре­ше­нии бук­вен­ные обо­зна­че­ния фи­зи­че­ских ве­ли­чин (за ис­клю­че­ни­ем обо­зна­че­ний кон­стант, ука­зан­ных в ва­ри­ан­те КИМ, обо­зна­че­ний, ис­поль­зу­е­мых в усло­вии за­да­чи, и стан­дарт­ных обо­зна­че­ний ве­ли­чин, ис­поль­зу­е­мых при на­пи­са­нии фи­зи­че­ских за­ко­нов);

III)  про­ве­де­ны не­об­хо­ди­мые ма­те­ма­ти­че­ские пре­об­ра­зо­ва­ния и рас­че­ты, при­во­дя­щие к пра­виль­но­му чис­ло­во­му от­ве­ту (до­пус­ка­ет­ся ре­ше­ние «по ча­стям» с про­ме­жу­точ­ны­ми вы­чис­ле­ни­я­ми);

IV)  пред­став­лен пра­виль­ный ответ с ука­за­ни­ем еди­ниц из­ме­ре­ния ис­ко­мой ве­ли­чи­ны.

3
Пра­виль­но за­пи­са­ны все не­об­хо­ди­мые по­ло­же­ния тео­рии, фи­зи­че­ские за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, и про­ве­де­ны не­об­хо­ди­мые пре­об­ра­зо­ва­ния. Но име­ют­ся один или не­сколь­ко из сле­ду­ю­щих не­до­стат­ков.

За­пи­си, со­от­вет­ству­ю­щие пунк­ту II, пред­став­ле­ны не в пол­ном объ­е­ме или от­сут­ству­ют.

И (ИЛИ)

В ре­ше­нии име­ют­ся лиш­ние за­пи­си, не вхо­дя­щие в ре­ше­ние (воз­мож­но, не­вер­ные), ко­то­рые не от­де­ле­ны от ре­ше­ния (не за­черк­ну­ты; не за­клю­че­ны в скоб­ки, рамку и т. п.).

И (ИЛИ)

В не­об­хо­ди­мых ма­те­ма­ти­че­ских пре­об­ра­зо­ва­ни­ях или вы­чис­ле­ни­ях до­пу­ще­ны ошиб­ки, и (или) в ма­те­ма­ти­че­ских пре­об­ра­зо­ва­ни­ях/⁠вы­чис­ле­ни­ях про­пу­ще­ны ло­ги­че­ски важ­ные шаги.

И (ИЛИ)

От­сут­ству­ет пункт IV, или в нем до­пу­ще­на ошиб­ка.

2
Пред­став­ле­ны за­пи­си, со­от­вет­ству­ю­щие од­но­му из сле­ду­ю­щих слу­ча­ев.

Пред­став­ле­ны толь­ко по­ло­же­ния и фор­му­лы, вы­ра­жа­ю­щие фи­зи­че­ские за­ко­ны, при­ме­не­ние ко­то­рых не­об­хо­ди­мо для ре­ше­ния дан­ной за­да­чи, без каких-⁠либо пре­об­ра­зо­ва­ний с их ис­поль­зо­ва­ни­ем, на­прав­лен­ных на ре­ше­ние за­да­чи.

ИЛИ

В ре­ше­нии от­сут­ству­ет ОДНА из ис­ход­ных фор­мул, не­об­хо­ди­мая для ре­ше­ния дан­ной за­да­чи (или утвер­жде­ние, ле­жа­щее в ос­но­ве ре­ше­ния), но при­сут­ству­ют ло­ги­че­ски вер­ные пре­об­ра­зо­ва­ния с име­ю­щи­ми­ся фор­му­ла­ми, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние за­да­чи.

ИЛИ

В ОДНОЙ из ис­ход­ных фор­мул, не­об­хо­ди­мых для ре­ше­ния дан­ной за­да­чи (или в утвер­жде­нии, ле­жа­щем в ос­но­ве ре­ше­ния), до­пу­ще­на ошиб­ка, но при­сут­ству­ют ло­ги­че­ски вер­ные пре­об­ра­зо­ва­ния с име­ю­щи­ми­ся фор­му­ла­ми, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние за­да­чи.

1
Все слу­чаи ре­ше­ния, ко­то­рые не со­от­вет­ству­ют вы­ше­ука­зан­ным кри­те­ри­ям вы­став­ле­ния оце­нок в 1, 2, 3 балла.0
Мак­си­маль­ный балл4
Раздел кодификатора ФИПИ/Решу ЕГЭ: