Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 26 № 25773
i

Не­боль­шой бру­сок мас­сой m  =  1 кг на­чи­на­ет со­скаль­зы­вать с вы­со­ты H по глад­кой горке, пе­ре­хо­дя­щей в мерт­вую петлю (см. рис.). Опре­де­ли­те вы­со­ту горки H, если на вы­со­те h  =  2,5 м от ниж­ней точки петли бру­сок давит на ее стен­ку с силой F  =  5 Н, ра­ди­ус окруж­но­сти R  =  2 м. Сде­лай­те ри­су­нок с ука­за­ни­ем сил, по­яс­ня­ю­щий ре­ше­ние.

Какие за­ко­ны Вы ис­поль­зо­ва­ли для опи­са­ния дви­же­ния брус­ка? Обос­нуй­те их при­ме­ни­мость к дан­но­му слу­чаю.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Обос­но­ва­ние

1.  Рас­смот­рим за­да­чу в си­сте­ме от­сче­та, свя­зан­ной с Зем­лей. Будем счи­тать эту си­сте­му от­сче­та инер­ци­аль­ной (ИСО).

2.  Бру­сок опи­сы­ва­ем мо­де­лью ма­те­ри­аль­ной точки, так как его раз­ме­ра­ми по срав­не­нию с коль­цом можно пре­не­бречь.

3.  При дви­же­нии брус­ка по по­верх­но­сти коль­ца на него дей­ству­ют по­тен­ци­аль­ная сила тя­же­сти и сила ре­ак­ции опоры со сто­ро­ны коль­ца, пер­пен­ди­ку­ляр­ная его по­верх­но­сти. Ра­бо­та силы ре­ак­ции опоры при дви­же­нии брус­ка равна нулю, сила тре­ния от­сут­ству­ет. Тогда в ИСО можно при­ме­нить закон со­хра­не­ния энер­гии.

4.  По­сколь­ку бру­сок опи­сы­ва­ет­ся мо­де­лью ма­те­ри­аль­ной точки, то дав­ле­ние брус­ка на по­верх­ность коль­ца в за­дан­ной точке фор­ми­ру­ет­ся на ос­но­ве вто­ро­го за­ко­на Нью­то­на. Для ма­те­ри­аль­ной точки при­ме­ни­мы за­ко­ны дви­же­ния по окруж­но­сти.

 

Пе­рей­дем к ре­ше­нию. По вто­ро­му за­ко­ну Нью­то­на для брус­ка на вы­со­те h:

 \vecN плюс m \vecg=m \veca ,

где цен­тро­стре­ми­тель­ное уско­ре­ние равно a= дробь: чис­ли­тель: v в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: R конец дроби .

На­пра­вим ось Ох вдоль век­то­ра уско­ре­ния и пусть сила тя­же­сти об­ра­зу­ет с этой осью угол α Про­ек­ция вто­ро­го закон Нью­то­на:

N плюс mg ко­си­нус альфа =m дробь: чис­ли­тель: v в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: R конец дроби .

Вы­ра­зим от­сю­да ско­рость брус­ка, учи­ты­вая, что  ко­си­нус альфа = дробь: чис­ли­тель: h минус R, зна­ме­на­тель: R конец дроби и по тре­тье­му за­ко­ну Нью­то­на N=F:

 v в квад­ра­те = дробь: чис­ли­тель: R, зна­ме­на­тель: m конец дроби левая круг­лая скоб­ка F плюс mg дробь: чис­ли­тель: h минус R, зна­ме­на­тель: R конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка .

По за­ко­ну со­хра­не­ния энер­гии: E_п1=E_п2 плюс E_к2, где на­чаль­ная по­тен­ци­аль­ная энер­гия E_п1=mgH, ко­неч­ные по­тен­ци­аль­ная и ки­не­ти­че­ская энер­гии равны со­от­вет­ствен­но E_п2=mgh и E_к2= дробь: чис­ли­тель: m v в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби . Таким об­ра­зом, по­лу­ча­ем:

mgH=mgh плюс дробь: чис­ли­тель: m v в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ,

от­ку­да на­хо­дим на­чаль­ную вы­со­ту:

H=h плюс дробь: чис­ли­тель: v в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: 2g конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 3h минус R, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби плюс дробь: чис­ли­тель: FR, зна­ме­на­тель: 2mg конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 3 умно­жить на 2,5 минус 2, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби плюс дробь: чис­ли­тель: 5 умно­жить на 2, зна­ме­на­тель: 2 умно­жить на 1 умно­жить на 10 конец дроби =3,25м.

Ответ: 3,25 м.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Кри­те­рий 1

Верно обос­но­ва­на воз­мож­ность ис­поль­зо­ва­ния за­ко­нов (за­ко­но­мер­но­стей)

1

В обос­но­ва­нии воз­мож­но­сти ис­поль­зо­ва­ния за­ко­нов (за­ко­но­мер­но­стей) до­пу­ще­на ошиб­ка.

ИЛИ

Обос­но­ва­ние от­сут­ству­ет

0
Кри­те­рий 2
При­ве­де­но пол­ное ре­ше­ние, вклю­ча­ю­щее сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

I) за­пи­са­ны по­ло­же­ния тео­рии и фи­зи­че­ские за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, при­ме­не­ние ко­то­рых не­об­хо­ди­мо для ре­ше­ния за­да­чи вы­бран­ным спо­со­бом (в дан­ном слу­чае: вто­рой и тре­тий за­ко­ны Нью­то­на, вы­ра­же­ние для силы тре­ния сколь­же­ния, усло­вие рав­но­ве­сия твёрдого тела);

II) опи­са­ны все вновь вво­ди­мые в ре­ше­нии бук­вен­ные обо­зна­че­ния фи­зи­че­ских ве­ли­чин (за ис­клю­че­ни­ем обо­зна­че­ний кон­стант, ука­зан­ных в ва­ри­ан­те КИМ, обо­зна­че­ний ве­ли­чин, ис­поль­зу­е­мых в усло­вии за­да­чи, и стан­дарт­ных обо­зна­че­ний ве­ли­чин, ис­поль­зу­е­мых при на­пи­са­нии фи­зи­че­ских за­ко­нов);

III) про­ве­де­ны не­об­хо­ди­мые ма­те­ма­ти­че­ские пре­об­ра­зо­ва­ния и расчёты, при­во­дя­щие к пра­виль­но­му чис­ло­во­му от­ве­ту (до­пус­ка­ет­ся ре­ше­ние «по ча­стям» с про­ме­жу­точ­ны­ми вы­чис­ле­ни­я­ми);

IV) пред­став­лен пра­виль­ный ответ с ука­за­ни­ем еди­ниц из­ме­ре­ния ис­ко­мой ве­ли­чи­ны

3
Пра­виль­но за­пи­са­ны все не­об­хо­ди­мые по­ло­же­ния тео­рии, фи­зи­че­ские за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, и про­ве­де­ны не­об­хо­ди­мые пре­об­ра­зо­ва­ния. Но име­ют­ся один или не­сколь­ко из сле­ду­ю­щих не­до­стат­ков.

За­пи­си, со­от­вет­ству­ю­щие пунк­ту II, пред­став­ле­ны не в пол­ном объёме или от­сут­ству­ют.

И (ИЛИ)

В ре­ше­нии име­ют­ся лиш­ние за­пи­си, не вхо­дя­щие в ре­ше­ние (воз­мож­но, не­вер­ные), ко­то­рые не от­де­ле­ны от ре­ше­ния (не зачёрк­ну­ты; не за­клю­че­ны в скоб­ки, рамку и т.п.).

И (ИЛИ)

В не­об­хо­ди­мых ма­те­ма­ти­че­ских пре­об­ра­зо­ва­ни­ях или вы­чис­ле­ни­ях до­пу­ще­ны ошиб­ки, и (или) в ма­те­ма­ти­че­ских

пре­об­ра­зо­ва­ни­ях/вы­чис­ле­ни­ях про­пу­ще­ны ло­ги­че­ски важ­ные шаги.

И (ИЛИ)

От­сут­ству­ет пункт IV, или в нём до­пу­ще­на ошиб­ка (в том числе в за­пи­си еди­ниц из­ме­ре­ния ве­ли­чи­ны)

2
Пред­став­ле­ны за­пи­си, со­от­вет­ству­ю­щие од­но­му из сле­ду­ю­щих слу­ча­ев.

Пред­став­ле­ны толь­ко по­ло­же­ния и фор­му­лы, вы­ра­жа­ю­щие фи­зи­че­ские за­ко­ны, при­ме­не­ние ко­то­рых не­об­хо­ди­мо для ре­ше­ния дан­ной за­да­чи, без каких-либо пре­об­ра­зо­ва­ний с их ис­поль­зо­ва­ни­ем, на­прав­лен­ных на ре­ше­ние за­да­чи.

ИЛИ

В ре­ше­нии от­сут­ству­ет ОДНА из ис­ход­ных фор­мул, не­об­хо­ди­мая для ре­ше­ния дан­ной за­да­чи (или утвер­жде­ние, ле­жа­щее в ос­но­ве ре­ше­ния), но при­сут­ству­ют ло­ги­че­ски вер­ные пре­об­ра­зо­ва­ния с име­ю­щи­ми­ся фор­му­ла­ми, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние за­да­чи.

ИЛИ

В ОДНОЙ из ис­ход­ных фор­мул, не­об­хо­ди­мых для ре­ше­ния дан­ной за­да­чи (или в утвер­жде­нии, ле­жа­щем в ос­но­ве ре­ше­ния), до­пу­ще­на ошиб­ка, но при­сут­ству­ют ло­ги­че­ски вер­ные пре­об­ра­зо­ва­ния с име­ю­щи­ми­ся фор­му­ла­ми, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние за­да­чи

1
Все слу­чаи ре­ше­ния, ко­то­рые не со­от­вет­ству­ют вы­ше­ука­зан­ным кри­те­ри­ям вы­став­ле­ния оце­нок в 1, 2, 3 балла0
Мак­си­маль­ный балл4
Раздел кодификатора ФИПИ/Решу ЕГЭ: