Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 21 № 29730
i

Две плос­кие пла­сти­ны кон­ден­са­то­ра, за­креп­лен­ные на изо­ли­ру­ю­щих шта­ти­вах, рас­по­ло­жи­ли на не­боль­шом рас­сто­я­нии друг от друга и со­еди­ни­ли одну пла­сти­ну с за­зем­лен­ным кор­пу­сом, а дру­гую  — со стерж­нем элек­тро­мет­ра (см. ри­су­нок). Затем пла­сти­ну, со­еди­нен­ную со стерж­нем элек­тро­мет­ра, за­ря­ди­ли. Объ­яс­ни­те, опи­ра­ясь на из­вест­ные Вам за­ко­ны, как из­ме­ня­ют­ся по­ка­за­ния элек­тро­мет­ра при сбли­же­нии пла­стин. От­кло­не­ние стрел­ки элек­тро­мет­ра про­пор­ци­о­наль­но раз­но­сти по­тен­ци­а­лов между пла­сти­на­ми. Ем­кость элек­тро­мет­ра пре­не­бре­жи­мо мала.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

1.  При за­ряд­ке левой пла­сти­ны кон­ден­са­то­ра стре­жень и стрел­ка элек­тро­мет­ра за­ря­дят­ся од­но­имен­но с этой пла­сти­ной. По­сколь­ку кор­пус элек­тро­мет­ра за­зем­лен, то на вто­рой пла­сти­не кон­ден­са­то­ра об­ра­зу­ет­ся заряд про­ти­во­по­лож­но­го знака. Пла­сти­на со стерж­нем об­ра­зу­ют за­мкну­тую си­сте­му, по­это­му в ней вы­пол­ня­ет­ся закон со­хра­не­ния за­ря­да.

2.  При умень­ше­нии рас­сто­я­ния между пла­сти­на­ми кон­ден­са­то­ра уве­ли­чит­ся его ем­кость, ис­хо­дя из фор­му­лы C= дробь: чис­ли­тель: \varepsilon \varepsilon_0 S, зна­ме­на­тель: d конец дроби .

3.  Так как заряд на кон­ден­са­то­ре не из­ме­нил­ся, его ем­кость уве­ли­чи­лась, то раз­ность по­тен­ци­а­лов между его пла­сти­на­ми, ис­хо­дя из фор­му­лы C= дробь: чис­ли­тель: q, зна­ме­на­тель: U конец дроби , умень­ши­лась. Со­от­вет­ствен­но, умень­ши­лась раз­ность по­тен­ци­а­лов на элек­тро­мет­ре. По усло­вию угол от­кло­не­ния стрел­ки элек­тро­мет­ра про­пор­ци­о­на­лен раз­но­сти по­тен­ци­а­лов. Сле­до­ва­тель­но, угол от­кло­не­ния стрел­ки элек­тро­мет­ра умень­шил­ся.

 

Ответ: угол от­кло­не­ния умень­шит­ся.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы

При­ве­де­но пол­ное пра­виль­ное ре­ше­ние, вклю­ча­ю­щее пра­виль­ный ответ и ис­чер­пы­ва­ю­щие вер­ные рас­суж­де­ния с пря­мым ука­за­ни­ем на­блю­да­е­мых яв­ле­ний и за­ко­нов

3

Дан пра­виль­ный ответ, и при­ве­де­но объ­яс­не­ние, но в ре­ше­нии име­ет­ся один или не­сколь­ко из сле­ду­ю­щих не­до­стат­ков.

В объ­яс­не­нии не ука­за­но или не ис­поль­зо­ва­ны одно из фи­зи­че­ских яв­ле­ний, свойств, опре­де­ле­ний или один из за­ко­нов (фор­мул), не­об­хо­ди­мых для пол­но­го вер­но­го объ­яс­не­ния. (Утвер­жде­ние, ле­жа­щее в ос­но­ве объ­яс­не­ния, не под­креп­ле­но со­от­вет­ству­ю­щим за­ко­ном, свой­ством, яв­ле­ни­ем, опре­де­ле­ни­ем и т.п.)

И (ИЛИ)

Ука­за­ны все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, но в них со­дер­жит­ся один ло­ги­че­ский недочёт.

И (ИЛИ)

В ре­ше­нии име­ют­ся лиш­ние за­пи­си, не вхо­дя­щие в ре­ше­ние (воз­мож­но, не­вер­ные), ко­то­рые не от­де­ле­ны от ре­ше­ния и не зачёрк­ну­ты.

И (ИЛИ)

В ре­ше­нии име­ет­ся не­точ­ность в ука­за­нии на одно из фи­зи­че­ских яв­ле­ний, свойств, опре­де­ле­ний, за­ко­нов (фор­мул), не­об­хо­ди­мых для пол­но­го вер­но­го объ­яс­не­ния

2

Пред­став­ле­но ре­ше­ние, со­от­вет­ству­ю­щее од­но­му из сле­ду­ю­щих слу­ча­ев.

Дан пра­виль­ный ответ на во­прос за­да­ния, и при­ве­де­но объ­яс­не­ние, но в нём не ука­за­ны два яв­ле­ния или фи­зи­че­ских за­ко­на, не­об­хо­ди­мых для пол­но­го вер­но­го объ­яс­не­ния.

ИЛИ

Ука­за­ны все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, но име­ю­щи­е­ся рас­суж­де­ния, на­прав­лен­ные на по­лу­че­ние от­ве­та на во­прос за­да­ния, не до­ве­де­ны до конца.

ИЛИ

Ука­за­ны все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, но име­ю­щи­е­ся рас­суж­де­ния, при­во­дя­щие к от­ве­ту, со­дер­жат ошиб­ки.

ИЛИ

Ука­за­ны не все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, но име­ют­ся вер­ные рас­суж­де­ния, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние за­да­чи

1
Все слу­чаи ре­ше­ния, ко­то­рые не со­от­вет­ству­ют вы­ше­ука­зан­ным кри­те­ри­ям вы­став­ле­ния оце­нок в 1, 2, 3 балла0
Мак­си­маль­ный балл3
Источник: ЕГЭ по фи­зи­ке 06.06.2022. Ос­нов­ная волна. Раз­ные за­да­чи
Раздел кодификатора ФИПИ/Решу ЕГЭ: 3.1.9 Кон­ден­са­тор. Элек­троёмкость кон­ден­са­то­ра