Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 21 № 3068
i

На фо­то­гра­фии изоб­ра­же­на элек­три­че­ская цепь, со­сто­я­щая из ре­зи­сто­ра, рео­ста­та, ключа, циф­ро­вых вольт­мет­ра, под­клю­чен­но­го к ба­та­рее, и ам­пер­мет­ра.

Со­ставь­те прин­ци­пи­аль­ную элек­три­че­скую схему этой цепи и, ис­поль­зуя за­ко­ны по­сто­ян­но­го тока, объ­яс­ни­те, как из­ме­нят­ся (уве­ли­чат­ся или умень­шат­ся) сила тока в цепи и на­пря­же­ние на ба­та­рее при пе­ре­ме­ще­нии движ­ка рео­ста­та в край­нее пра­вое по­ло­же­ние.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

1.  По­ка­за­ния ам­пер­мет­ра уве­ли­чат­ся, а вольт­мет­ра  — умень­шат­ся.

2.  Эк­ви­ва­лент­ная элек­три­че­ская схема цепи, учи­ты­ва­ю­щая внут­рен­нее со­про­тив­ле­ние ба­та­реи, изоб­ра­же­на на ри­сун­ке, где I  — сила тока в цепи. Ток через вольт­метр прак­ти­че­ски не течет, а со­про­тив­ле­ние ам­пер­мет­ра пре­не­бре­жи­мо мало.

3.  Сила тока в цепи опре­де­ля­ет­ся за­ко­ном Ома для за­мкну­той (пол­ной) цепи: I= дробь: чис­ли­тель: \mathcal E , зна­ме­на­тель: R_1 плюс R_2 плюс r конец дроби . В со­от­вет­ствии с за­ко­ном Ома для участ­ка цепи на­пря­же­ние, из­ме­ря­е­мое вольт­мет­ром: U=I левая круг­лая скоб­ка R_1 плюс R_2 пра­вая круг­лая скоб­ка =\mathcal E минус Ir. При пе­ре­ме­ще­нии движ­ка рео­ста­та впра­во его со­про­тив­ле­ние умень­ша­ет­ся, что при­во­дит к умень­ше­нию пол­но­го со­про­тив­ле­ния цепи. Сила тока в цепи при этом рас­тет, а на­пря­же­ние на ба­та­рее умень­ша­ет­ся.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оцен­ки вы­пол­не­ния за­да­ния Баллы
При­ве­де­но пол­ное пра­виль­ное ре­ше­ние, вклю­ча­ю­щее пра­виль­ный ответ (в дан­ном слу­чае  — из­ме­не­ния по­ка­за­ния при­бо­ров, п. 1), схему элек­три­че­ской цепи  — п. 2) и пол­ное вер­ное объ­яс­не­ние (в дан­ном слу­чае  — п. 3) с ука­за­ни­ем на­блю­да­е­мых яв­ле­ний и за­ко­нов (в дан­ном слу­чае — закон Ома для участ­ка цепи и для за­мкну­той цепи).
3
При­ве­де­но ре­ше­ние, вер­ная схема элек­три­че­ской цепи и дан вер­ный ответ, но име­ет­ся один из сле­ду­ю­щих не­до­стат­ков.

В объ­яс­не­нии со­дер­жат­ся лишь общие рас­суж­де­ния без при­вяз­ки к кон­крет­ной си­ту­а­ции за­да­чи, хотя ука­за­ны все не­об­хо­ди­мые фи­зи­че­ские яв­ле­ния и за­ко­ны.

ИЛИ

Рас­суж­де­ния, при­во­дя­щие к от­ве­ту, пред­став­ле­ны не в пол­ном объ­е­ме или в них со­дер­жат­ся ло­ги­че­ские не­до­че­ты.

ИЛИ

Ука­за­ны не все фи­зи­че­ские яв­ле­ния и за­ко­ны, не­об­хо­ди­мые для пол­но­го пра­виль­но­го ре­ше­ния.

ИЛИ

При­ве­де­но ре­ше­ние и дан вер­ный ответ, но не пред­став­ле­на схема элек­три­че­ской цепи.

ИЛИ

Пред­став­лен толь­ко пра­виль­ный ответ без обос­но­ва­ний и вер­ная схема элек­три­че­ской цепи.

2
Пред­став­ле­ны за­пи­си, со­от­вет­ству­ю­щие од­но­му из сле­ду­ю­щих слу­ча­ев.

При­ве­де­ны рас­суж­де­ния с ука­за­ни­ем на фи­зи­че­ские яв­ле­ния и за­ко­ны, но дан не­вер­ный или не­пол­ный ответ.

ИЛИ

При­ве­де­ны рас­суж­де­ния с ука­за­ни­ем на фи­зи­че­ские яв­ле­ния и за­ко­ны, но ответ не дан,
  

ИЛИ

Пред­став­лен толь­ко пра­виль­ный ответ без обос­но­ва­ний.

ИЛИ

Пред­став­ле­на толь­ко вер­ная схема элек­три­че­ской цепи.

1
Все слу­чаи ре­ше­ния, ко­то­рые не со­от­вет­ству­ют вы­ше­ука­зан­ным кри­те­ри­ям вы­став­ле­ния оце­нок в 1, 2, 3 балла. 0

Аналоги к заданию № 2924: 2925 3068 Все

Раздел кодификатора ФИПИ/Решу ЕГЭ:
Гость 08.06.2012 11:23

Объ­яс­ни­те по­жа­луй­ста,как вы опре­де­ля­е­те умень­ша­ет­ся или уве­ли­чи­ва­ет­ся со­про­тив­ле­ние рео­ста­та при дви­же­нии его движ­ка впра­во?

Алексей

Доб­рый день!

Про­стей­ший рео­стат пред­став­ля­ет собой про­вод, на­мо­тан­ный на изо­ли­ру­ю­щий стер­жень, по ко­то­ро­му ездит ка­рет­ка (обо­зна­ча­ет­ся стрел­кой на схеме). На­пря­же­ние на рео­ста­те по­да­ет­ся между ка­рет­кой и одним из его кон­цов (к ко­то­ро­му на схеме под­ве­ден вто­рой про­вод). Таким об­ра­зом, ток течет между ка­рет­кой и одним из кон­цов рео­ста­та. Но чем ближе ка­рет­ка к со­от­вет­ству­ю­ще­му концу, тем ко­ро­че уча­сток на­мот­ки на рео­ста­те, по ко­то­ро­му течет ток, а зна­чит, тем мень­ше со­про­тив­ле­ние рео­ста­та (R= дробь: чис­ли­тель: \rho l, зна­ме­на­тель: S конец дроби ). На при­ве­ден­ном здесь ри­сун­ке серым обо­зна­чен уча­сток рео­ста­та, да­ю­щий вклад в со­про­тив­ле­ние схемы при раз­ных по­ло­же­ния ка­рет­ки.

Гость 09.06.2012 17:13

а ска­жи­те по­жа­луй­ста, как опре­де­лить на­прав­ле­ние тока, со­от­вет­ствен­но, как обо­зна­чать ба­та­рею. это же вза­и­мо­свя­за­но, на­сколь­ко я по­ни­маю?

Алексей

Доб­рый день!

В дан­ной за­да­че на­прав­ле­ние тока не су­ще­ствен­но. Но во­об­ще, ток течет от плюса к ми­ну­су, и на схе­мах по­ло­жи­тель­ные клем­мы обо­зна­ча­ют­ся более длин­ны­ми па­лоч­ка­ми, то есть в дан­ном слу­чае через ба­та­рею ток течет на­верх, через рео­стат слева на­пра­во и так далее.

Гость 17.06.2012 11:58

Тогда по­че­му в за­да­че 2924 при ана­ло­гич­ной схеме и при пе­ре­ме­ще­нии движ­ка рео­ста­та впра­во со­про­тив­ле­ние уве­ли­чи­ва­ет­ся? По-моему, вся раз­ни­ца в том, какой все таки уча­сток дает вклад в со­про­тив­ле­ние схемы, белый или серый? А то по тем за­да­чам(2924,2925) белый уча­сток, а здесь в объ­яс­не­нии серый. По­че­му так?

Алексей

Доб­рый день!

Ни­ка­ких про­ти­во­ре­чий нет. Вклад в со­про­тив­ле­ние схемы, ко­неч­но, дает "серая" часть. Через "белую" часть ток по­про­сту не течет, в этом и смысл рео­ста­та. Про­сто в за­да­че 2934, на­при­мер, рео­стат ори­ен­ти­ро­ван в дру­гую сто­ро­ну: про­вод под­клю­чен к ле­во­му концу рео­ста­та, а не к пра­во­му, как в дан­ной за­да­че, по­это­му ток течет от пол­зун­ка на­ле­во.

Гость 23.03.2013 13:20

При пе­ре­ме­ще­нии движ­ка рео­ста­та впра­во его со­про­тив­ле­ние уве­ли­чи­ва­ет­ся, что при­во­дит к уве­ли­че­нию пол­но­го со­про­тив­ле­ния цепи. Сила тока при этом не уве­ли­чи­ва­ет­ся, а рас­тет, а на­пря­же­ние на ба­та­реи будет не умень­шат­ся, а расти.

Алексей

Доб­рый день!

Со­про­тив­ле­ние рео­ста­та умень­ша­ет­ся. Об­ра­ти­те вни­ма­ние, левый про­вод под­клю­чен к пол­зун­ку, а пра­вый снизу. По­это­му при дви­же­нии пол­зун­ка влево длина со­про­тив­ле­ния умень­ша­ет­ся