Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 10 № 3106
i

Уче­ни­ца про­во­ди­ла на­блю­де­ние про­цес­са ис­па­ре­ния жид­ко­сти. С этой целью она обер­ну­ла шарик тер­мо­мет­ра ку­соч­ком ваты и с по­мо­щью пи­пет­ки на­ка­па­ла на вату воды. Как из­ме­ня­лись внут­рен­няя энер­гия и тем­пе­ра­ту­ра воды на ватке в про­цес­се ис­па­ре­ния? От­но­си­тель­ная влаж­ность окру­жа­ю­ще­го воз­ду­ха мень­ше 100%.

 

Для каж­дой ве­ли­чи­ны опре­де­ли­те со­от­вет­ству­ю­щий ха­рак­тер ее из­ме­не­ния.

 

1.  Не из­ме­ня­лась.

2.  Уве­ли­чи­ва­лась.

3.  Умень­ша­лась.

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры для каж­дой ве­ли­чи­ны. Цифры в от­ве­те могут по­вто­рять­ся.

 

Внут­рен­няя энер­гия Тем­пе­ра­ту­ра
Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Ис­па­ре­ние жид­ко­сти, в от­ли­чие от ки­пе­ния, про­ис­хо­дит при любой тем­пе­ра­ту­ре. Про­цесс ис­па­ре­ния воды из ватки пред­став­ля­ет собой вылет мо­ле­кул воды с ее по­верх­но­сти. При этом пре­иму­ще­ствен­но вы­ле­та­ют самые быст­рые мо­ле­ку­лы, тем самым сред­няя ки­не­ти­че­ская энер­гия дви­же­ния мо­ле­кул воды в ватке умень­ша­ет­ся, а зна­чит, умень­ша­ет­ся и тем­пе­ра­ту­ра ватки с водой, что отоб­ра­жа­ет­ся на по­ка­за­ни­ях тер­мо­мет­ра. Ко­неч­но, при­сут­ству­ет и об­рат­ный про­цесс, мо­ле­ку­лы жид­ко­сти кон­ден­си­ру­ют об­рат­но из во­дя­но­го пара, но при от­но­си­тель­ной влаж­но­сти окру­жа­ю­ще­го воз­ду­ха мень­ше 100% про­цесс ис­па­ре­ния пре­об­ла­да­ет. Внут­рен­няя энер­гия также умень­ша­ет­ся, по­сколь­ку, во-⁠пер­вых, умень­ша­ет­ся тем­пе­ра­ту­ра, а во-⁠вто­рых, умень­ша­ет­ся ко­ли­че­ство воды в ватке.

 

Ответ: 33.

Раздел кодификатора ФИПИ/Решу ЕГЭ: 2.1.15 Из­ме­не­ние аг­ре­гат­ных со­сто­я­ний ве­ще­ства: ис­па­ре­ние и кон­ден­са­ция, ки­пе­ние жид­ко­сти
Гость 27.05.2012 16:44

я думал, что при ки­пе­нии плав­ле­нии, ис­па­ре­нии тем­пе­ра­ту­ра не из­ме­ня­ет­ся..

Алексей

Доб­рый день!

При плав­ле­нии и ки­пе­нии дей­стви­тель­но тем­пе­ра­ту­ра не из­ме­ня­ет­ся. Вся под­во­ди­мая энер­гия идет на фа­зо­вый пе­ре­ход. Иначе го­во­ря, по­сту­па­ю­щее тепло пе­ре­да­ет­ся мо­ле­ку­лам, и они "пе­ре­хо­дят" в новое аг­ре­гат­ное со­сто­я­ние.

При ис­па­ре­нии же, чтобы мо­ле­ку­лы жид­ко­сти пе­ре­хо­ди­ли из жид­ко­го со­сто­я­ния в га­зо­об­раз­ное, им тоже нужна до­бав­ка к энер­гии, эта до­бав­ка идет за счет умень­ше­ния сред­ней энер­гии остав­ших­ся мо­ле­кул. В ре­зуль­та­те тем­пе­ра­ту­ра умень­ша­ет­ся.

Кста­ти, имен­но на этом прин­ци­пе ос­но­ва­на ра­бо­та пси­хо­мет­ра, ко­то­рый очень по­пу­ля­рен в ЕГЭ. При­бор со­сто­ит из двух тер­мо­мет­ров, мок­ро­го и су­хо­го. Тем­пе­ра­ту­ра мок­ро­го все­гда ниже, так как вода, ис­па­ря­ясь, его охла­жда­ет.