Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

Летом в ясную по­го­ду над по­ля­ми и ле­са­ми к се­ре­ди­не дня часто об­ра­зу­ют­ся ку­че­вые об­ла­ка, ниж­няя кром­ка ко­то­рых на­хо­дит­ся на оди­на­ко­вой вы­со­те. Объ­яс­ни­те, опи­ра­ясь на из­вест­ные вам за­ко­ны и за­ко­но­мер­но­сти, фи­зи­че­ские про­цес­сы, ко­то­рые при­во­дят к этому.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

1.  Когда лучи Солн­ца на­гре­ва­ют за счет по­гло­ще­ния света влаж­ную землю и воз­дух около нее, из земли и рас­те­ний ак­тив­но ис­па­ря­ет­ся вода, и более лег­кий на­гре­тый за счет кон­век­ции воз­дух с па­ра­ми воды из-⁠за дей­ствия вы­тал­ки­ва­ю­щей силы Ар­хи­ме­да под­ни­ма­ет­ся вверх, об­ра­зуя вос­хо­дя­щие по­то­ки.

2.  В про­цес­се подъ­ема дав­ле­ние воз­ду­ха па­да­ет, а теп­ло­об­ме­на с окру­жа­ю­щи­ми те­ла­ми прак­ти­че­ски нет. По­это­му про­цесс из­ме­не­ния со­сто­я­ния влаж­но­го воз­ду­ха бли­зок к адиа­бат­но­му, и его тем­пе­ра­ту­ра па­да­ет, а от­но­си­тель­ная влаж­ность рас­тет.

3.  На опре­де­лен­ной вы­со­те, в мо­мент до­сти­же­ния «точки росы», пары воды ста­но­вят­ся на­сы­щен­ны­ми и кон­ден­си­ру­ют­ся в капли  — об­ра­зу­ет­ся туман, то есть об­ла­ка. Туман с вос­хо­дя­щим по­то­ком воз­ду­ха про­дол­жа­ет под­ни­мать­ся и охла­ждать­ся, так что мы на­блю­да­ем об­ра­зо­ва­ние ку­че­вых об­ла­ков с чет­кой ниж­ней кром­кой.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
При­ве­де­но пол­ное пра­виль­ное ре­ше­ние, вклю­ча­ю­щее пра­виль­ный ответ (в дан­ном слу­чае п. п. 1–3) и ис­чер­пы­ва­ю­щие вер­ные рас­суж­де­ния с ука­за­ни­ем на­блю­да­е­мых яв­ле­ний и за­ко­нов (в дан­ном слу­чае  — яв­ле­ния на­гре­ва­ния земли из-⁠за по­гло­ще­ния света и при­зем­но­го слоя воз­ду­ха за счет кон­век­ции, по­яв­ле­ние вы­тал­ки­ва­ю­щей теп­лый воз­дух силы Ар­хи­ме­да, яв­ле­ния ис­па­ре­ния и кон­ден­са­ции воды, яв­ле­ние охла­жде­ния влаж­но­го воз­ду­ха при адиа­бат­ном про­цес­се его подъ­ема, до­сти­же­ние «точки росы» и об­ра­зо­ва­ние ту­ма­на).3
Дан пра­виль­ный ответ и при­ве­де­но объ­яс­не­ние, но в ре­ше­нии име­ют­ся сле­ду­ю­щие не­до­стат­ки.

В объ­яс­не­нии не ука­за­но или не ис­поль­зу­ет­ся одно из фи­зи­че­ских яв­ле­ний, свойств, опре­де­ле­ний или один из за­ко­нов (фор­мул), не­об­хо­ди­мых для пол­но­го вер­но­го объ­яс­не­ния. (Утвер­жде­ние, ле­жа­щее в ос­но­ве объ­яс­не­ния, не под­креп­ле­но со­от­вет­ству­ю­щим за­ко­ном, свой­ством, яв­ле­ни­ем, опре­де­ле­ни­ем и т. п.)

ИЛИ

Объ­яс­не­ния пред­став­ле­ны не в пол­ном объ­е­ме или в них со­дер­жит­ся один ло­ги­че­ский не­до­чет.

2
Пред­став­ле­но ре­ше­ние, со­от­вет­ству­ю­щее од­но­му из сле­ду­ю­щих слу­ча­ев.

Дан пра­виль­ный ответ на во­прос за­да­ния, и при­ве­де­но объ­яс­не­ние, но в нем не ука­за­ны два яв­ле­ния или фи­зи­че­ских за­ко­на, не­об­хо­ди­мых для пол­но­го вер­но­го объ­яс­не­ния.

ИЛИ

Ука­за­ны все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, но име­ю­щи­е­ся рас­суж­де­ния, на­прав­лен­ные на по­лу­че­ние от­ве­та на во­прос за­да­ния, не до­ве­де­ны до конца.

ИЛИ

Ука­за­ны все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, но име­ю­щи­е­ся рас­суж­де­ния, при­во­дя­щие к от­ве­ту, со­дер­жат ошиб­ки.

ИЛИ

Ука­за­ны не все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, но име­ют­ся вер­ные рас­суж­де­ния, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние за­да­чи.

1
Все слу­чаи ре­ше­ния, ко­то­рые не со­от­вет­ству­ют вы­ше­ука­зан­ным кри­те­ри­ям вы­став­ле­ния оце­нок в 1, 2, 3 балла.0
Мак­си­маль­ный балл3
Раздел кодификатора ФИПИ/Решу ЕГЭ: