Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д21 C1 № 3896
i

Ав­то­мо­биль при­во­дит­ся в дви­же­ние дви­га­те­лем, ко­то­рый со­еди­ня­ет­ся с ве­ду­щи­ми ко­ле­са­ми при по­мо­щи транс­мис­сии, обыч­но со­сто­я­щей из сцеп­ле­ния, ко­роб­ки пе­ре­дач и си­сте­мы раз­лич­ных валов и шар­ни­ров. Сцеп­ле­ние поз­во­ля­ет от­со­еди­нять дви­га­тель от ко­роб­ки пе­ре­дач, что об­лег­ча­ет ее пе­ре­клю­че­ние. Диск сцеп­ле­ния, со­еди­нен­ный с пер­вич­ным валом ко­роб­ки пе­ре­дач, при­жи­ма­ет­ся к ма­хо­ви­ку дви­га­те­ля мощ­ны­ми пру­жи­на­ми, что поз­во­ля­ет пе­ре­да­вать кру­тя­щий мо­мент в по­сле­ду­ю­щие эле­мен­ты транс­мис­сии. По мере из­но­са диска сцеп­ле­ния сила его при­жа­тия к ма­хо­ви­ку умень­ша­ет­ся, и сцеп­ле­ние может на­чать «про­бук­со­вы­вать». На каких пе­ре­да­чах  — «по­ни­жен­ных» или «по­вы­шен­ных»  — сле­ду­ет дви­гать­ся в этом слу­чае, чтобы до­брать­ся до бли­жай­шей стан­ции тех­об­слу­жи­ва­ния?

Справ­ка: при дви­же­нии ав­то­мо­би­ля с опре­де­лен­ной ско­ро­стью на «по­ни­жен­ных» пе­ре­да­чах (1, 2, 3 ...) дви­га­тель ра­бо­та­ет на боль­ших обо­ро­тах, а на «по­вы­шен­ных» (4, 5, ...)  — на мень­ших обо­ро­тах при той же ско­ро­сти дви­же­ния.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

1.  При из­но­се диска сцеп­ле­ния и умень­ше­нии силы его при­жа­тия к ма­хо­ви­ку со­глас­но за­ко­ну Амон­то­на  — Ку­ло­на умень­ша­ют­ся мак­си­маль­ная сила тре­ния и ее мо­мент, вра­ща­ю­щий пер­вич­ный вал ко­роб­ки пе­ре­дач, что при­во­дит к про­бук­сов­ке сцеп­ле­ния на ре­жи­мах дви­же­ния с ис­поль­зо­ва­ни­ем мак­си­маль­ной мощ­но­сти дви­га­те­ля.

2.  Мощ­ность силы равна про­из­ве­де­нию мо­ду­ля этой силы на мо­дуль ско­ро­сти пе­ре­ме­ще­ния точки ее при­ло­же­ния, по­это­му при умень­ше­нии мак­си­маль­ной силы тре­ния для со­хра­не­ния ве­ли­чи­ны мощ­но­сти, пе­ре­да­ва­е­мой по транс­мис­сии, не­об­хо­ди­мо уве­ли­чи­вать ско­рость вра­ще­ния диска сцеп­ле­ния, то есть обо­ро­ты дви­га­те­ля.

3.  Таким об­ра­зом, при за­дан­ных усло­ви­ях дви­же­ния и, со­от­вет­ствен­но, мощ­но­сти, пе­ре­да­ва­е­мой на ко­ле­са, сле­ду­ет при воз­ник­но­ве­нии про­бук­сов­ки сцеп­ле­ния пе­ре­хо­дить с по­вы­шен­ных пе­ре­дач на по­ни­жен­ные, когда дви­га­тель при той же ско­ро­сти дви­же­ния ав­то­мо­би­ля ра­бо­та­ет на более вы­со­ких обо­ро­тах.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
При­ве­ден пра­виль­ный ответ (в дан­ном слу­чае - вывод о не­об­хо­ди­мо­сти дви­гать­ся к месту ре­мон­та на по­ни­жен­ных пе­ре­да­чах, п. 3), и пред­став­ле­но пол­ное вер­ное объ­яс­не­ние (в дан­ном слу­чае - п. 1-⁠2) с ука­за­ни­ем на­блю­да­е­мых яв­ле­ний и за­ко­нов (в дан­ном слу­чае - опи­са­ние при­чи­ны воз­ник­но­ве­ния про­бук­сов­ки сцеп­ле­ния с точки зре­ния за­ко­на Амон­то­на- Ку­ло­на, ссыл­ка на вы­ра­же­ние для мощ­но­сти силы и пра­виль­ные вы­во­ды из при­ве­ден­ных рас­суж­де­ний).3
Дан пра­виль­ный ответ, и при­ве­де­но объ­яс­не­ние, но в ре­ше­нии со­дер­жит­ся один из сле­ду­ю­щих не­до­стат­ков. В объ­яс­не­нии не ука­за­ны одно из яв­ле­ний или один из фи­зи­че­ских за­ко­нов, не­об­хо­ди­мых для пол­но­го вер­но­го объ­яс­не­ния.

ИЛИ

Объ­яс­не­ния пред­став­ле­ны не в пол­ном объ­е­ме, или в них со­дер­жит­ся один ло­ги­че­ский не­до­чет.

2
Пред­став­ле­но ре­ше­ние, со­от­вет­ству­ю­щее од­но­му из сле­ду­ю­щих слу­ча­ев. Дан пра­виль­ный ответ на во­прос за­да­ния, и при­ве­де­но объ­яс­не­ние, но в нем не ука­за­ны два яв­ле­ния или фи­зи­че­ских за­ко­на, не­об­хо­ди­мые для пол­но­го вер­но­го объ­яс­не­ния.

ИЛИ

Ука­за­ны все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, но име­ю­щи­е­ся рас­суж­де­ния, на­прав­лен­ные на по­лу­че­ние от­ве­та на во­прос за­да­чи, не до­ве­де­ны до конца.

ИЛИ

Ука­за­ны все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, но име­ю­щи­е­ся рас­суж­де­ния, при­во­дя­щие к от­ве­ту, со­дер­жат ошиб­ки.

ИЛИ

Ука­за­ны не все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, но име­ют­ся вер­ные рас­суж­де­ния, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние за­да­чи.

1
Все слу­чаи ре­ше­ния, ко­то­рые не со­от­вет­ству­ют вы­ше­ука­зан­ным кри­те­ри­ям вы­став­ле­ния оце­нок в 1, 2, 3 балла.0
Мак­си­маль­ный балл3
Раздел кодификатора ФИПИ/Решу ЕГЭ: 1.2.9 Сила тре­ния. Сухое тре­ние. Сила тре­ния сколь­же­ния. Сила тре­ния покоя
Алина Петрова 12.06.2016 18:48

Износ сцеп­ле­ния про­ис­хо­дит от из­быт­ка мощ­но­сти и кру­тя­ще­го мо­мен­та, а в ре­ше­нии за­да­чи при из­но­шен­ном сцеп­ле­нии нам пред­ла­га­ют пе­ре­хо­дить в режим по­вы­шен­ных обо­ро­тов (т.е вы­со­кой мощ­но­сти и мо­мен­те), что при­во­дит к еще боль­шим про­бук­сов­кам и боль­ше­му из­но­су. Это аб­со­лют­но не­ло­гич­но.

Антон

В за­да­че спра­ши­ва­ет­ся, как всё-таки до­е­хать до стан­ции тех­об­слу­жи­ва­ния с из­но­шен­ным сцеп­ле­нием, а не ез­дить в таком ре­жи­ме не­опре­делённо дол­гое время.

Игорь Шобухов 18.05.2021 20:27

Сцеп­ле­ние бук­су­ет на ПО­ВЫ­ШЕН­НЫХ обо­ро­тах. По­это­му, чтобы из­бе­жать про­бук­сов­ки надо пе­рей­ти на по­вы­шен­ную пе­ре­да­чу, по­ни­зить обо­ро­ты. Если на­о­бо­рот по­вы­сить обо­ро­ты, то сцеп­ле­ние нач­нет ещё силь­нее про­бук­со­вы­вать, что при­ве­дет к быст­ро­му его вы­го­ра­нию, вслед­ствие чего вы не смо­же­те до­е­хать до стан­ции тех­об­слу­жи­ва­ния.