В первой экспериментальной установке отрицательно заряженная частица влетает в однородное магнитное поле так, что вектор скорости перпендикулярен индукции магнитного поля (рис. 1). Во второй экспериментальной установке вектор скорости такой же частицы
параллелен напряженности электрического поля (рис. 2).
Установите соответствие между экспериментальными установками и траекториями движения частиц в них.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А) в первой установке
Б) во второй установке
1) прямая линия
2) окружность
3) спираль
4) парабола
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б |
А) В первой установке на частицу действует сила Лоренца, которая всегда направлена перпендикулярно скорости частицы и перпендикулярна линиям магнитного поля. Сила Лоренца создаст центростремительное ускорение, в результате чего частица будет двигаться по окружности.
Б) На частицу действует сила Кулона, направленная по направлению ее движения. Эта сила ускорит частицу, но движение будет оставаться прямолинейным.
Ответ: 21.


Здравствуйте. А как же сила тяжести во втором случае? Из-за нее не будет ли частица отклоняться вниз по параболе?
В целом, вы правы и на частицу в реальной установке будет действовать сила тяжести. Но, как правило, в таких задачах подразумевается, что сила тяжести мала, в силу малости массы влетающей в поле частицы, а также, что электрические и магнитные силы, действующие на частицу значительно превосходят силу тяжести.
Здравствуйте, почему в первом случае движение будет по окружности, а не по спирали. в учебнике при такой картинке написано, что движение как раз таки будет по спирали
Для того, чтобы движение происходило по спирали необходимо, чтобы частица также имела составляющую скорости, направленную не в плоскости рисунка, то есть составляющую скорости направленную "на нас" или "от нас".
В реальности электрон под действием электрического поля движется по спирали, а не по прямой. это проходится в 11 классе и даже есть демонстрационный набор L-микро "электрический ток в вакууме" в котором явлением термоэлектронной эмиссии и сильного магнита наглядно доказывается этот факт. Как быть?
Здравствуйте! Это означает, что скорость электрона в этой установке имеет составляющую параллельную линиям магнитного поля.
здравствуйте!
Скажите, пожалуйста, разве во втором случае, по правилу правой руки (для нахождения вектора B) и по правилу левой руки (уже от вектора B) электрон не должен "сворачивать" с изначальной траектории вниз, а затем замыкаться в окружность?
Во втором случае поле электрическое.