Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 21 № 7683
i

Во время грозы было видно, как между об­ла­ка­ми про­ска­ки­ва­ет длин­ная мол­ния, а затем, через не­ко­то­рое время, был слы­шен удар грома и его рас­ка­ты, как бы «раз­бе­га­ю­щи­е­ся» в раз­ные сто­ро­ны от се­ре­ди­ны мол­нии. Объ­яс­ни­те опи­сан­ные выше яв­ле­ния, на­блю­да­е­мые во время грозы.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

1.  Во время грозы из-⁠за элек­три­за­ции тре­ни­ем ле­дя­ных кри­стал­лов в вос­хо­дя­щих по­то­ках воз­ду­ха в гро­зо­вых об­ла­ках воз­ни­ка­ют боль­шие за­ря­ды и огром­ные раз­но­сти по­тен­ци­а­лов, вы­зы­ва­ю­щие ис­кро­вые про­бои воз­душ­ных про­ме­жут­ков, то есть мол­нии.

2.  В мол­нии про­ис­хо­дит на­грев и быст­рое рас­ши­ре­ние воз­ду­ха, что при­во­дит к об­ра­зо­ва­нию зву­ко­вых волн, рас­про­стра­ня­ю­щих­ся во все сто­ро­ны от ис­кро­вых ка­на­лов.

3.  Свет от мол­нии рас­про­стра­ня­ет­ся в сотни тысяч раз быст­рее звука, по­это­му вна­ча­ле мы видим вспыш­ку света, а спу­стя не­ко­то­рое время слы­шим звук  — гро­мо­вые рас­ка­ты.

4.  Гром вна­ча­ле до­хо­дит до нас от бли­жай­шей части мол­нии, а затем  — от более уда­лен­ных, по­это­му гром как бы «раз­бе­га­ет­ся» по небу в раз­ные сто­ро­ны от мол­нии.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
При­ве­де­но пол­ное пра­виль­ное ре­ше­ние, вклю­ча­ю­щее пра­виль­ные объ­яс­не­ния (в дан­ном слу­чае п. 1–4) и ис­чер­пы­ва­ю­щие вер­ные рас­суж­де­ния с пря­мым ука­за­ни­ем на­блю­да­е­мых яв­ле­ний и за­ко­нов (в дан­ном слу­чае: упо­ми­на­ние яв­ле­ний: элек­три­за­ции тре­ни­ем, при­во­дя­щей к воз­ник­но­ве­нию боль­ших за­ря­дов и раз­но­стей по­тен­ци­а­лов в об­ла­ках и к ис­кро­во­му про­бою воз­ду­ха, то есть к об­ра­зо­ва­нию мол­ний; разо­гре­ва воз­ду­ха в мол­ни­ях и воз­ник­но­ве­ния зву­ко­вых волн в воз­ду­хе, то есть грома, ко­то­рый за­паз­ды­ва­ет по срав­не­нию со све­том от мол­нии из-⁠за го­раз­до мень­шей ско­ро­сти звука по срав­не­нию со ско­ро­стью света; не­од­но­вре­мен­но­сти при­хо­да звука от раз­ных ча­стей мол­нии, на­хо­дя­щих­ся от нас на раз­ных рас­сто­я­ни­ях).3
Дан пра­виль­ный ответ и при­ве­де­но объ­яс­не­ние, но в ре­ше­нии име­ют­ся один или не­сколь­ко из сле­ду­ю­щих не­до­стат­ков. В объ­яс­не­нии не ука­за­но или не ис­поль­зу­ет­ся одно из фи­зи­че­ских яв­ле­ний, свойств, опре­де­ле­ний или один из за­ко­нов (фор­мул), не­об­хо­ди­мых для пол­но­го вер­но­го объ­яс­не­ния. (Утвер­жде­ние, ле­жа­щее в ос­но­ве объ­яс­не­ния, не под­креп­ле­но со­от­вет­ству­ю­щим за­ко­ном, свой­ством, яв­ле­ни­ем, опре­де­ле­ни­ем и т. п.).

И (ИЛИ)

Ука­за­ны все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, но в них со­дер­жит­ся один ло­ги­че­ский не­до­чет.

И (ИЛИ)

В ре­ше­нии име­ют­ся лиш­ние за­пи­си, не вхо­дя­щие в ре­ше­ние (воз­мож­но, не­вер­ные), ко­то­рые не от­де­ле­ны от ре­ше­ния (не за­черк­ну­ты; не за­клю­че­ны в скоб­ки, рамку и т. п.).

И (ИЛИ)

В ре­ше­нии име­ет­ся не­точ­ность в ука­за­нии на одно из фи­зи­че­ских яв­ле­ний, свойств, опре­де­ле­ний, за­ко­нов (фор­мул), не­об­хо­ди­мых для пол­но­го вер­но­го объ­яс­не­ния.

2
Пред­став­ле­но ре­ше­ние, со­от­вет­ству­ю­щее од­но­му из сле­ду­ю­щих слу­ча­ев.

Дан пра­виль­ный ответ на во­прос за­да­ния и при­ве­де­но объ­яс­не­ние, но в нем не ука­за­ны два яв­ле­ния или фи­зи­че­ских за­ко­на, не­об­хо­ди­мых для пол­но­го вер­но­го объ­яс­не­ния.

ИЛИ

Ука­за­ны все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, но име­ю­щи­е­ся рас­суж­де­ния, на­прав­лен­ные на по­лу­че­ние от­ве­та на во­прос за­да­ния, не до­ве­де­ны до конца.

ИЛИ

Ука­за­ны все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, но име­ю­щи­е­ся рас­суж­де­ния, при­во­дя­щие к от­ве­ту, со­дер­жат ошиб­ки.

ИЛИ

Ука­за­ны не все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, но име­ют­ся вер­ные рас­суж­де­ния, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние за­да­чи.

1
Все слу­чаи ре­ше­ния, ко­то­рые не со­от­вет­ству­ют вы­ше­ука­зан­ным кри­те­ри­ям вы­став­ле­ния оце­нок в 1, 2, 3 балла.0
Мак­си­маль­ный балл3

Аналоги к заданию № 7641: 7683 Все