Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 21 № 7836
i

Школь­ник в сто­ло­вой по­ста­вил та­рел­ку с го­ря­чим супом на стол, ко­то­рый был слег­ка на­кло­нен и ока­зал­ся мок­рым из-⁠за про­ли­то­го кем-⁠то чая. Под дном та­рел­ки оста­лось не­мно­го воз­ду­ха.

Та­рел­ка с супом по­сто­я­ла на месте не­ко­то­рое время, а потом со­скольз­ну­ла до края стола, упала на пол и раз­би­лась. Пе­ре­чис­ли­те и объ­яс­ни­те фи­зи­че­ские яв­ле­ния и за­ко­но­мер­но­сти, ко­то­рые при­ве­ли к та­ко­му ре­зуль­та­ту.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

1.  Когда школь­ник по­ста­вил та­рел­ку на стол, она «про­да­ви­ла» слой воды на столе, и между ней и слег­ка на­кло­нен­ным сто­лом дей­ство­ва­ла сила су­хо­го тре­ния, мень­шая мак­си­маль­ной силы тре­ния покоя и не да­вав­шая та­рел­ке сдви­нуть­ся с места.

2.  Когда слой воз­ду­ха под та­рел­кой про­грел­ся от го­ря­че­го супа за счет теп­ло­про­вод­но­сти дна та­рел­ки, его дав­ле­ние по­вы­си­лось на не­ко­то­рую ве­ли­чи­ну Δp, и та­рел­ка «всплы­ла» над сто­лом, кон­так­ти­руя с ним уже толь­ко через слой воды.

3.  Сила вяз­ко­го тре­ния в слое воды между та­рел­кой и сто­лом не может удер­жать та­рел­ку на месте, и она со­скаль­зы­ва­ет со стола под дей­стви­ем силы тя­же­сти, па­да­ет и раз­би­ва­ет­ся.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Все слу­чаи ре­ше­ния, ко­то­рые не со­от­вет­ству­ют вы­ше­ука­зан­ным кри­те­ри­ям вы­став­ле­ния оце­нок в 1, 2, 3 балла.0
Пред­став­ле­но ре­ше­ние, со­от­вет­ству­ю­щее од­но­му из сле­ду­ю­щих слу­ча­ев.

Дан пра­виль­ный ответ на во­прос за­да­ния и при­ве­де­но объ­яс­не­ние, но в нем не ука­за­ны два яв­ле­ния или фи­зи­че­ских за­ко­на, не­об­хо­ди­мых для пол­но­го вер­но­го объ­яс­не­ния.

ИЛИ

Ука­за­ны все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, но име­ю­щи­е­ся рас­суж­де­ния, на­прав­лен­ные на по­лу­че­ние от­ве­та на во­прос за­да­ния, не до­ве­де­ны до конца.

ИЛИ

Ука­за­ны все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, но име­ю­щи­е­ся рас­суж­де­ния, при­во­дя­щие к от­ве­ту, со­дер­жат ошиб­ки.

ИЛИ

Ука­за­ны не все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, но име­ют­ся вер­ные рас­суж­де­ния, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние за­да­чи.

1
Дан пра­виль­ный ответ и при­ве­де­но объ­яс­не­ние, но в ре­ше­нии име­ют­ся один или не­сколь­ко из сле­ду­ю­щих не­до­стат­ков. В объ­яс­не­нии не ука­за­но или не ис­поль­зу­ет­ся одно из фи­зи­че­ских яв­ле­ний, свойств, опре­де­ле­ний или один из за­ко­нов (фор­мул), не­об­хо­ди­мых для пол­но­го вер­но­го объ­яс­не­ния. (Утвер­жде­ние, ле­жа­щее в ос­но­ве объ­яс­не­ния, не под­креп­ле­но со­от­вет­ству­ю­щим за­ко­ном, свой­ством, яв­ле­ни­ем, опре­де­ле­ни­ем и т. п.)

И (ИЛИ)

Ука­за­ны все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, но в них со­дер­жит­ся один ло­ги­че­ский не­до­чет.

И (ИЛИ)

В ре­ше­нии име­ют­ся лиш­ние за­пи­си, не вхо­дя­щие в ре­ше­ние (воз­мож­но, не­вер­ные), ко­то­рые не от­де­ле­ны от ре­ше­ния (не за­черк­ну­ты; не за­клю­че­ны в скоб­ки, рамку и т. п.).

И (ИЛИ)

В ре­ше­нии име­ет­ся не­точ­ность в ука­за­нии на одно из фи­зи­че­ских яв­ле­ний, свойств, опре­де­ле­ний, за­ко­нов (фор­мул), не­об­хо­ди­мых для пол­но­го вер­но­го объ­яс­не­ния.

2
При­ве­де­но пол­ное пра­виль­ное ре­ше­ние, вклю­ча­ю­щее пра­виль­ные объ­яс­не­ния (в дан­ном слу­чае п. 1–4) и ис­чер­пы­ва­ю­щие вер­ные рас­суж­де­ния с пря­мым ука­за­ни­ем на­блю­да­е­мых яв­ле­ний и за­ко­нов (в дан­ном слу­чае  — упо­ми­на­ние за­ко­но­мер­но­стей дей­ствия сил су­хо­го и вяз­ко­го тре­ния, усло­вия рав­но­ве­сия тела на на­клон­ном столе, вли­я­ния силы тя­же­сти).3
Мак­си­маль­ный балл3

Аналоги к заданию № 7804: 7836 Все