Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д21 C1 № 7941
i

С по­мо­щью тон­кой линзы на экра­не по­лу­ча­ют изоб­ра­же­ние объ­ек­та AB, рас­по­ло­жен­но­го па­рал­лель­но ей. После чего линзу за­кры­ва­ют обод­ком из чер­но­го кар­то­на. На­ри­суй­те ход лучей и объ­яс­ни­те, что про­изой­дет с изоб­ра­же­ни­ем на экра­не.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Изоб­ра­же­ние было по­лу­че­но на экра­не, зна­чит, оно дей­стви­тель­ное, а объ­ект AB рас­по­ло­жен от линзы на рас­сто­я­нии боль­ше фо­кус­но­го. По­стро­им изоб­ра­же­ние A'B'. Луч, иду­щий па­рал­лель­но глав­ной оп­ти­че­ской оси, после пре­лом­ле­ния в линзе про­хо­дит через фокус, а луч, про­шед­ший через пе­ре­се­че­ние глав­ной оп­ти­че­ской оси и линзы, не пре­лом­ля­ет­ся. Пе­ре­се­че­ние лучей дает точку B'. Все про­чие лучи, иду­щие от B и пре­лом­ля­ю­щи­е­ся в линзе, также про­хо­дят через точку B'.

За­пи­шем урав­не­ние тон­кой линзы:

 дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: F конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: x конец дроби плюс дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: y конец дроби рав­но­силь­но y= дробь: чис­ли­тель: xF, зна­ме­на­тель: x минус F конец дроби ,

где x  — рас­сто­я­ние от объ­ек­та до линзы, y  — рас­сто­я­ние от линзы до изоб­ра­же­ния, F  — фо­кус­ное рас­сто­я­ние линзы. Рас­сто­я­ние y не за­ви­сит от вы­со­ты объ­ек­та, зна­чит, изоб­ра­же­ние A'B' пер­пен­ди­ку­ляр­но глав­ной оп­ти­че­ской оси. Из по­стро­е­ния по­лу­ча­ем, что изоб­ра­же­ние пе­ре­вер­ну­тое.

Раз­мер изоб­ра­же­ния можно найти из по­до­бия тре­уголь­ни­ков:

 дробь: чис­ли­тель: a, зна­ме­на­тель: b конец дроби = дробь: чис­ли­тель: x, зна­ме­на­тель: y конец дроби рав­но­силь­но b= дробь: чис­ли­тель: ay, зна­ме­на­тель: x конец дроби .

После того как линзу за­кры­ли обод­ком, часть лучей стала по­гло­щать­ся кар­то­ном. Ход не­по­гло­щен­ных лучей остал­ся без из­ме­не­ния. Сле­до­ва­тель­но, изоб­ра­же­ние на экра­не оста­нет­ся на месте, толь­ко будет туск­лее.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
При­ве­де­но пол­ное пра­виль­ное ре­ше­ние, вклю­ча­ю­щее пра­виль­ный ответ (в дан­ном слу­чае п. 4) и ис­чер­пы­ва­ю­щие вер­ные рас­суж­де­ния с пря­мым ука­за­ни­ем на­блю­да­е­мых яв­ле­ний и за­ко­нов3
Дан пра­виль­ный ответ, и при­ве­де­но объ­яс­не­ние, но в ре­ше­нии име­ют­ся один или не­сколь­ко из сле­ду­ю­щих не­до­стат­ков. В объ­яс­не­нии не ука­за­но или не ис­поль­зу­ет­ся одно из фи­зи­че­ских яв­ле­ний, свойств, опре­де­ле­ний или один из за­ко­нов (фор­мул), не­об­хо­ди­мых для пол­но­го вер­но­го объ­яс­не­ния. (Утвер­жде­ние, ле­жа­щее в ос­но­ве объ­яс­не­ния, не под­креп­ле­но со­от­вет­ству­ю­щим за­ко­ном, свой­ством, яв­ле­ни­ем, опре­де­ле­ни­ем и т. п.)

И (

ИЛИ

)

Ука­за­ны все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, но в них со­дер­жит­ся один ло­ги­че­ский не­до­чет.

И (

ИЛИ

)

В ре­ше­нии име­ют­ся лиш­ние за­пи­си, не вхо­дя­щие в ре­ше­ние (воз­мож­но, не­вер­ные), ко­то­рые не от­де­ле­ны от ре­ше­ния (не за­черк­ну­ты; не за­клю­че­ны в скоб­ки, рамку и т. п.).

И (

ИЛИ

)

В ре­ше­нии име­ет­ся не­точ­ность в ука­за­нии на одно из фи­зи­че­ских яв­ле­ний, свойств, опре­де­ле­ний, за­ко­нов (фор­мул), не­об­хо­ди­мых для пол­но­го вер­но­го объ­яс­не­ния

2
Пред­став­ле­но ре­ше­ние, со­от­вет­ству­ю­щее од­но­му из сле­ду­ю­щих слу­ча­ев. Дан пра­виль­ный ответ на во­прос за­да­ния, и при­ве­де­но объ­яс­не­ние, но в нем не ука­за­ны два яв­ле­ния или фи­зи­че­ских за­ко­на, не­об­хо­ди­мых для пол­но­го вер­но­го объ­яс­не­ния.

ИЛИ

Ука­за­ны все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, но име­ю­щи­е­ся рас­суж­де­ния, на­прав­лен­ные на по­лу­че­ние от­ве­та на во­прос за­да­ния, не до­ве­де­ны до конца.

ИЛИ

Ука­за­ны все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, но име­ю­щи­е­ся рас­суж­де­ния, при­во­дя­щие к от­ве­ту, со­дер­жат ошиб­ки.

ИЛИ

Ука­за­ны не все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, но име­ют­ся вер­ные рас­суж­де­ния, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние за­да­чи

1
Все слу­чаи ре­ше­ния, ко­то­рые не со­от­вет­ству­ют вы­ше­ука­зан­ным кри­те­ри­ям вы­став­ле­ния оце­нок в 1, 2, 3 балла0
Мак­си­маль­ный балл3
Источник: ЕГЭ по фи­зи­ке 24.06.2016. Ос­нов­ная волна, ре­зерв­ный день. Ва­ри­ант 1. (Часть 2)
Раздел кодификатора ФИПИ/Решу ЕГЭ: