Тип Д21 C1 № 9071 

МКТ — квантовая физика, качественная задача. Квантовая физика
i
Каким образом возникает газовый разряд и свечение в стеклянных трубках с достаточно разреженными газами при подаче на электроды в трубках высокого напряжения? Какие частицы (ионы или электроны) играют основную роль в обеспечении ионизации газа? Оцените, во сколько раз отличаются кинетические энергии электронов и ионов атомарного водорода (протонов) после их ускорения в электрическом поле. Ответ поясните на основании известных законов механики и электродинамики.
Спрятать решениеРешение. 1. Для того чтобы в газе при наличии электрического поля существовал разряд, то есть шел электрический ток, необходимо наличие в газе заряженных частиц — ионов и электронов.
2. Заряженные частицы, ускоряясь в электрическом поле и сталкиваясь с нейтральными атомами газа, могут вызывать либо их ионизацию (отрыв электрона), либо их возбуждение, при котором электрон переходит на более высокий энергетический уровень. Это возможно в том случае, если за время ускорения заряженных частиц они приобретают достаточную для осуществления указанных процессов кинетическую энергию.
3. При обратных переходах в основное состояние возбужденные атомы излучают кванты света, в результате чего газоразрядные трубки светятся.
4. Если в какой-то момент атом газа (например, водорода) в трубке был ионизирован и возникла пара «протон + электрон» с одинаковыми разноименными зарядами, равными по модулю e, и сильно отличающимися массами m, то в электрическом поле с напряженностью E, существующем в трубке при подаче на электроды высокого напряжения U, эти частицы ускоряются. Приобретенная ими кинетическая энергия Wк за время t при этом равна работе сил F = eE электрического поля на пути s = at2/2, который проходят частицы, двигаясь с ускорением a = F/m:

то есть легкие частицы (электроны) ускоряются быстрее и приобретают бóльшую кинетическую энергию, чем тяжелые ионы.
5. Поэтому ионизация и возбуждение атомов в газовом разряде осуществляются в основном за счет их столкновений с электронами, то есть «электронного удара», причем кинетическая энергия ускоренных электронов превышает кинетическую энергию протонов (в случае атомарного водорода) в 
Спрятать критерииКритерии проверки:| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|
| Приведено полное правильное решение, включающее правильный ответ (в данном случае: легкие электроны ускоряются быстрее и приобретают гораздо бóльшую кинетическую энергию, чем тяжелые ионы, что и обеспечивает главную роль электронов в осуществлении газового разряда) и исчерпывающие верные рассуждения с прямым указанием наблюдаемых явлений и закономерностей (в данном случае: указание на причину возникновения электрического тока, способ ионизации и возбуждения излучения атомов в газовом разряде, на связь изменения кинетической энергии частиц с работой ускоряющих их сил электрического поля, а также на зависимость ускорения и пройденного пути от массы частиц). | 3 |
| Дан правильный ответ, и приведено объяснение, но в решении имеются один или несколько из следующих недостатков. В объяснении не указано или не используется одно из физических явлений, свойств, определений или один из законов (формул), необходимых для полного верного объяснения. (Утверждение, лежащее в основе объяснения, не подкреплено соответствующим законом, свойством, явлением, определением и т. п.) И (ИЛИ) Указаны все необходимые для объяснения явления и законы, закономерности, но в них содержится один логический недочет. И (ИЛИ) В решении имеются лишние записи, не входящие в решение (возможно, неверные), которые не отделены от решения (не зачеркнуты; не заключены в скобки, рамку и т. п.). И (ИЛИ) В решении имеется неточность в указании на одно из физических явлений, свойств, определений, законов (формул), необходимых для полного верного объяснения. | 2 |
| Представлено решение, соответствующее одному из следующих случаев. Дан правильный ответ на вопрос задания и приведено объяснение, но в нем не указаны два явления или физических закона, необходимых для полного верного объяснения. ИЛИ Указаны все необходимые для объяснения явления и законы, закономерности, но имеющиеся рассуждения, направленные на получение ответа на вопрос задания, не доведены до конца. ИЛИ Указаны все необходимые для объяснения явления и законы, закономерности, но имеющиеся рассуждения, приводящие к ответу, содержат ошибки. ИЛИ Указаны не все необходимые для объяснения явления и законы, закономерности, но имеются верные рассуждения, направленные на решение задачи. | 1 |
| Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла. | 0 |
| Максимальный балл | 3 |