СДАМ ГИА






Каталог заданий. Экспериментальное исследование
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1

Ученик изу­чал в школь­ной лаборатории ко­ле­ба­ния математического маятника. Ре­зуль­та­ты измерений каких ве­ли­чин дадут ему воз­мож­ность рассчитать пе­ри­од колебаний маятника?

 

1) массы ма­ят­ни­ка m и зна­ние табличного зна­че­ния ускорения сво­бод­но­го падения g

2) длины нити ма­ят­ни­ка l и зна­ние табличного зна­че­ния ускорения сво­бод­но­го падения g

3) амплитуды ко­ле­ба­ний маятника А и его массы m

4) амплитуды ко­ле­ба­ний маятника А и зна­ние табличного зна­че­ния ускорения сво­бод­но­го падения g

Задание 0 № 2402
2

При проведении эксперимента ученик исследовал зависимость модуля силы упругости пружины от длины пружины, которая выражается формулой , где  — длина пружины в недеформированном состоянии. График полученной зависимости приведен на рисунке.

 

 

Какое(-ие) из утверждений соответствует(-ют) результатам опыта?

 

А. Длина пружины в недеформированном состоянии равна 3 см.

Б. Жесткость пружины равна .

 

1) А

2) Б

3) А и Б

4) Ни А, ни Б

Задание 0 № 2404
3

Необходимо экспериментально обнаружить зависимость периода колебаний пружинного маятника от жесткости пружины.

 

Какую пару маятников можно использовать для этой цели? На рисунке пружины и грузы изображены в состоянии равновесия.

 

1) А, В или Г

2) только Б

3) только В

4) только Г

Задание 0 № 2407
Решение

4

Необходимо экспериментально выяснить зависимость периода малых колебаний математического маятника от вещества, из которого изготовлен груз. Какую пару маятников (см. рисунок) можно взять для этой цели?

 

Грузы маятников — полые шарики из меди и алюминия одинаковой массы и одинакового внешнего диаметра.

 

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

Задание 0 № 2408
5

При измерении напряжения на концах проволочной спирали четыре ученика по-разному подсоединили вольтметр. Результат этих работ изображен на рисунке.

Какой из учеников подсоединил вольтметр правильно?

 

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

Задание 0 № 2410
6

Пучок белого света, пройдя через призму, разлагается в спектр.

 

 

Была выдвинута гипотеза, что ширина спектра, получаемого на стоящем за призмой экране, зависит от угла падения пучка на грань призмы. Необходимо экспериментально проверить эту гипотезу. Какие два опыта нужно провести для такого исследования?

 

1) А и Б

2) Б и В

3) Б и Г

4) В и Г

Задание 0 № 2411
7

Проводники изготовлены из одного и того же материала.

 

 

Какую пару проводников нужно выбрать, чтобы на опыте обнаружить зависимость сопротивления проводника от его длины?

 

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

Задание 0 № 2414
8

Проводники изготовлены из разных материалов.

 

 

Какую пару проводников нужно выбрать, чтобы на опыте обнаружить зависимость сопротивления проводника от его удельного сопротивления?

 

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

Задание 0 № 2415
9

Конденсаторы заполнены одинаковыми диэлектриками.

 

 

Какую пару конденсаторов нужно выбрать, чтобы на опыте обнаружить зависимость емкости конденсатора от площади его пластин?

 

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

Задание 0 № 2416
10

Конденсаторы заполнены одинаковыми диэлектриками.

 

 

Какую пару конденсаторов нужно выбрать, чтобы на опыте обнаружить зависимость емкости конденсатора от расстояния между его пластинами?

 

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

Задание 0 № 2417
11

Конденсаторы заполнены разными диэлектриками.

 

 

Какую пару конденсаторов нужно выбрать, чтобы на опыте обнаружить зависимость емкости конденсатора от диэлектрической проницаемости?

 

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

Задание 0 № 2418
12

При измерении силы тока в проволочной спирали R четыре ученика по-разному подсоединили амперметр. Результат изображен на рисунке.Укажите верное подсоединение амперметра.

 

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

Задание 0 № 2419
Решение

13

Чтобы экспериментально проверить, что жесткость упругого стержня зависит от его длины, надо использовать пару стальных стержней

 

 

1) А и Б

2) Б и В

3) В и Г

4) Б и Г

Задание 0 № 2421
14

Два сосуда заполнены разными жидкостями. Какую пару сосудов надо выбрать, чтобы на опыте обнаружить зависимость давления столба жидкости от ее плотности?

 

 

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

Задание 0 № 2429
15

Два сосуда заполнены одинаковой жидкостью. Какую пару сосудов надо выбрать, чтобы на опыте обнаружить зависимость давления столба жидкости от высоты столба?

 

 

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

Задание 0 № 2430
16

Проводники изготовлены из одного и того же материала.

 

 

Какую пару проводников нужно выбрать, чтобы на опыте обнаружить зависимость сопротивления проволоки от ее диаметра?

 

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

Задание 0 № 3119
17

Была выдвинута гипотеза, что размер мнимого изображения предмета, создаваемого рассеивающей линзой, зависит от оптической силы линзы. Необходимо экспериментально проверить эту гипотезу. Какие два опыта можно провести для такого исследования

 

1) А и Б

2) А и В

3) Б и В

4) В и Г

Задание 0 № 3122
Решение

18

Ученик изучал в школьной лаборатории колебания пружинного маятника. Результаты измерений каких двух величин он должен знать, чтобы определить жесткость пружины маятника?

 

1) амплитуду колебаний маятника А и его период колебаний Т

2) амплитуду колебаний маятника А и массу m груза

3) ускорение свободного падения g и амплитуду колебаний маятника А

4) период колебаний маятника Т и массу m груза

Задание 0 № 3124
19

Два шара полностью погружены в жидкости разных плотностей. Какую пару шаров надо выбрать, чтобы на опыте обнаружить зависимость силы Архимеда от плотности жидкости?

 

 

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

Задание 0 № 3127
20

Два шара сделаны из различных материалов. Какую пару шаров надо выбрать, чтобы на опыте обнаружить зависимость масс от плотности?

 

 

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

Задание 0 № 3128
21

Чтобы определить молярную массу газа, находящегося в равновесном состоянии, достаточно знать значение универсальной газовой постоянной и измерить

 

1) Температуру газа , его массу и давление

2) Плотность газа , его температуру и давление

3) Плотность газа , его массу и температуру

4) Давление газа , его объем и его температуру

Задание 0 № 3214
Решение

22

Пружинный маятник совершает свободные гармонические колебания. Какую величину можно определить, если известны масса груза m и период колебаний T маятника?

 

1) Длину нерастянутой пружины

2) Максимальную потенциальную энергию пружины маятника

3) Жесткость пружины

4) Амплитуду колебаний

Задание 0 № 3215
23

Во время ла­бо­ра­тор­ной работы не­об­хо­ди­мо было из­ме­рить напряжение на со­про­тив­ле­нии . Это можно сде­лать с по­мо­щью схемы

 

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

Задание 0 № 3246
Решение

24

Во время лабораторной работы необходимо было измерить силу тока через сопротивление Это можно сделать с помощью схемы

 

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

Задание 0 № 3247
25

Во время лабораторной работы необходимо было измерить напряжение на реостате. Это можно сделать с помощью схемы

 

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

Задание 0 № 3248
26

В ци­лин­дри­че­ский сосуд на­ли­та жидкость. Была вы­ска­за­на гипотеза, что дав­ле­ние жид­ко­сти на дно со­су­да за­ви­сит от пло­ща­ди дна сосуда. Для про­вер­ки этой ги­по­те­зы нужно вы­брать сле­ду­ю­щие два сосуда из пред­став­лен­ных ниже.

 

1) А и В

2) Б и В

3) А и Г

4) Б и Г

Задание 0 № 3249
27

Чтобы рассчитать в равновесном состоянии плотность разреженного газа с известной молярной массой , достаточно знать значение универсальной газовой постоянной и измерить

 

1) давление газа р и его объём V

2) массу газа m и его температуру Т

3) температуру газа Т и его объём V

4) давление газа р и его температуру Т

Задание 0 № 3318
28

Математический маятник совершает свободные гармонические колебания. Какую величину можно определить, если известны длина l и период колебаний Т маятника?

 

1) амплитуду А колебаний маятника

2) ускорение свободного падения g

3) максимальную кинетическую энергию маятника

4) массу m груза маятника

Задание 0 № 3320
Решение

29

Грузы ма­ят­ни­ков — мед­ные шарики. Какую пару ма­ят­ни­ков (см. рисунок) надо выбрать, чтобы экс­пе­ри­мен­таль­но выяснить, за­ви­сит ли пе­ри­од малых ко­ле­ба­ний математического ма­ят­ни­ка от длины нити?

 

1) А и Б

2) А и В

3) А и Г

4) Б и В

Задание 0 № 3347
30

Проволочная катушка с током создает магнитное поле. Была выдвинута гипотеза, что магнитный поток через поперечное сечение катушки зависит от количества витков и диаметра. Необходимо экспериментально проверить эту гипотезу. Какие два набора катушек нужно взять для такого исследования?

 

1) А и Б

2) Б и В

3) Б и Г

4) В и Г

Задание 0 № 3391
31

Предположим, вы не знаете формулу для расчета периода колебаний математического маятника. Необходимо экспериментально проверить, зависит ли эта величина от массы груза. Какие маятники нужно использовать для такой проверки?

 

1) А и Б

2) А и Г

3) Б и В

4) Б и Г

Задание 0 № 3392
32

Ученик изучает закон Архимеда, изменяя в опытах объем погруженного в жидкость тела и плотность жидкости. Какую пару опытов он должен выбрать, чтобы обнаружить зависимость архимедовой силы от объема погруженного тела? (На рисунках указана плотность жидкости.)

Задание 0 № 3395
33

При исследовании вольт-амперной характеристики спирали лампы накаливания наблюдается отклонение от закона Ома для участка цепи. Это связано с тем, что

 

1) изменяется число электронов, движущихся в спирали

2) наблюдается фотоэффект

3) изменяется сопротивление спирали при нагревании

4) возникает магнитное поле

Задание 0 № 3462
34

Школьник проводит опыты с двумя линзами, направляя на них параллельный пучок света. Ход лучей в этих опытах показан на рисунках. Согласно результатам этих опытов, фокусное расстояние линзы

 

1) больше фокусного расстояния линзы

2) меньше фокусного расстояния линзы

3) равно фокусному расстоянию линзы

4) не может быть соотнесено с фокусным расстоянием линзы

Задание 0 № 3595
35

Школьник проводит опыты с двумя линзами, направляя на них параллельный пучок света. Ход лучей в этих опытах показан на рисунках. Согласно результатам этих опытов, фокусное расстояние линзы

 

1) больше фокусного расстояния линзы

2) меньше фокусного расстояния линзы

3) равно фокусному расстоянию линзы

4) не может быть соотнесено с фокусным расстоянием линзы

Задание 0 № 3608
Решение

36

Для того чтобы при постоянном объеме увеличить температуру молей одноатомного идеального газа на величину , ему нужно сообщить количество теплоты . Какую константу можно определить по этим данным?

 

1) число Авогадро

2) электрическую постоянную

3) универсальную газовую постоянную

4) постоянную Больцмана

Задание 0 № 3645
37

Для того чтобы при постоянном давлении уменьшить температуру молей одноатомного идеального газа на величину , от него нужно отвести количество теплоты . Какую константу можно определить по этим данным?

 

1) число Авогадро

2) электрическую постоянную

3) универсальную газовую постоянную

4) постоянную Больцмана

Задание 0 № 3647
38

Для определения мощности постоянного электрического тока, выделяющейся в резисторе, использовали идеальные амперметр и вольтметр.

Какая схема подключения этих приборов является правильной? Сопротивление соединительных проводов пренебрежимо мало.

 

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

Задание 0 № 3718


Источник: Яндекс: Тренировочная работа ЕГЭ по физике. Вариант 1.
39

Для изучения газовых законов лаборант изготовил газовый термометр, представляющий собой колбу с воздухом, герметично подсоединенную к изогнутой трубке, в открытой вертикальной части которой находится столбик воды. Нагревая воздух в колбе, лаборант наблюдал перемещение водяного столбика внутри трубки. Атмосферное давление при этом оставалось неизменным. Некоторые этапы эксперимента изображены на рисунке.

Какое(-ие) из утверждений соответствует(-ют) результатам этого опыта, проводимого при указанных условиях?

А) При нагревании газа изменение его объема пропорционально изменению температуры.

Б) При нагревании газа его давление увеличивается.

 

1) только А

2) только Б

3) и А, и Б

4) ни А, ни Б

Задание 0 № 3719


Источник: Яндекс: Тренировочная работа ЕГЭ по физике. Вариант 1.
40

В своём известном опыте британский физик Генри Кавендиш подвешивал на коромысле крутильных весов небольшие тяжёлые шарики, после чего располагал на различных расстояниях от них большие свинцовые шары и измерял углы закручивания нити, на которой висело коромысло. В результате этого опыта Г. Кавендиш измерил значение

 

1) плотности свинца

2) коэффициента пропорциональности в законе Кулона

3) гравитационной постоянной

4) ускорения свободного падения на Земле

Задание 0 № 3886


Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная работа по фи­зи­ке 18.10.2013 ва­ри­ант 1.
41

Учитель продемонстрировал опыт по наблюдению напряжения, возникающего в катушке при пролёте через неё магнита (рис. 1). Напряжение с катушки поступало в компьютерную измерительную систему и отображалось на мониторе (рис. 2).

Что исследовалось в опыте?

 

1) зависимость ЭДС самоиндукции поля от изменения направления электрического тока

2) зависимость силы Ампера от силы тока

3) возникновение магнитного поля при изменении электрического поля

4) зависимость направления индукционного тока от изменения магнитного потока

Задание 0 № 4743


Источник: ЕГЭ по физике 06.06.2013. Ос­нов­ная волна. Сибирь. Ва­ри­ант 1.
42

Учитель собрал цепь, представленную на рис. 1, соединив катушку с конденсатором. Сначала конденсатор был подключён к источнику напряжения, затем переключатель был переведён в положение 2. Напряжение с катушки индуктивности поступает в компьютерную измерительную систему, и результаты отображаются на мониторе (рис. 2).

Что исследовалось в опыте?

 

1) автоколебательный процесс в генераторе

2) вынужденные электромагнитные колебания

3) явление электромагнитной индукции

4) свободные электромагнитные колебания

Задание 0 № 4778


Источник: ЕГЭ по физике 06.06.2013. Ос­нов­ная волна. Сибирь. Ва­ри­ант 2.
43

Учитель продемонстрировал опыт по наблюдению напряжения, возникающего в катушке при пролёте через нее магнита (рис. 1). Напряжение с катушки поступало в компьютерную измерительную систему и отображалось на мониторе (рис. 2).

В опыте исследовалось

 

1) возникновение магнитного поля при изменении электрического поля

2) явление электромагнитной индукции

3) явление самоиндукции

4) действие силы Ампера

Задание 0 № 4813


Источник: ЕГЭ по физике 06.06.2013. Ос­нов­ная волна. Сибирь. Ва­ри­ант 3.
44

Учитель продемонстрировал опыт, установка для которого представлена на фотографии (рис. 1). Сначала он подключил конденсатор к источнику напряжения, а затем перевёл переключатель в положение 2. Напряжение с катушки индуктивности поступает в компьютерную измерительную систему, и результаты изменения напряжения с течением времени отображаются на мониторе (рис. 2).

Что наблюдалось в опыте

 

1) свободные незатухающие колебания в идеальном контуре

2) свободные затухающие колебания в колебательном контуре

3) явление возникновения резонанса в колебательном контуре

4) вынужденные электромагнитные колебания в контуре

Задание 0 № 4848


Источник: ЕГЭ по физике 06.06.2013. Ос­нов­ная волна. Сибирь. Ва­ри­ант 4.
45

Различные про­во­ло­ки из­го­тов­ле­ны из од­но­го и того же материала. Какую пару про­во­лок нужно выбрать, чтобы на опыте про­ве­рить за­ви­си­мость со­про­тив­ле­ния про­во­ло­ки от её длины?

 

 

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

Задание 0 № 6206


Источник: ЕГЭ по фи­зи­ке 05.05.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 1.
46

Необходимо экс­пе­ри­мен­таль­но об­на­ру­жить за­ви­си­мость пе­ри­о­да ко­ле­ба­ний пру­жин­но­го ма­ят­ни­ка от массы груза. Какую пару ма­ят­ни­ков нужно ис­поль­зо­вать для этой цели?

 

 

1) А и Г

2) только Б

3) только В

4) только Г

Задание 0 № 6241


Источник: ЕГЭ по фи­зи­ке 05.05.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 2.
47

Необходимо экс­пе­ри­мен­таль­но об­на­ру­жить за­ви­си­мость пе­ри­о­да малых ко­ле­ба­ний ма­ят­ни­ка от массы, под­ве­шен­но­го к нити груза. Какую пару ма­ят­ни­ков нужно ис­поль­зо­вать для такой проверки?

 

 

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

Задание 0 № 6278


Источник: ЕГЭ по фи­зи­ке 05.05.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 3.
48

Необходимо экс­пе­ри­мен­таль­но вы­яс­нить за­ви­си­мость пе­ри­о­да малых ко­ле­ба­ний ма­те­ма­ти­че­ско­го ма­ят­ни­ка от вещества, из ко­то­ро­го из­го­тов­лен груз. Какую пару ма­ят­ни­ков можно взять для этой цели? Грузы маятников —  полые ша­ри­ки из меди и алю­ми­ния оди­на­ко­вой массы и оди­на­ко­во­го внеш­не­го диаметра.

 

 

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

Задание 0 № 6314


Источник: ЕГЭ по фи­зи­ке 05.05.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 4.
49

Ученик изу­чал яв­ле­ние элек­тро­маг­нит­ной индукции, на­блю­да­ю­ще­е­ся при рав­но­мер­ном из­ме­не­нии мо­ду­ля ин­дук­ции маг­нит­но­го поля, линии ко­то­ро­го про­ни­зы­ва­ют по­пе­реч­ное се­че­ние про­во­лоч­ной катушки. Для этого он из­ме­рял зна­че­ния маг­нит­но­го по­то­ка Ф через се­че­ние ка­туш­ки в раз­ные мо­мен­ты вре­ме­ни t. Ниже при­ве­де­на по­лу­чен­ная уче­ни­ком таблица.

 

t, с0481216
Ф, мВб01,94,06,18,1

 

Погрешность из­ме­ре­ния про­ме­жут­ков вре­ме­ни равна 0,001 с, а маг­нит­но­го по­то­ка — 0,1 мВб. На каком из гра­фи­ков пра­виль­но (в том числе с учётом погрешностей) по­стро­е­на за­ви­си­мость ЭДС ин­дук­ции ε, дей­ство­вав­шей в катушке, от вре­ме­ни t?

 

Задание 0 № 6658


Источник: СтатГрад: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по фи­зи­ке 12.12.2014 Ва­ри­ант ФИ10301.
Решение

50

Ученик изу­чал яв­ле­ние элек­тро­маг­нит­ной индукции, на­блю­да­ю­ще­е­ся при рав­но­мер­ном из­ме­не­нии мо­ду­ля ин­дук­ции маг­нит­но­го поля, линии ко­то­ро­го про­ни­зы­ва­ют по­пе­реч­ное се­че­ние про­во­лоч­ной катушки. Для этого он из­ме­рял зна­че­ния маг­нит­но­го по­то­ка Ф через се­че­ние ка­туш­ки в раз­ные мо­мен­ты вре­ме­ни t. Ниже при­ве­де­на по­лу­чен­ная уче­ни­ком таблица.

 

t, с08162432
Ф, мВб03,88,012,216,2

 

Погрешность из­ме­ре­ния про­ме­жут­ков вре­ме­ни равна 0,001 с, а маг­нит­но­го по­то­ка — 0,2 мВб. На каком из гра­фи­ков пра­виль­но (в том числе с учётом погрешностей) по­стро­е­на за­ви­си­мость ЭДС ин­дук­ции ε, дей­ство­вав­шей в катушке, от вре­ме­ни t?

 

Задание 0 № 6697


Источник: СтатГрад: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по фи­зи­ке 12.12.2014 Ва­ри­ант ФИ10302.
51

Ученик ис­сле­до­вал зависимость силы Архимеда, дей­ству­ю­щей на пол­но­стью погруженное в жид­кость тело, от объ­е­ма тела. У него име­ет­ся алюминиевый ци­линдр высотой 5 см и пло­ща­дью поперечного се­че­ния 2 см2 и сосуд с водой. Какой до­пол­ни­тель­ный из пред­став­лен­ных в таб­ли­це цилиндров может ис­поль­зо­вать ученик для про­ве­де­ния данного исследования.

 

ВысотаПлощадь по­пе­реч­но­го сеченияМатериал цилиндра
15 см4 см2медь
210 см2 см2сталь
35 см2 см2алюминий
48 см2 см2алюминий

 

1) ци­линдр №1

2) ци­линдр №2

3) ци­линдр №3

4) ци­линдр №4

Задание 0 № 6742


Источник: СтатГрад: Ди­а­гно­сти­че­ская ра­бо­та по фи­зи­ке 06.02.2015 Ва­ри­ант ФИ10401.
52

Имеется ком­плект оборудования, поз­во­ля­ю­щий на­блю­дать раз­лич­ные фи­зи­че­ские явления. В него входят:

 

а) плос­кое зеркало;

б) стек­лян­ная призма;

в) ис­точ­ник мо­но­хро­ма­ти­че­ско­го света (лазерная указка);

г) ис­точ­ник бе­ло­го света;

д) ди­фрак­ци­он­ная решётка;

е) экран.

 

Для того чтобы на­блю­дать пре­лом­ле­ние света, из пред­ло­жен­но­го обо­ру­до­ва­ния не­об­хо­ди­мо выбрать

 

1) плос­кое зеркало, ла­зер­ную указ­ку и экран

2) стек­лян­ную призму, ла­зер­ную указ­ку и экран

3) ла­зер­ную указку, ди­фрак­ци­он­ную решётку и экран

4) ди­фрак­ци­он­ную решётку, ис­точ­ник бе­ло­го света и экран

Задание 0 № 6864


Источник: СтатГрад: Ди­а­гно­сти­че­ская ра­бо­та по фи­зи­ке 12.03.2015 Ва­ри­ант ФИ10902.
53

На ри­сун­ке пред­став­ле­ны гра­фи­ки за­ви­си­мо­сти тем­пе­ра­ту­ры t двух тел оди­на­ко­вой массы от сообщённого ко­ли­че­ства теп­ло­ты Q. Пер­во­на­чаль­но тела на­хо­ди­лись в твёрдом аг­ре­гат­ном состоянии. Ис­поль­зуя дан­ные графиков, вы­бе­ри­те из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня два вер­ных утвер­жде­ния и ука­жи­те их номера.

 

1) Тем­пе­ра­ту­ра плав­ле­ния пер­во­го тела в 4 раза больше, чем у второго.

2) Тела имеют оди­на­ко­вую удель­ную теплоёмкость в твёрдом аг­ре­гат­ном состоянии.

3) Удель­ная теплоёмкость вто­ро­го тела в твёрдом аг­ре­гат­ном со­сто­я­нии в 3 раза больше, чем у первого.

4) Оба тела имеют оди­на­ко­вую удель­ную теп­ло­ту плавления.

5) Тела имеют оди­на­ко­вую удель­ную теплоёмкость в жид­ком аг­ре­гат­ном состоянии.

Задание 0 № 7124


Источник: СтатГрад: Репетиционная ра­бо­та по фи­зи­ке 17.05.2015 Ва­ри­ант ФИ10801
54

Необходимо экс­пе­ри­мен­таль­но изу­чить за­ви­си­мость уско­ре­ния тела, сколь­зя­ще­го по ше­ро­хо­ва­той на­клон­ной плоскости, от массы груза на установке, пред­став­лен­ной спра­ва (на всех рисунках m — масса тела, α — угол на­кло­на плос­ко­сти к горизонту, μ — ко­эф­фи­ци­ент тре­ния между брус­ком и плоскостью). Какую из установок, изображённых ниже, сле­ду­ет ис­поль­зо­вать сов­мест­но с заданной, чтобы про­ве­сти такое исследование?

Задание 0 № 7194


Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ЕГЭ—2016 по физике.
55

На за­ня­ти­ях фи­зи­че­ско­го круж­ка школь­ник изу­чал дви­же­ние тел вб­ли­зи по­верх­но­сти Земли. В своём экс­пе­ри­мен­те он ис­поль­зо­вал иг­ру­шеч­ный пи­сто­лет с ма­лень­ким тяжёлым ша­ри­ком в ка­че­стве пули, фо­то­дат­чик и элек­трон­ный секундомер. В ре­зуль­та­те своей ра­бо­ты он по­стро­ил график, по­ка­зан­ный на рисунке, — за­ви­си­мость вы­со­ты h подъёма ша­ри­ка от вре­ме­ни t.

Согласно этому гра­фи­ку можно утверждать, что

1) в своём экс­пе­ри­мен­те уче­ник на­прав­лял ствол пи­сто­ле­та под углом к го­ри­зон­таль­ной плоскости.

2) в мо­мент времени, со­от­вет­ству­ю­щий точке B графика, мо­дуль ско­ро­сти ша­ри­ка был равен нулю.

3) про­ек­ция на­чаль­ной ско­ро­сти ша­ри­ка на вер­ти­каль­ное на­прав­ле­ние была равна 2 м/с.

4) мо­дуль ско­ро­сти ша­ри­ка в мо­мент вре­ме­ни t = 0,5 с был равен 3 м/с.

Задание 0 № 7363


Источник: СтатГрад: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по фи­зи­ке 21.12.2015 Ва­ри­ант ФИ10203
56

На за­ня­ти­ях фи­зи­че­ско­го круж­ка школь­ник изу­чал дви­же­ние тел вб­ли­зи по­верх­но­сти Земли. В своём экс­пе­ри­мен­те он ис­поль­зо­вал иг­ру­шеч­ный пи­сто­лет с ма­лень­ким тяжёлым ша­ри­ком в ка­че­стве пули, фо­то­дат­чик и элек­трон­ный секундомер. В ре­зуль­та­те своей ра­бо­ты он по­стро­ил график, по­ка­зан­ный на рисунке, — за­ви­си­мость вы­со­ты h подъёма ша­ри­ка от вре­ме­ни t.

Согласно этому гра­фи­ку можно утверждать, что

1) в своём экс­пе­ри­мен­те уче­ник на­прав­лял ствол пи­сто­ле­та вер­ти­каль­но вверх.

2) за пер­вые 0,3 се­кун­ды пе­ре­ме­ще­ние ша­ри­ка со­став­ля­ет 15 см.

3) мо­дуль на­чаль­ной ско­ро­сти ша­ри­ка был равен 2 м/с.

4) про­ек­ция ско­ро­сти ша­ри­ка на вер­ти­каль­ное на­прав­ле­ние в мо­мент вре­ме­ни t = 0,5 с равна –3 м/с.

Задание 0 № 7395


Источник: СтатГрад: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по фи­зи­ке 21.12.2015 Ва­ри­ант ФИ10204
57

Школьник со­би­ра­ет­ся про­ве­рить ги­по­те­зу о том, что ко­эф­фи­ци­ент су­хо­го тре­ния за­ви­сит от ма­те­ри­а­ла тру­щих­ся поверхностей. Для этого он кла­дет на го­ри­зон­таль­ную сталь­ную по­верх­ность де­ре­вян­ный бру­сок мас­сой m и из­ме­ря­ет мо­дуль ми­ни­маль­ной го­ри­зон­таль­но на­прав­лен­ной силы, ко­то­рую нужно при­ло­жить к брус­ку для того, чтобы сдви­нуть его с места. Какой вто­рой опыт дол­жен про­ве­сти школь­ник для того, чтобы про­ве­рить гипотезу?

1) с де­ре­вян­ным брус­ком мас­сой 2m, ле­жа­щим на сталь­ной поверхности;

2) со сталь­ным брус­ком мас­сой ле­жа­щим на де­ре­вян­ной поверхности;

3) с де­ре­вян­ным брус­ком мас­сой 2m, ле­жа­щим на де­ре­вян­ной поверхности;

4) с де­ре­вян­ным брус­ком мас­сой m, ле­жа­щим на де­ре­вян­ной поверхности.

Задание 0 № 7636


Источник: СтатГрад: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по физике 17.02.2016 Ва­ри­ант ФИ10303
58

Школьник со­би­ра­ет­ся про­ве­рить ги­по­те­зу о том, что ко­эф­фи­ци­ент су­хо­го тре­ния не за­ви­сит от пло­ща­ди со­при­кос­но­ве­ния тру­щих­ся поверхностей. Для этого он кла­дет на го­ри­зон­таль­ную сталь­ную по­верх­ность де­ре­вян­ный бру­сок с пло­ща­дью ниж­не­го ос­но­ва­ния S и из­ме­ря­ет мо­дуль ми­ни­маль­ной го­ри­зон­таль­но на­прав­лен­ной силы, ко­то­рую нужно при­ло­жить к брус­ку для того, чтобы сдви­нуть его с места. Какой вто­рой опыт дол­жен про­ве­сти школь­ник для того, чтобы про­ве­рить гипотезу?

1) с де­ре­вян­ным брус­ком боль­шей массы, с пло­ща­дью ниж­не­го ос­но­ва­ния S, ле­жа­щим на сталь­ной поверхности

2) с де­ре­вян­ным брус­ком той же массой, с пло­ща­дью ниж­не­го ос­но­ва­ния 2S, ле­жа­щим на де­ре­вян­ной поверхности

3) с де­ре­вян­ным брус­ком той же массой, с пло­ща­дью ниж­не­го ос­но­ва­ния 2S, ле­жа­щим на сталь­ной поверхности

4) со сталь­ным брус­ком мень­шей массы, с пло­ща­дью ниж­не­го ос­но­ва­ния S, ле­жа­щим на де­ре­вян­ной поверхности

Задание 0 № 7678


Источник: СтатГрад: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по фи­зи­ке 17.02.2016 Ва­ри­ант ФИ10304
59

В ка­ло­ри­мет­ре на­хо­дит­ся 0,5 литра воды при тем­пе­ра­ту­ре 10°С. Не­об­хо­ди­мо экс­пе­ри­мен­таль­но изу­чить за­ви­си­мость ко­неч­ной тем­пе­ра­ту­ры воды от на­чаль­ной тем­пе­ра­ту­ры по­гру­жа­е­мо­го в неё тела при до­сти­же­нии теп­ло­во­го равновесия. Дан­ный экс­пе­ри­мент по­сле­до­ва­тель­но про­во­дят с двумя те­ла­ми оди­на­ко­вых масс (100 г) — алю­ми­ни­е­вым и оловянным. Удель­ная теплоёмкость олова 230 Дж/(кг · °С), алю­ми­ния 903 Дж/(кг · °C). Бук­вой t на гра­фи­ках обо­зна­че­на на­чаль­ная тем­пе­ра­ту­ра по­гру­жа­е­мо­го тела, а бук­вой T — ко­неч­ная тем­пе­ра­ту­ра воды. Циф­рой 1 от­ме­че­на за­ви­си­мость T(t) для алюминия, а циф­рой 2 — для олова. На каком ри­сун­ке за­ви­си­мо­сти T(t) для обоих тел изоб­ра­же­ны правильно?

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

Задание 0 № 7710


Источник: СтатГрад: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по физике 22.03.2016 Ва­ри­ант ФИ10403
Решение

60

В ка­ло­ри­мет­ре на­хо­дит­ся 0,5 литра воды при тем­пе­ра­ту­ре 10 °С. Не­об­хо­ди­мо экс­пе­ри­мен­таль­но изу­чить за­ви­си­мость ко­неч­ной тем­пе­ра­ту­ры воды от на­чаль­ной тем­пе­ра­ту­ры по­гру­жа­е­мо­го в неё тела при до­сти­же­нии теп­ло­во­го равновесия. Дан­ный экс­пе­ри­мент по­сле­до­ва­тель­но про­во­дят с двумя те­ла­ми оди­на­ко­вых масс (100 г) — свин­цо­вым и оловянным. Удель­ная теплоёмкость олова 230 Дж/(кг · °C), свин­ца — 130 Дж/(кг · °C). Бук­вой t на гра­фи­ках обо­зна­че­на на­чаль­ная тем­пе­ра­ту­ра по­гру­жа­е­мо­го тела, а бук­вой T — ко­неч­ная тем­пе­ра­ту­ра воды. Циф­рой 1 от­ме­че­на за­ви­си­мость T(t) для свинца, а циф­рой 2 — для олова. На каком ри­сун­ке за­ви­си­мо­сти T(t) для обоих тел изоб­ра­же­ны правильно?

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

Задание 0 № 7742


Источник: СтатГрад: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по фи­зи­ке 22.03.2016 Ва­ри­ант ФИ10404
61

Необходимо экс­пе­ри­мен­таль­но про­ве­рить связь между мак­ро­ско­пи­че­ски­ми па­ра­мет­ра­ми в изо­хор­ном про­цес­се для иде­аль­но­го газа. С этой целью раз­ре­жен­ный газ по­ме­ща­ют в сосуд, снабжённый поршнем, и из­ме­ря­ют давление, тем­пе­ра­ту­ру и объём газа. Как не­об­хо­ди­мо даль­ше про­во­дить экс­пе­ри­мент для про­вер­ки ука­зан­но­го закона?

 

1) из­ме­нять ко­ли­че­ство газа в со­су­де и из­ме­рять давление, тем­пе­ра­ту­ру и объём газа

2) не из­ме­няя тем­пе­ра­ту­ры газа и его количества, из­ме­нять объём газа и из­ме­рять его давление

3) не из­ме­няя дав­ле­ния газа и его количества, из­ме­нять тем­пе­ра­ту­ру газа и из­ме­рять его объём

4) не из­ме­няя объёма газа и его количества, из­ме­нять тем­пе­ра­ту­ру газа и из­ме­рять его давление

Задание 0 № 7799


Источник: СтатГрад: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по фи­зи­ке 29.04.2016 Ва­ри­ант ФИ10503
62

Необходимо экс­пе­ри­мен­таль­но про­ве­рить связь между мак­ро­ско­пи­че­ски­ми па­ра­мет­ра­ми в изо­тер­ми­че­ском про­цес­се для иде­аль­но­го газа. С этой целью раз­ре­жен­ный газ по­ме­ща­ют в сосуд, снабжённый поршнем, и из­ме­ря­ют давление, тем­пе­ра­ту­ру и объём газа. Как не­об­хо­ди­мо даль­ше про­во­дить экс­пе­ри­мент для про­вер­ки ука­зан­но­го закона?

 

1) из­ме­нять ко­ли­че­ство газа в со­су­де и из­ме­рять давление, тем­пе­ра­ту­ру и объём газа

2) не из­ме­няя тем­пе­ра­ту­ры газа и его количества, из­ме­нять объём газа и из­ме­рять его давление

3) не из­ме­няя дав­ле­ния газа и его количества, из­ме­нять тем­пе­ра­ту­ру газа и из­ме­рять его объём

4) не из­ме­няя объёма газа и его количества, из­ме­нять тем­пе­ра­ту­ру газа и из­ме­рять его давление

Задание 0 № 7831


Источник: СтатГрад: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по фи­зи­ке 29.04.2016 Ва­ри­ант ФИ10504
63

Необходимо экспериментально изучить зависимость ускорения бруска, скользящего по шероховатой наклонной плоскости, от его массы (на всех представленных ниже рисунках m — масса бруска, α — угол наклона плоскости к горизонту, μ – коэффициент трения между бруском и плоскостью). Какие две установки следует использовать для проведения такого исследования?

Задание 0 № 8017


Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ЕГЭ—2017 по физике.

Пройти тестирование по этим заданиям



     О проекте

© Гущин Д. Д., 2011—2017


СПб ГУТ! С! Ф! У!