Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 21 № 10087
i

Две плос­кие пла­сти­ны кон­ден­са­то­ра, за­креп­лен­ные на изо­ли­ру­ю­щих шта­ти­вах, рас­по­ло­жи­ли на не­боль­шом рас­сто­я­нии друг от друга и со­еди­ни­ли одну пла­сти­ну с за­зем­лен­ным кор­пу­сом, а дру­гую  — со стерж­нем элек­тро­мет­ра (см. рис.). Затем пла­сти­ну, со­еди­нен­ную со стерж­нем элек­тро­мет­ра, за­ря­ди­ли. Объ­яс­ни­те, опи­ра­ясь на из­вест­ные Вам за­ко­ны, как из­ме­ня­ют­ся по­ка­за­ния элек­тро­мет­ра при сбли­же­нии пла­стин. От­кло­не­ние стрел­ки элек­тро­мет­ра про­пор­ци­о­наль­но раз­но­сти по­тен­ци­а­лов между пла­сти­на­ми. Ем­кость элек­тро­мет­ра пре­не­бре­жи­мо мала.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

1.  Заряд Q, со­об­щен­ный пла­сти­не, со­еди­нен­ной со стерж­нем элек­тро­мет­ра, рас­пре­де­ля­ет­ся так, что их по­тен­ци­а­лы ока­зы­ва­ют­ся оди­на­ко­вы­ми. При этом прак­ти­че­ски весь заряд Q ока­зы­ва­ет­ся на пла­сти­не.

2.  На за­зем­лен­ном кор­пу­се элек­тро­мет­ра и вто­рой пла­сти­не воз­ни­ка­ют ин­ду­ци­ро­ван­ные за­ря­ды про­ти­во­по­лож­но­го знака, при этом заряд пла­сти­ны равен Q по мо­ду­лю.

3.  Раз­ность по­тен­ци­а­лов между пла­сти­на­ми U= дробь: чис­ли­тель: Q, зна­ме­на­тель: C конец дроби .

4.  Ем­кость плос­ко­го воз­душ­но­го кон­ден­са­то­ра прямо про­пор­ци­о­наль­на пло­ща­ди об­кла­док и об­рат­но про­пор­ци­о­наль­на рас­сто­я­нию d между пла­сти­на­ми: C= дробь: чис­ли­тель: \varepsilon _0S, зна­ме­на­тель: d конец дроби . Сле­до­ва­тель­но, умень­ше­ние рас­сто­я­ния между пла­сти­на­ми при­ве­дет к уве­ли­че­нию ем­ко­сти.

5.  Сум­мар­ный заряд стерж­ня элек­тро­мет­ра и со­еди­нен­ной с ним пла­сти­ны не из­ме­ня­ет­ся, так как эта си­сте­ма тел элек­тро­изо­ли­ро­ва­на. Раз­ность по­тен­ци­а­лов между пла­сти­на­ми после сбли­же­ния умень­шит­ся, что при­ве­дет к умень­ше­нию угла от­кло­не­ния стрел­ки элек­тро­мет­ра.

 

Ответ: угол от­кло­не­ния стрел­ки элек­тро­мет­ра умень­шит­ся.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
При­ве­де­но пол­ное пра­виль­ное ре­ше­ние, вклю­ча­ю­щее пра­виль­ный ответ, и ис­чер­пы­ва­ю­щие вер­ные рас­суж­де­ния с пря­мым ука­за­ни­ем на­блю­да­е­мых яв­ле­ний и за­ко­но­мер­но­стей.3
Дан пра­виль­ный ответ, и при­ве­де­но объ­яс­не­ние, но в ре­ше­нии име­ют­ся один или не­сколь­ко из сле­ду­ю­щих не­до­стат­ков. В объ­яс­не­нии не ука­за­но или не ис­поль­зу­ет­ся одно из фи­зи­че­ских яв­ле­ний, свойств, опре­де­ле­ний или один из за­ко­нов (фор­мул), не­об­хо­ди­мых для пол­но­го вер­но­го объ­яс­не­ния. (Утвер­жде­ние, ле­жа­щее в ос­но­ве объ­яс­не­ния, не под­креп­ле­но со­от­вет­ству­ю­щим за­ко­ном, свой­ством, яв­ле­ни­ем, опре­де­ле­ни­ем и т. п.)

И (ИЛИ)

Ука­за­ны все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, но в них со­дер­жит­ся один ло­ги­че­ский не­до­чет.

И (ИЛИ)

В ре­ше­нии име­ют­ся лиш­ние за­пи­си, не вхо­дя­щие в ре­ше­ние (воз­мож­но, не­вер­ные), ко­то­рые не от­де­ле­ны от ре­ше­ния (не за­черк­ну­ты; не за­клю­че­ны в скоб­ки, рамку и т. п.).

И (ИЛИ)

В ре­ше­нии име­ет­ся не­точ­ность в ука­за­нии на одно из фи­зи­че­ских яв­ле­ний, свойств, опре­де­ле­ний, за­ко­нов (фор­мул), не­об­хо­ди­мых для пол­но­го вер­но­го объ­яс­не­ния.

2
Пред­став­ле­но ре­ше­ние, со­от­вет­ству­ю­щее од­но­му из сле­ду­ю­щих слу­ча­ев.

Дан пра­виль­ный ответ на во­прос за­да­ния и при­ве­де­но объ­яс­не­ние, но в нем не ука­за­ны два яв­ле­ния или фи­зи­че­ских за­ко­на, не­об­хо­ди­мых для пол­но­го вер­но­го объ­яс­не­ния.

ИЛИ

Ука­за­ны все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, но име­ю­щи­е­ся рас­суж­де­ния, на­прав­лен­ные на по­лу­че­ние от­ве­та на во­прос за­да­ния, не до­ве­де­ны до конца.

ИЛИ

Ука­за­ны все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, но име­ю­щи­е­ся рас­суж­де­ния, при­во­дя­щие к от­ве­ту, со­дер­жат ошиб­ки.

ИЛИ

Ука­за­ны не все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, но име­ют­ся вер­ные рас­суж­де­ния, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние за­да­чи.

1
Все слу­чаи ре­ше­ния, ко­то­рые не со­от­вет­ству­ют вы­ше­ука­зан­ным кри­те­ри­ям вы­став­ле­ния оце­нок в 1, 2, 3 балла.0
Мак­си­маль­ный балл3
Источник: ЕГЭ по фи­зи­ке. Ва­ри­ант 114
Раздел кодификатора ФИПИ/Решу ЕГЭ: 3.1.9 Кон­ден­са­тор. Элек­троёмкость кон­ден­са­то­ра
Алексей Наянзин 18.05.2018 20:18

Ошиб­ка в пунк­те 2. На за­зем­лен­ную пла­сти­ну не ин­ду­ци­ру­ет­ся заряд -Q. Так как если пред­по­ло­жить, что на двух пла­сти­нах рав­ные по мо­ду­лю про­ти­во­по­ло­жен­ные за­ря­ды, рас­пре­де­лен­ные рав­но­мер­но, то ну­ле­вой по­тен­ци­ал будет по се­ре­ди­не между пла­сти­на­ми (если нужно, то смогу это до­ка­зать). Но ну­ле­вой по­тен­ци­ал дол­жен быть на за­зем­лен­ной пла­сти­не. По­это­му на за­зем­лен­ную пла­сти­ну не будет ин­ду­ци­ро­вать­ся про­ти­во­по­ло­жен­ный по мо­ду­лю заряд, и во­об­ще не факт, что заряд на пла­сти­нах будет рас­пре­де­лен рав­но­мер­но.

Антон

По­тен­ци­ал опре­де­ля­ет­ся с точ­но­стью до про­из­воль­ной по­сто­ян­ной. Её часто вы­би­ра­ют так, чтобы по­тен­ци­ал об­ра­щал­ся в ноль на бес­ко­неч­но­сти. В этом слу­чае в цен­тре уединённого за­ря­жен­но­го плос­ко­го кон­ден­са­то­ра будет ну­ле­вой по­тен­ци­ал, а на об­клад­ках — не­ну­ле­вые. А можно счи­тать по­тен­ци­ал Земли рав­ным нулю, тогда на за­землённой об­клад­ке будет ну­ле­вой по­тен­ци­ал, а в се­ре­ди­не и на дру­гой об­клад­ке (и на бес­ко­неч­но­сти) — не­ну­ле­вые.