Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 21 № 11950
i

1 моль раз­ре­жен­но­го гелия участ­ву­ет в цик­ли­че­ском про­цес­се 1–2–3–4–1, гра­фик ко­то­ро­го изоб­ра­жен на ри­сун­ке в ко­ор­ди­на­тах VT, где V  — объем газа, Т  — аб­со­лют­ная тем­пе­ра­ту­ра. По­строй­те гра­фик цикла в ко­ор­ди­на­тах pV, где р  — дав­ле­ние газа, V  — объем газа. Опи­ра­ясь на за­ко­ны мо­ле­ку­ляр­ной фи­зи­ки и тер­мо­ди­на­ми­ки, объ­яс­ни­те по­стро­е­ние гра­фи­ка. Опре­де­ли­те, во сколь­ко раз ра­бо­та газа в про­цес­се 2–3 боль­ше мо­ду­ля ра­бо­ты внеш­них сил в про­цес­се 4–1.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Пе­ре­стро­им гра­фик цикла в ко­ор­ди­на­тах pV (см. рис.). Про­цесс 1–2 яв­ля­ет­ся изо­хор­ным, в нем аб­со­лют­ная тем­пе­ра­ту­ра газа уве­ли­чи­лась в 3 раза, а зна­чит, со­глас­но за­ко­ну Шарля  левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: p, зна­ме­на­тель: T конец дроби = const пра­вая круг­лая скоб­ка , и дав­ле­ние газа уве­ли­чи­лось в 3 раза. Про­цесс 2–3 яв­ля­ет­ся изо­бар­ным, по­сколь­ку его гра­фик в ко­ор­ди­на­тах VT про­хо­дит через на­ча­ло ко­ор­ди­нат  левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: V, зна­ме­на­тель: T конец дроби = const пра­вая круг­лая скоб­ка . В этом про­цес­се и объем, и аб­со­лют­ная тем­пе­ра­ту­ра газа уве­ли­чи­лись в 2 раза. В про­цес­се 3–4 газ изо­хор­но умень­шил свою аб­со­лют­ную тем­пе­ра­ту­ру и дав­ле­ние в 3 раза, а в про­цес­се 4–1 изо­бар­но вер­нул­ся в ис­ход­ное со­сто­я­ние.

Из гра­фи­ка видно, что ра­бо­та газа в про­цес­се 2–3 A_23 = 3p_0 левая круг­лая скоб­ка 2V_0 минус V_0 пра­вая круг­лая скоб­ка = 3p_0V_0, а мо­дуль ра­бо­ты внеш­них сил в про­цес­се 4–1 |A_41| = p_0 левая круг­лая скоб­ка 2V_0 минус V_0 пра­вая круг­лая скоб­ка = p_0V_0. Таким об­ра­зом, ис­ко­мое от­но­ше­ние  дробь: чис­ли­тель: A_23, зна­ме­на­тель: |A_41| конец дроби = 3.

 

Ответ: 3.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
При­ве­де­но пол­ное пра­виль­ное ре­ше­ние, вклю­ча­ю­щее пра­виль­ный ответ (в дан­ном слу­чае п. 1) и ис­чер­пы­ва­ю­щие вер­ные рас­суж­де­ния с пря­мым ука­за­ни­ем на­блю­да­е­мых яв­ле­ний и за­ко­нов (в дан­ном слу­чае: за­ко­ны изо­про­цес­сов, гра­фи­че­ский смысл ра­бо­ты в тер­мо­ди­на­ми­ке).3
Дан пра­виль­ный ответ, и при­ве­де­но объ­яс­не­ние, но в ре­ше­нии име­ют­ся один или не­сколь­ко из сле­ду­ю­щих не­до­стат­ков. В объ­яс­не­нии не ука­за­но или не ис­поль­зу­ет­ся одно из фи­зи­че­ских яв­ле­ний, свойств, опре­де­ле­ний или один из за­ко­нов (фор­мул), не­об­хо­ди­мых для пол­но­го вер­но­го объ­яс­не­ния. (Утвер­жде­ние, ле­жа­щее в ос­но­ве объ­яс­не­ния, не под­креп­ле­но со­от­вет­ству­ю­щим за­ко­ном, свой­ством, яв­ле­ни­ем, опре­де­ле­ни­ем и т. п.)

И (ИЛИ)

Ука­за­ны все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, но в них со­дер­жит­ся один ло­ги­че­ский не­до­чет.

И (ИЛИ)

В ре­ше­нии име­ют­ся лиш­ние за­пи­си, не вхо­дя­щие в ре­ше­ние (воз­мож­но, не­вер­ные), ко­то­рые не от­де­ле­ны от ре­ше­ния (не за­черк­ну­ты; не за­клю­че­ны в скоб­ки, рамку и т. п.).

И (ИЛИ)

В ре­ше­нии име­ет­ся не­точ­ность в ука­за­нии на одно из фи­зи­че­ских яв­ле­ний, свойств, опре­де­ле­ний, за­ко­нов (фор­мул), не­об­хо­ди­мых для пол­но­го вер­но­го объ­яс­не­ния.

2
Пред­став­ле­но ре­ше­ние, со­от­вет­ству­ю­щее од­но­му из сле­ду­ю­щих слу­ча­ев.

Дан пра­виль­ный ответ на во­прос за­да­ния и при­ве­де­но объ­яс­не­ние, но в нем не ука­за­ны два яв­ле­ния или фи­зи­че­ских за­ко­на, не­об­хо­ди­мых для пол­но­го вер­но­го объ­яс­не­ния.

ИЛИ

Ука­за­ны все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, но име­ю­щи­е­ся рас­суж­де­ния, на­прав­лен­ные на по­лу­че­ние от­ве­та на во­прос за­да­ния, не до­ве­де­ны до конца.

ИЛИ

Ука­за­ны все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, но име­ю­щи­е­ся рас­суж­де­ния, при­во­дя­щие к от­ве­ту, со­дер­жат ошиб­ки.

ИЛИ

Ука­за­ны не все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, но име­ют­ся вер­ные рас­суж­де­ния, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние за­да­чи.

1
Все слу­чаи ре­ше­ния, ко­то­рые не со­от­вет­ству­ют вы­ше­ука­зан­ным кри­те­ри­ям вы­став­ле­ния оце­нок в 1, 2, 3 балла.0
Мак­си­маль­ный балл3
Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ЕГЭ—2020 по фи­зи­ке
Раздел кодификатора ФИПИ/Решу ЕГЭ: