Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

В пер­вом опыте в сосуд с водой при ком­нат­ной тем­пе­ра­ту­ре по­ме­ща­ют на­гре­ва­тель­ный эле­мент, со­сто­я­щий из двух спи­ра­лей с со­про­тив­ле­ни­я­ми R1 и R2, под­клю­чен­ный к ис­точ­ни­ку по­сто­ян­но­го на­пря­же­ния U. В на­чаль­ный мо­мент вре­ме­ни ключ К за­мкнут. Воду до­во­дят до ки­пе­ния, затем вы­ли­ва­ют и охла­жда­ют до ком­нат­ной тем­пе­ра­ту­ры. Во вто­ром опыте эту же воду при ком­нат­ной тем­пе­ра­ту­ре снова до­во­дят до ки­пе­ния, при этом ключ К раз­мы­ка­ют. В каком слу­чае вода за­ки­пит быст­рее? Ответ по­яс­ни­те на ос­но­ва­нии за­ко­нов тер­мо­ди­на­ми­ки и элек­тро­ди­на­ми­ки.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Най­дем мощ­ность на­гре­ва в пер­вом и во вто­ром слу­чае.

В пер­вом слу­чае, при за­мкну­том ключе, по­лу­ча­ем цепь, со­сто­я­щую из двух па­рал­лель­но под­клю­чен­ных со­про­тив­ле­ний R1 и R2. На­пря­же­ние на каж­дом со­про­тив­ле­нии будет равно U. Най­дем мощ­но­сти, вы­де­ля­е­мые на пер­вом и вто­ром со­про­тив­ле­ни­ях:

P_1 = U_1I_1 = дробь: чис­ли­тель: U в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: R_1 конец дроби ; P_2 = U_2I_2 = дробь: чис­ли­тель: U в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: R_2 конец дроби .

Сум­мар­ная мощ­ность будет равна: P_1 плюс P_2 = дробь: чис­ли­тель: U в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: R_1 конец дроби плюс дробь: чис­ли­тель: U в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: R_2 конец дроби .

Во вто­ром слу­чае, при разо­мкну­том ключе K, ток через со­про­тив­ле­ние R2 не по­те­чет. По­лу­ча­ем, что мощ­ность на­гре­ва во вто­ром слу­чае: P = UI = дробь: чис­ли­тель: U в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: R_1 конец дроби .

И в пер­вом и во вто­ром слу­ча­ях до ки­пе­ния до­во­дят один и тот же объем воды при оди­на­ко­вой на­чаль­ной тем­пе­ра­ту­ре. Ясно, что мощ­ность на­гре­ва в пер­вом слу­чае боль­ше мощ­но­сти на­гре­ва во вто­ром слу­чае. Сле­до­ва­тель­но, в пер­вом слу­чае вода за­ки­пит быст­рее.


-------------
Дублирует задание № 11642.
Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
При­ве­де­но пол­ное пра­виль­ное ре­ше­ние, вклю­ча­ю­щее пра­виль­ный ответ и ис­чер­пы­ва­ю­щие вер­ные рас­суж­де­ния с ука­за­ни­ем на­блю­да­е­мых яв­ле­ний (в дан­ном слу­чае  — упо­ми­на­ние свойств па­рал­лель­но­го под­клю­че­ния, фор­му­лы на­хож­де­ния мощ­но­сти и того, что до ки­пе­ния до­во­дит­ся один и тот же объем/масса воды).3
Дан пра­виль­ный ответ, и при­ве­де­но объ­яс­не­ние, но в ре­ше­нии име­ют­ся сле­ду­ю­щие не­до­стат­ки. В объ­яс­не­нии не ука­за­но или не ис­поль­зу­ет­ся одно из фи­зи­че­ских яв­ле­ний, свойств, опре­де­ле­ний или один из за­ко­нов (фор­мул), не­об­хо­ди­мых для пол­но­го вер­но­го объ­яс­не­ния. (Утвер­жде­ние, ле­жа­щее в ос­но­ве объ­яс­не­ния, не под­креп­ле­но со­от­вет­ству­ю­щим за­ко­ном, свой­ством, яв­ле­ни­ем, опре­де­ле­ни­ем и тому по­доб­ное.)

ИЛИ

Объ­яс­не­ния пред­став­ле­ны не в пол­ном объ­е­ме или в них со­дер­жит­ся один ло­ги­че­ский не­до­чет.

2
Пред­став­ле­но ре­ше­ние, со­от­вет­ству­ю­щее од­но­му из сле­ду­ю­щих слу­ча­ев.

Дан пра­виль­ный ответ на во­прос за­да­ния и при­ве­де­но объ­яс­не­ние, но в нем не ука­за­ны два яв­ле­ния или физи чес­ких за­ко­на, не­об­хо­ди­мые для пол­но­го вер­но­го объ­яс­не­ния.

ИЛИ

Ука­за­ны все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, но име­ю­щи­е­ся рас­суж­де­ния, на­прав­лен­ные на по­лу­че­ние от­ве­та на во­прос за­да­ния, не до­ве­де­ны до конца.

ИЛИ

Ука­за­ны все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, но име­ю­щи­е­ся рас­суж­де­ния, при­во­дя­щие к от­ве­ту, со­дер­жат ошиб­ки.

ИЛИ

Ука­за­ны не все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, но име­ют­ся вер­ные рас­суж­де­ния, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние за­да­чи.

1
Все слу­чаи ре­ше­ния, ко­то­рые не со­от­вет­ству­ют вы­ше­ука­зан­ным кри­те­ри­ям вы­став­ле­ния оце­нок в 1, 2, 3 балла.0
Мак­си­маль­ный балл3
Источники:
Раздел кодификатора ФИПИ/Решу ЕГЭ: 3.2.9 Мощ­ность элек­три­че­ско­го тока. Мощ­ность ис­точ­ни­ка тока. Теп­ло­вая мощ­ность, вы­де­ля­е­мая на ре­зи­сто­ре