Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 21 № 25399
i

В ка­ме­ре, из ко­то­рой от­ка­чан воз­дух, со­зда­ли элек­три­че­ское поле на­пря­жен­но­стью \vecE и маг­нит­ное поле с ин­дук­ци­ей \vecB. Поля од­но­род­ные, \vecE\perp\vecB. В ка­ме­ру вле­та­ет про­тон p, век­тор ско­ро­сти ко­то­ро­го пер­пен­ди­ку­ля­рен \overrightarrowB и \overrightarrowE как по­ка­за­но на ри­сун­ке. Мо­ду­ли на­пря­жен­но­сти элек­три­че­ско­го поля и ин­дук­ции маг­нит­но­го поля та­ко­вы, что про­тон дви­жет­ся пря­мо­ли­ней­но. Куда от­кло­нит­ся про­тон на на­чаль­ном участ­ке тра­ек­то­рии, если его ско­рость умень­шить? Ответ по­яс­ни­те, ука­зав, какие яв­ле­ния и за­ко­но­мер­но­сти Вы ис­поль­зо­ва­ли для объ­яс­не­ния. Вли­я­ни­ем силы тя­же­сти пре­не­бречь.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

На про­тон дей­ству­ет две силы: со сто­ро­ны элек­три­че­ско­го поля F_э=qE, на­прав­лен­ная впра­во, так как про­тон имеет по­ло­жи­тель­ный заряд; со сто­ро­ны маг­нит­но­го поля сила Ло­рен­ца F_L=Bq v , на­прав­лен­ная влево по пра­ви­лу левой руки. Про­тон дви­жет­ся рав­но­мер­но, так как силы равны по мо­ду­лю и про­ти­во­по­лож­ны, то есть рав­но­дей­ству­ю­щая этих сил равна 0.

Если умень­шить ско­рость про­то­на, то сила элек­три­че­ско­го поля не из­ме­нит­ся, а сила Ло­рен­ца умень­шит­ся. Тогда рав­но­дей­ству­ю­щая сила будет на­прав­ле­на впра­во. По­сколь­ку сила пер­пен­ди­ку­ляр­на ско­ро­сти, то про­тон будет дви­гать­ся по кри­во­ли­ней­ной тра­ек­то­рии, по­хо­жей на дугу окруж­но­сти на на­чаль­ном участ­ке, от­кло­ня­ясь впра­во.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
При­ве­де­но пол­ное пра­виль­ное ре­ше­ние, вклю­ча­ю­щее пра­виль­ный ответ (в дан­ном слу­чае: п. 3) и ис­чер­пы­ва­ю­щие вер­ные рас­суж­де­ния с пря­мым ука­за­ни­ем на­блю­да­е­мых яв­ле­ний и за­ко­но­мер­но­стей: (в дан­ном слу­чае: вто­рой закон Нью­то­на, усло­вие от­ры­ва груза от стола).3
Дан пра­виль­ный ответ, и при­ве­де­но объ­яс­не­ние, но в ре­ше­нии име­ют­ся один или не­сколь­ко из сле­ду­ю­щих не­до­стат­ков. В объ­яс­не­нии не ука­за­но или не ис­поль­зу­ет­ся одно из фи­зи­че­ских яв­ле­ний, свойств, опре­де­ле­ний или один из за­ко­нов (фор­мул), не­об­хо­ди­мых для пол­но­го вер­но­го объ­яс­не­ния. (Утвер­жде­ние, ле­жа­щее в ос­но­ве объ­яс­не­ния, не под­креп­ле­но со­от­вет­ству­ю­щим за­ко­ном, свой­ством, яв­ле­ни­ем, опре­де­ле­ни­ем и т. п.)

И (ИЛИ)

Ука­за­ны все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, но в них со­дер­жит­ся один ло­ги­че­ский не­до­чет.

И (ИЛИ)

В ре­ше­нии име­ют­ся лиш­ние за­пи­си, не вхо­дя­щие в ре­ше­ние (воз­мож­но, не­вер­ные), ко­то­рые не от­де­ле­ны от ре­ше­ния (не за­черк­ну­ты; не за­клю­че­ны в скоб­ки, рамку и т. п.).

И (ИЛИ)

В ре­ше­нии име­ет­ся не­точ­ность в ука­за­нии на одно из фи­зи­че­ских яв­ле­ний, свойств, опре­де­ле­ний, за­ко­нов (фор­мул), не­об­хо­ди­мых для пол­но­го вер­но­го объ­яс­не­ния.

2
Пред­став­ле­но ре­ше­ние, со­от­вет­ству­ю­щее од­но­му из сле­ду­ю­щих слу­ча­ев.

Дан пра­виль­ный ответ на во­прос за­да­ния и при­ве­де­но объ­яс­не­ние, но в нем не ука­за­ны два яв­ле­ния или фи­зи­че­ских за­ко­на, не­об­хо­ди­мых для пол­но­го вер­но­го объ­яс­не­ния.

ИЛИ

Ука­за­ны все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, но име­ю­щи­е­ся рас­суж­де­ния, на­прав­лен­ные на по­лу­че­ние от­ве­та на во­прос за­да­ния, не до­ве­де­ны до конца.

ИЛИ

Ука­за­ны все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, но име­ю­щи­е­ся рас­суж­де­ния, при­во­дя­щие к от­ве­ту, со­дер­жат ошиб­ки.

ИЛИ

Ука­за­ны не все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, но име­ют­ся вер­ные рас­суж­де­ния, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние за­да­чи.

1
Все слу­чаи ре­ше­ния, ко­то­рые не со­от­вет­ству­ют вы­ше­ука­зан­ным кри­те­ри­ям вы­став­ле­ния оце­нок в 1, 2, 3 балла.0
Мак­си­маль­ный балл3
Источник: ЕГЭ по фи­зи­ке 11.06.2021. Ос­нов­ная волна. Раз­ные за­да­ния
Раздел кодификатора ФИПИ/Решу ЕГЭ: