Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д21 C1 № 33065
i

Линзу с оп­ти­че­ской силой, рав­ной по мо­ду­лю 12,5 дптр, удер­жи­ва­ют на не­ко­то­ром рас­сто­я­нии от тет­рад­но­го листа с клет­ка­ми, на ко­то­ром на­ри­со­ва­ны на­прав­лен­ные в одну сто­ро­ну оди­на­ко­вые стрел­ки. (На фо­то­гра­фии по­ка­за­но изоб­ра­же­ние стре­лок, ко­то­рое видит глаз че­ло­ве­ка). Ука­жи­те тип линзы (со­би­ра­ю­щая или рас­се­и­ва­ю­щая) и вы­чис­ли­те, ис­поль­зуя фо­то­гра­фию, рас­сто­я­ние на ко­то­ром удер­жи­ва­ют линзу. Ответ по­яс­ни­те, опи­ра­ясь на яв­ле­ния и за­ко­ны оп­ти­ки. Линзу счи­тать тон­кой.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Из ри­сун­ка видно, что изоб­ра­же­ние уве­ли­чен­ное и на­хо­дит­ся перед лин­зой. Сле­до­ва­тель­но, дан­ная линза со­би­ра­ю­щая и дает мни­мое изоб­ра­же­ние. При­чем, уве­ли­че­ние, да­ва­е­мое лин­зой, равно \Gamma=2.

За­пи­шем фор­му­лу тон­кой линзы

 дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: d конец дроби минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: f конец дроби = D ,

а также фор­му­лу уве­ли­че­ния, да­ва­е­мое дан­ной лин­зой:

\Gamma= дробь: чис­ли­тель: f, зна­ме­на­тель: d конец дроби .

Объ­еди­няя урав­не­ния, на­хо­дим рас­сто­я­ние от пред­ме­та до линзы

d= дробь: чис­ли­тель: \Gamma минус 1, зна­ме­на­тель: \Gamma D конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 2 минус 1, зна­ме­на­тель: 2 умно­жить на 12,5 конец дроби =0,04м.

Ответ: 0,04 м, линза со­би­ра­ю­щая.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы

При­ве­де­но пол­ное пра­виль­ное ре­ше­ние, вклю­ча­ю­щее пра­виль­ный ответ и ис­чер­пы­ва­ю­щие вер­ные рас­суж­де­ния с пря­мым ука­за­ни­ем на­блю­да­е­мых яв­ле­ний и за­ко­нов

3

Дан пра­виль­ный ответ, и при­ве­де­но объ­яс­не­ние, но в ре­ше­нии име­ет­ся один или не­сколь­ко из сле­ду­ю­щих не­до­стат­ков.

В объ­яс­не­нии не ука­за­но или не ис­поль­зо­ва­ны одно из фи­зи­че­ских яв­ле­ний, свойств, опре­де­ле­ний или один из за­ко­нов (фор­мул), не­об­хо­ди­мых для пол­но­го вер­но­го объ­яс­не­ния. (Утвер­жде­ние, ле­жа­щее в ос­но­ве объ­яс­не­ния, не под­креп­ле­но со­от­вет­ству­ю­щим за­ко­ном, свой­ством, яв­ле­ни­ем, опре­де­ле­ни­ем и т.п.)

И (ИЛИ)

Ука­за­ны все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, но в них со­дер­жит­ся один ло­ги­че­ский недочёт.

И (ИЛИ)

В ре­ше­нии име­ют­ся лиш­ние за­пи­си, не вхо­дя­щие в ре­ше­ние (воз­мож­но, не­вер­ные), ко­то­рые не от­де­ле­ны от ре­ше­ния и не зачёрк­ну­ты.

И (ИЛИ)

В ре­ше­нии име­ет­ся не­точ­ность в ука­за­нии на одно из фи­зи­че­ских яв­ле­ний, свойств, опре­де­ле­ний, за­ко­нов (фор­мул), не­об­хо­ди­мых для пол­но­го вер­но­го объ­яс­не­ния

2

Пред­став­ле­но ре­ше­ние, со­от­вет­ству­ю­щее од­но­му из сле­ду­ю­щих слу­ча­ев.

Дан пра­виль­ный ответ на во­прос за­да­ния, и при­ве­де­но объ­яс­не­ние, но в нём не ука­за­ны два яв­ле­ния или фи­зи­че­ских за­ко­на, не­об­хо­ди­мых для пол­но­го вер­но­го объ­яс­не­ния.

ИЛИ

Ука­за­ны все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, но име­ю­щи­е­ся рас­суж­де­ния, на­прав­лен­ные на по­лу­че­ние от­ве­та на во­прос за­да­ния, не до­ве­де­ны до конца.

ИЛИ

Ука­за­ны все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, но име­ю­щи­е­ся рас­суж­де­ния, при­во­дя­щие к от­ве­ту, со­дер­жат ошиб­ки.

ИЛИ

Ука­за­ны не все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, но име­ют­ся вер­ные рас­суж­де­ния, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние за­да­чи

1
Все слу­чаи ре­ше­ния, ко­то­рые не со­от­вет­ству­ют вы­ше­ука­зан­ным кри­те­ри­ям вы­став­ле­ния оце­нок в 1, 2, 3 балла0
Мак­си­маль­ный балл3
Источники:
Раздел кодификатора ФИПИ/Решу ЕГЭ: 3.6.7 Фор­му­ла тон­кой линзы. Уве­ли­че­ние, да­ва­е­мое лин­зой