Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 25 № 39938
i

Од­но­род­ное маг­нит­ное поле с ин­дук­ци­ей B  =  1 Тл ло­ка­ли­зо­ва­но между двумя па­рал­лель­ны­ми плос­ко­стя­ми (см. ри­су­нок). Пер­во­на­чаль­но по­ко­ив­ший­ся элек­трон про­хо­дит уско­ря­ю­щую раз­ность по­тен­ци­а­лов  U = 3,2 умно­жить на 10 в сте­пе­ни 4 В и вле­та­ет в об­ласть этого маг­нит­но­го поля пер­пен­ди­ку­ляр­но ука­зан­ным плос­ко­стям и ли­ни­ям ин­дук­ции маг­нит­но­го поля. При каком ми­ни­маль­ном рас­сто­я­нии l между дан­ны­ми плос­ко­стя­ми элек­трон при дви­же­нии в маг­нит­ном поле смо­жет опи­сать в нём по­лу­окруж­ность?

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

1.  Со­глас­но тео­ре­ме о ки­не­ти­че­ской уско­ря­ю­щей раз­но­сти по­тен­ци­а­лов U элек­трон при­об­ре­та­ет ки­не­ти­че­скую энер­гию за счёт со­вер­ше­ния ра­бо­ты элек­три­че­ским полем:  дробь: чис­ли­тель: m_e v _0 в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби = eU, где  v _0  — ско­рость, с ко­то­рой элек­трон вле­тел в об­ласть маг­нит­но­го поля.

2.  После по­па­да­ния элек­тро­на в об­ласть маг­нит­но­го поля на элек­трон на­чи­на­ет дей­ство­вать сила Ло­рен­ца, и он на­чи­на­ет дви­гать­ся по дуге окруж­но­сти. Так как элек­трон опи­сы­ва­ет в маг­нит­ном поле по­лу­окруж­ность, то её ра­ди­ус равен ис­ко­мо­му рас­сто­я­нию l. По­это­му вто­рой закон Нью­то­на для элек­тро­на можно за­пи­сать в виде:  дробь: чис­ли­тель: m_e v _0 в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: l конец дроби = e v _0 B.

3.  Раз­де­лив друг на друга левые и пра­вые части по­лу­чен­ных урав­не­ний, придём к со­от­но­ше­нию:  дробь: чис­ли­тель: l, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: U, зна­ме­на­тель: v _0 B конец дроби . Под­став­ляя в него ве­ли­чи­ну  v _0, по­лу­чен­ную из пер­во­го урав­не­ния, найдём:

 l = дробь: чис­ли­тель: 2U, зна­ме­на­тель: B конец дроби умно­жить на ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: дробь: чис­ли­тель: m_e, зна­ме­на­тель: 2eU конец дроби конец ар­гу­мен­та = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: B конец дроби ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: дробь: чис­ли­тель: 2m_eU, зна­ме­на­тель: e конец дроби конец ар­гу­мен­та .

4.  Под­став­ляя чис­лен­ные зна­че­ния в ко­неч­ную фор­му­лу, по­лу­чим чис­лен­ный ответ:

 l = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: B конец дроби ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: дробь: чис­ли­тель: 2m_eU, зна­ме­на­тель: e конец дроби конец ар­гу­мен­та = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 1 конец дроби ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: дробь: чис­ли­тель: 2 умно­жить на 9,1 умно­жить на 10 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка минус 31 конец ар­гу­мен­та умно­жить на 3,2 умно­жить на 10 в сте­пе­ни 4 , зна­ме­на­тель: 1,6 умно­жить на 10 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка минус 19 пра­вая круг­лая скоб­ка конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка \approx 6 умно­жить на 10 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка минус 4 пра­вая круг­лая скоб­ка м.

Ответ:  l = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: B конец дроби ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: дробь: чис­ли­тель: 2m_eU, зна­ме­на­тель: e конец дроби конец ар­гу­мен­та \approx 6 умно­жить на 10 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка минус 4 пра­вая круг­лая скоб­ка м.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
При­ве­де­но пол­ное ре­ше­ние, вклю­ча­ю­щее сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

I)  за­пи­са­ны по­ло­же­ния тео­рии и фи­зи­че­ские за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, при­ме­не­ние ко­то­рых не­об­хо­ди­мо для ре­ше­ния за­да­чи вы­бран­ным спо­со­бом (в дан­ном слу­чае: тео­ре­ма о ки­не­ти­че­ской энер­гии, вы­ра­же­ния для мо­ду­ля силы Ло­рен­ца, ки­не­ти­че­ской энер­гии и ра­бо­ты элек­три­че­ско­го поля при про­хож­де­нии за­ря­жен­ной ча­сти­цей раз­но­сти по­тен­ци­а­лов; вто­рой закон Нью­то­на для дви­же­ния ма­те­ри­аль­ной точки по окруж­но­сти);

II)  опи­са­ны все вновь вво­ди­мые в ре­ше­нии бук­вен­ные обо­зна­че­ния фи­зи­че­ских ве­ли­чин (за ис­клю­че­ни­ем обо­зна­че­ний кон­стант, ука­зан­ных в ва­ри­ан­те КИМ, и обо­зна­че­ний ве­ли­чин, ис­поль­зу­е­мых в усло­вии за­да­чи);

III)  про­ве­де­ны не­об­хо­ди­мые ма­те­ма­ти­че­ские пре­об­ра­зо­ва­ния и рас­че­ты, при­во­дя­щие к пра­виль­но­му чис­ло­во­му от­ве­ту (до­пус­ка­ет­ся ре­ше­ние«по ча­стям» с про­ме­жу­точ­ны­ми вы­чис­ле­ни­я­ми);

IV)  пред­став­лен пра­виль­ный ответ с ука­за­ни­ем еди­ниц из­ме­ре­ния ис­ко­мой ве­ли­чи­ны.

3
Пра­виль­но за­пи­са­ны все не­об­хо­ди­мые по­ло­же­ния тео­рии, фи­зи­че­ские за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, и про­ве­де­ны не­об­хо­ди­мые пре­об­ра­зо­ва­ния. Но име­ют­ся сле­ду­ю­щие не­до­стат­ки.

За­пи­си, со­от­вет­ству­ю­щие пунк­ту II, пред­став­ле­ны не в пол­ном объ­е­ме или от­сут­ству­ют.

ИЛИ

В ре­ше­нии лиш­ние за­пи­си, не вхо­дя­щие в ре­ше­ние (воз­мож­но, не­вер­ные), не от­де­ле­ны от ре­ше­ния (не за­черк­ну­ты; не за­клю­че­ны в скоб­ки, рамку и т. п.).

ИЛИ

В не­об­хо­ди­мых ма­те­ма­ти­че­ских пре­об­ра­зо­ва­ни­ях или вы­чис­ле­ни­ях до­пу­ще­ны ошиб­ки, и (или) пре­об­ра­зо­ва­ния/⁠вы­чис­ле­ния не до­ве­де­ны до конца.

ИЛИ

От­сут­ству­ет пункт IV, или в нем до­пу­ще­на ошиб­ка.

2
Пред­став­ле­ны за­пи­си, со­от­вет­ству­ю­щие од­но­му из сле­ду­ю­щих слу­ча­ев.

Пред­став­ле­ны толь­ко по­ло­же­ния и фор­му­лы, вы­ра­жа­ю­щие фи­зи­че­ские за­ко­ны, при­ме­не­ние ко­то­рых не­об­хо­ди­мо для ре­ше­ния за­да­чи, без каких-⁠либо пре­об­ра­зо­ва­ний с их ис­поль­зо­ва­ни­ем, на­прав­лен­ных на ре­ше­ние за­да­чи, и от­ве­та.

ИЛИ

В ре­ше­нии от­сут­ству­ет ОДНА из ис­ход­ных фор­мул, не­об­хо­ди­мая для ре­ше­ния за­да­чи (или утвер­жде­ние, ле­жа­щее в ос­но­ве ре­ше­ния), но при­сут­ству­ют ло­ги­че­ски вер­ные пре­об­ра­зо­ва­ния с име­ю­щи­ми­ся фор­му­ла­ми, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние за­да­чи.

ИЛИ

В ОДНОЙ из ис­ход­ных фор­мул, не­об­хо­ди­мых для ре­ше­ния за­да­чи (или в утвер­жде­нии, ле­жа­щем в ос­но­ве ре­ше­ния), до­пу­ще­на ошиб­ка, но при­сут­ству­ют ло­ги­че­ски вер­ные пре­об­ра­зо­ва­ния с име­ю­щи­ми­ся фор­му­ла­ми, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние за­да­чи.

1
Все слу­чаи ре­ше­ния, ко­то­рые не со­от­вет­ству­ют вы­ше­ука­зан­ным кри­те­ри­ям вы­став­ле­ния оце­нок в 1, 2, 3 балла.0
Мак­си­маль­ный балл3
Источник: Стат­Град: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по фи­зи­ке 16.10.2024, ва­ри­ант ФИ2410101
Раздел кодификатора ФИПИ/Решу ЕГЭ: 3.3.4 Сила Ло­рен­ца, её на­прав­ле­ние и ве­ли­чи­на