Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

Рав­но­бед­рен­ный пря­мо­уголь­ный тре­уголь­ник ABC рас­по­ло­жен перед тон­кой со­би­ра­ю­щей лин­зой оп­ти­че­ской силой 2,5 дптр так, что его катет АС лежит на глав­ной оп­ти­че­ской оси линзы (см. ри­су­нок). Вер­ши­на пря­мо­го угла С лежит ближе к цен­тру линзы, чем вер­ши­на остро­го угла А. Рас­сто­я­ние от цен­тра линзы до точки А равно удво­ен­но­му фо­кус­но­му рас­сто­я­нию линзы, АС = 4 см. По­строй­те изоб­ра­же­ние тре­уголь­ни­ка и най­ди­те пло­щадь по­лу­чив­шей­ся фи­гу­ры.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Изоб­ра­же­ние тре­уголь­ни­ка по­стро­е­но на ри­сун­ке.

Изоб­ра­же­ние точки B удоб­но найти как пе­ре­се­че­ние луча, про­хо­дя­ще­го через центр линзы и луча, па­да­ю­ще­го на линзу па­рал­лель­но глав­ной оп­ти­че­ской оси.

Изоб­ра­же­ние точки С на­хо­дит­ся в точ­но­сти под изоб­ра­же­ни­ем точки В. По­ло­же­ние изоб­ра­же­ния точки А легко опре­де­лить из фор­му­лы тон­кой линзы:

 дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: d конец дроби плюс дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: f конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: F конец дроби

По­сколь­ку точка А на­хо­дит­ся в двой­ном фо­ку­се, то d=2F, а зна­чит, и f=2F, то есть изоб­ра­же­ние точки А также на­хо­дит­ся в двой­ном фо­ку­се.

На­ко­нец, легко по­нять, что изоб­ра­же­ние тре­уголь­ни­ка вновь будет тре­уголь­ни­ком. Дей­стви­тель­но, если про­пу­стить луч через сто­ро­ну ВА, то после пре­лом­ле­ния на этом луче будут на­хо­дить­ся изоб­ра­же­ния всех точек со сто­ро­ны ВА, то есть ги­по­те­ну­за пря­мо­уголь­но­го тре­уголь­ни­ка пе­рей­дет в ги­по­те­ну­зу тре­уголь­ни­ка-⁠изоб­ра­же­ния.

 

Опре­де­лим фо­кус­ное рас­сто­я­ние

F= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: D конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2,5дптр конец дроби =0,4м.

 

Обо­зна­чим катет тре­уголь­ни­ка ABC через h.

Най­дем рас­сто­я­ние от линзы до изоб­ра­же­ния точки С (d=2F минус h):

f= дробь: чис­ли­тель: dF, зна­ме­на­тель: d минус F конец дроби = дробь: чис­ли­тель: левая круг­лая скоб­ка 2 умно­жить на 40 см минус 4см пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на 40см, зна­ме­на­тель: 2 умно­жить на 40 см минус 4см минус 40см конец дроби \approx 84,4см.

Го­ри­зон­таль­ный катет равен

a=f минус 2F\approx 4,4см.

Из по­до­бия тре­уголь­ни­ков для вер­ти­каль­но­го ка­те­та тре­уголь­ни­ка-⁠изоб­ра­же­ния имеем

 дробь: чис­ли­тель: h, зна­ме­на­тель: b конец дроби = дробь: чис­ли­тель: d, зна­ме­на­тель: f конец дроби рав­но­силь­но b= дробь: чис­ли­тель: hf, зна­ме­на­тель: 2F минус h конец дроби \approx 4,4 см.

 

Таким об­ра­зом, пло­щадь тре­уголь­ни­ка изоб­ра­же­ния равна:

S' = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ab = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби левая круг­лая скоб­ка 4,4см пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те \approx 10см в квад­ра­те .

 

Ответ: 10см в квад­ра­те

 

При­ме­ча­ние:

В ре­ше­ние можно было ис­поль­зо­вать тот факт, что тре­уголь­ник-⁠изоб­ра­же­ние также яв­ля­ет­ся рав­но­бед­рен­ным. Это сле­ду­ет из того факта, что луч, про­хо­дя­щий через двой­ной фокус после пре­лом­ле­ния в линзе снова по­па­дет в двой­ной фокус. Тем самым после пре­лом­ле­ния в линзе луч идет по тем же самым углом к глав­ной оп­ти­че­ской оси, что и до пре­лом­ле­ния в линзе. По­сколь­ку в нашем слу­чае этот угол равен 45 гра­ду­сов, то рав­но­бед­рен­ный тре­уголь­ник снова по­лу­чит­ся рав­но­бед­рен­ным.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
При­ве­де­но пол­ное ре­ше­ние, вклю­ча­ю­щее сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

I) за­пи­са­ны по­ло­же­ния тео­рии и фи­зи­че­ские за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, при­ме­не­ние ко­то­рых не­об­хо­ди­мо для ре­ше­ния за­да­чи вы­бран­ным спо­со­бом (в дан­ном слу­чае — фор­му­ла тон­кой линзы);

II) опи­са­ны все вво­ди­мые в ре­ше­ние бук­вен­ные обо­зна­че­ния фи­зи­че­ских ве­ли­чин (за ис­клю­че­ни­ем, воз­мож­но, обо­зна­че­ний кон­стант, ука­зан­ных в ва­ри­ан­те КИМ, и обо­зна­че­ний, ис­поль­зу­е­мых в усло­вии за­да­чи);

III) про­ве­де­ны не­об­хо­ди­мые ма­те­ма­ти­че­ские пре­об­ра­зо­ва­ния (до­пус­ка­ет­ся вер­баль­ное ука­за­ние на их про­ве­де­ние) и рас­че­ты, при­во­дя­щие к пра­виль­но­му чис­ло­во­му от­ве­ту (до­пус­ка­ет­ся ре­ше­ние «по ча­стям» с про­ме­жу­точ­ны­ми вы­чис­ле­ни­я­ми);

IV) пред­став­лен пра­виль­ный ответ с ука­за­ни­ем еди­ниц из­ме­ре­ния ис­ко­мой ве­ли­чи­ны.

3
Пра­виль­но за­пи­са­ны не­об­хо­ди­мые по­ло­же­ния тео­рии и фи­зи­че­ские за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, про­ве­де­ны не­об­хо­ди­мые пре­об­ра­зо­ва­ния и пред­став­лен пра­виль­ный ответ с ука­за­ни­ем еди­ниц из­ме­ре­ния ис­ко­мой ве­ли­чи­ны. Но име­ет­ся один из сле­ду­ю­щих не­до­стат­ков.

За­пи­си, со­от­вет­ству­ю­щие од­но­му или обоим пунк­там: II и III — пред­став­ле­ны не в пол­ном объ­е­ме или от­сут­ству­ют.

ИЛИ

При ПОЛ­НОМ пра­виль­ном ре­ше­нии лиш­ние за­пи­си, не вхо­дя­щие в ре­ше­ние (воз­мож­но, не­вер­ные), не от­де­ле­ны от ре­ше­ния (не за­черк­ну­ты, не за­клю­че­ны в скоб­ки, рамку и т. п.).

ИЛИ

При ПОЛ­НОМ ре­ше­нии в не­об­хо­ди­мых ма­те­ма­ти­че­ских пре­об­ра­зо­ва­ни­ях или вы­чис­ле­ни­ях до­пу­ще­ны ошиб­ки, и (или) пре­об­ра­зо­ва­ния/вы­чис­ле­ния не до­ве­де­ны до конца.

ИЛИ

При ПОЛ­НОМ ре­ше­нии от­сут­ству­ет пункт IV, или в нем до­пу­ще­на ошиб­ка.

2
Пред­став­ле­ны за­пи­си, со­от­вет­ству­ю­щие од­но­му из сле­ду­ю­щих слу­ча­ев. Пред­став­ле­ны толь­ко по­ло­же­ния и фор­му­лы, вы­ра­жа­ю­щие фи­зи­че­ские за­ко­ны, при­ме­не­ние ко­то­рых не­об­хо­ди­мо для ре­ше­ния за­да­чи, без каких-⁠либо пре­об­ра­зо­ва­ний с их ис­поль­зо­ва­ни­ем, на­прав­лен­ных на ре­ше­ние за­да­чи, и от­ве­та.

ИЛИ

В ре­ше­нии от­сут­ству­ет ОДНА из ис­ход­ных фор­мул, не­об­хо­ди­мая для ре­ше­ния за­да­чи (или утвер­жде­ние, ле­жа­щее в ос­но­ве ре­ше­ния), но при­сут­ству­ют ло­ги­че­ски вер­ные пре­об­ра­зо­ва­ния с име­ю­щи­ми­ся фор­му­ла­ми, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние за­да­чи.

ИЛИ

В ОДНОЙ из ис­ход­ных фор­мул, не­об­хо­ди­мых для ре­ше­ния за­да­чи (или утвер­жде­нии, ле­жа­щем в ос­но­ве ре­ше­ния), до­пу­ще­на ошиб­ка, но при­сут­ству­ют ло­ги­че­ски вер­ные пре­об­ра­зо­ва­ния с име­ю­щи­ми­ся фор­му­ла­ми, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние за­да­чи.

1
Все слу­чаи ре­ше­ния, ко­то­рые не со­от­вет­ству­ют вы­ше­ука­зан­ным кри­те­ри­ям вы­став­ле­ния оце­нок в 1, 2, 3 балла.0
Мак­си­маль­ный балл3
Источники: