Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д15 № 6250
i

В пер­вой экс­пе­ри­мен­таль­ной уста­нов­ке по­ло­жи­тель­но за­ря­жен­ная ча­сти­ца вле­та­ет в од­но­род­ное маг­нит­ное поле так, что век­тор ско­ро­сти \vec v _0 пер­пен­ди­ку­ля­рен ин­дук­ции маг­нит­но­го поля (рис. 1). Во вто­рой экс­пе­ри­мен­таль­ной уста­нов­ке век­тор ско­ро­сти такой же ча­сти­цы \vec v _0 па­рал­ле­лен на­пря­жен­но­сти элек­три­че­ско­го поля (рис. 2).

 

 

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между экс­пе­ри­мен­таль­ны­ми уста­нов­ка­ми и тра­ек­то­ри­я­ми дви­же­ния ча­стиц в них.

К каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию вто­ро­го и за­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

ДВИ­ЖЕ­НИЕ ЧА­СТИ­ЦЫ

А)  в пер­вой уста­нов­ке

Б)  во вто­рой уста­нов­ке

ТРА­ЕК­ТО­РИЯ

1)  пря­мая линия

2)  окруж­ность

3)  спи­раль

4)  па­ра­бо­ла

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБ
Спрятать решение

Ре­ше­ние.

А)  В пер­вой уста­нов­ке на ча­сти­цу дей­ству­ет сила Ло­рен­ца, ко­то­рая все­гда на­прав­ле­на пер­пен­ди­ку­ляр­но ско­ро­сти ча­сти­цы и пер­пен­ди­ку­ляр­на ли­ни­ям маг­нит­но­го поля. Сила Ло­рен­ца со­здаст цен­тро­стре­ми­тель­ное уско­ре­ние, в ре­зуль­та­те чего ча­сти­ца будет дви­гать­ся по окруж­но­сти.

Б)  На ча­сти­цу дей­ству­ет сила Ку­ло­на, на­прав­лен­ная про­тив ее дви­же­ния. Эта сила за­мед­лит ча­сти­цу, но дви­же­ние будет оста­вать­ся пря­мо­ли­ней­ным.

 

Ответ: 21.

Источник: ЕГЭ по фи­зи­ке 05.05.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 2
Раздел кодификатора ФИПИ/Решу ЕГЭ:
Данила Ковалёв 24.09.2020 13:33

Спи­ра­ля­ми на­зы­ва­ют­ся плос­кие кри­вые, а в трёхмер­ном про­стран­стве — вин­то­вая линия.

Служба поддержки

Спи­ра­ля­ми на­зы­ва­ют­ся не толь­ко плос­кие кри­вые, на­при­мер, в за­да­чах ши­ро­ко упо­треб­ля­ет­ся «спи­раль лам­поч­ки». «Вин­то­вая линия» не такой про­стой тер­мин — бы­ва­ют ко­ни­че­ски­ми, бы­ва­ют ци­лин­дри­че­ски­ми. Для точ­но­сти надо ука­зы­вать, какая име­ет­ся в виду (а тогда уж пред­ва­ри­тель­но разо­брать­ся, по какой имен­но вин­то­вой линии дви­жет­ся ча­сти­ца и по­че­му). Это за рам­ка­ми не­слож­но­го во­про­са за­да­чи, по­это­му счи­та­ем впол­не спи­раль до­пу­сти­мым тер­ми­ном.