Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 21 № 6251
i

Два плос­ких воз­душ­ных кон­ден­са­то­ра под­клю­че­ны к оди­на­ко­вым ис­точ­ни­кам по­сто­ян­но­го на­пря­же­ния и оди­на­ко­вым лам­пам, как по­ка­за­но на ри­сун­ках а и б.

Рис. а

Рис. б

Пла­сти­ны кон­ден­са­то­ров имеют раз­ную пло­щадь, но рас­сто­я­ние между пла­сти­на­ми в кон­ден­са­то­рах оди­на­ко­вое (см. рис.). В не­ко­то­рый мо­мент вре­ме­ни ключи К в обеих схе­мах пе­ре­во­дят из по­ло­же­ния 1 в по­ло­же­ние 2. Опи­ра­ясь на за­ко­ны элек­тро­ди­на­ми­ки, объ­яс­ни­те, в каком из при­ве­ден­ных опы­тов при пе­ре­клю­че­нии ключа лампа вспых­нет ярче. Со­про­тив­ле­ни­ем со­еди­ня­ю­щих про­во­дов пре­не­бречь.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

При пе­ре­во­де ключа из по­ло­же­ния 1 в по­ло­же­ние 2 кон­ден­са­тор очень быст­ро раз­ря­дит­ся через лампу. Яр­кость вспыш­ки лампы за­ви­сит от ве­ли­чи­ны тока про­те­ка­ю­щей через нее. Сле­до­ва­тель­но, чем боль­ший заряд на­ко­пит­ся в кон­ден­са­то­ре, тем ярче будет вспыш­ка. Заряд на кон­ден­са­то­ре q=CU. Сле­до­ва­тель­но, чем боль­ше ем­кость, тем боль­ше заряд на кон­ден­са­то­ре. Ем­кость плос­ко­го кон­ден­са­то­ра рас­счи­ты­ва­ет­ся по фор­му­ле C= дробь: чис­ли­тель: эп­си­лон эп­си­лон _0S, зна­ме­на­тель: d конец дроби , где S  — пло­щадь пла­стин кон­ден­са­то­ра, а d  — рас­сто­я­ние между пла­сти­на­ми. Зна­чит, ем­кость кон­ден­са­то­ра а боль­ше ем­ко­сти кон­ден­са­то­ра б. В силу того, что оба кон­ден­са­то­ра за­ря­жа­ют­ся от оди­на­ко­вых ис­точ­ни­ков по­сто­ян­но­го на­пря­же­ния, заряд, на­коп­лен­ный на кон­ден­са­то­ре а, будет боль­ше за­ря­да, на­коп­лен­но­го на кон­ден­са­то­ре б. Сле­до­ва­тель­но, и вспыш­ка лампы для си­сте­мы а будет ярче.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
При­ве­де­но пол­ное пра­виль­ное ре­ше­ние, вклю­ча­ю­щее пра­виль­ный ответ (в дан­ном слу­чае п. 1–2) и ис­чер­пы­ва­ю­щие вер­ные рас­суж­де­ния с ука­за­ни­ем на­блю­да­е­мых яв­ле­ний и за­ко­но­мер­но­стей (в дан­ном слу­чае  — фор­му­ла ем­ко­сти плос­ко­го кон­ден­са­то­ра и рас­суж­де­ния о за­ви­си­мо­сти ве­ли­чи­ны силы тока от за­ря­да, на­коп­лен­но­го на кон­ден­са­то­ре).3
Дан пра­виль­ный ответ и при­ве­де­но объ­яс­не­ние, но в ре­ше­нии име­ют­ся сле­ду­ю­щие не­до­стат­ки.

В объ­яс­не­нии не ука­за­но одно из фи­зи­че­ских яв­ле­ний, свойств, опре­де­ле­ний или не на­зван один из за­ко­нов (фор­мул), не­об­хо­ди­мых для пол­но­го вер­но­го объ­яс­не­ния. (Утвер­жде­ние, ле­жа­щее в ос­но­ве объ­яс­не­ния, не под­креп­ле­но ука­за­ни­ем на со­от­вет­ству­ю­щий закон, свой­ство, яв­ле­ние, опре­де­ле­ние и т. п.)

ИЛИ

Объ­яс­не­ния пред­став­ле­ны не в пол­ном объ­е­ме или в них со­дер­жит­ся один ло­ги­че­ский не­до­чет.

2
Пред­став­ле­но ре­ше­ние, со­от­вет­ству­ю­щее од­но­му из сле­ду­ю­щих слу­ча­ев.

Дан пра­виль­ный ответ на во­прос за­да­ния и при­ве­де­но объ­яс­не­ние, но в нем не ука­за­ны два яв­ле­ния или фи­зи­че­ских за­ко­на, не­об­хо­ди­мых для пол­но­го вер­но­го объ­яс­не­ния.

ИЛИ

Ука­за­ны все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, но име­ю­щи­е­ся рас­суж­де­ния, на­прав­лен­ные на по­лу­че­ние от­ве­та на во­прос за­да­ния, не до­ве­де­ны до конца.

ИЛИ

Ука­за­ны все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, но име­ю­щи­е­ся рас­суж­де­ния, при во­дя­щие к от­ве­ту, со­дер­жат ошиб­ки.

ИЛИ

Ука­за­ны не все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, но име­ют­ся вер­ные рас­суж­де­ния, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние за­да­чи.

1
Все слу­чаи ре­ше­ния, ко­то­рые не со­от­вет­ству­ют вы­ше­ука­зан­ным кри­те­ри­ям вы­став­ле­ния оце­нок в 1, 2, 3 балла.0
Мак­си­маль­ный балл3

Аналоги к заданию № 6216: 6251 6288 6324 Все

Источник: ЕГЭ по фи­зи­ке 05.05.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 2
Раздел кодификатора ФИПИ/Решу ЕГЭ:
Гость 01.06.2014 03:04

Обе лампы будут вспы­хи­вать оди­на­ко­во, а вот го­реть они будут раз­ное время.

Если со­еди­ня­ю­щие про­во­да оди­на­ко­вы, а заряд, на­коп­лен­ный на кон­ден­са­то­рах раз­ный, то раз­ряд­ка кон­ден­са­то­ра будет доль­ше там, где за­ря­да на­ко­пи­лось боль­ше (=> где ёмкость кон­ден­са­то­ра боль­ше).

Сергей Никифоров

Здрав­ствуй­те!

Раз­берёмся чуть по­дроб­нее. На­сколь­ко я помню, в курсе школь­ной фи­зи­ки не за­тра­ги­ва­ет­ся ско­рость из­ме­не­ния за­ря­да на кон­ден­са­то­ре. Но для на­ше­го рас­смот­ре­ния она нам по­на­до­бит­ся. Для дан­но­го слу­чая закон раз­ряд­ки кон­ден­са­то­ра таков: q=q_0e в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка минус t/RC пра­вая круг­лая скоб­ка =U_0Ce в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка минус t/RC пра­вая круг­лая скоб­ка , от­ку­да, на­хо­дя про­из­вод­ную, можно узнать ве­ли­чи­ну тока через лам­поч­ку I= дробь: чис­ли­тель: U_0, зна­ме­на­тель: R конец дроби e в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка минус t/RC пра­вая круг­лая скоб­ка . Видим, что в на­чаль­ный мо­мент вре­ме­ни ток через лам­поч­ку будет оди­на­ков в обоих слу­ча­ях, но, там где ёмкость кон­ден­са­то­ра мень­ше, ток будет спа­дать быст­рее. Яр­кость го­ре­ния лам­поч­ки за­ви­сит от её мощ­но­сти  P=I в квад­ра­те R, от­ку­да по­лу­ча­ем, что для си­сте­мы а лампа вспых­нет ярче.

Гость 01.09.2014 13:38

В объ­яс­не­нии Сер­гея по­след­ний шаг не­по­ня­тен: если токи в на­чаль­ный мо­мент оди­на­ко­вы и со­про­тив­ле­ния, по усло­вию, оди­на­ко­вы, то мощ­но­сти также оди­на­ко­вы. Про­сто, как пра­виль­но пишет гость, лампа будет го­реть доль­ше от кон­ден­са­то­ра боль­шей ем­ко­сти.

 

В при­ве­ден­ном офи­ци­аль­ном ре­ше­нии не обос­но­ван пе­ре­ход от тока к за­ря­ду. Важно, не где про­те­чет боль­ший заряд, а ка­ки­ми будут токи. Для по­ни­ма­ние этого вовсе не нужно знать закон из­ме­не­ния за­ря­да на кон­ден­са­то­ре. Про­сто в на­чаль­ный мо­мент вре­ме­ни (мо­мент пе­ре­клю­че­ния) оба кон­ден­са­то­ра за­ря­же­ны до оди­на­ко­вых на­пря­же­ний, рав­ных ЭДС ба­та­реи. По­это­му на­чаль­ные токи будут оди­на­ко­вы и, сле­до­ва­тель­но, оди­на­ко­вы на­чаль­ные мощ­но­сти, вы­де­ля­ю­щи­е­ся в лам­поч­ках.

 

Од­на­ко в этом рас­суж­де­нии мы пре­не­бре­га­ем ЭДС ин­дук­ции в цепи кон­ден­са­тор-лам­поч­ка. В дей­стви­тель­но­сти же ток в цепи не может скач­ком вы­рас­ти от нуля до ко­неч­но­го зна­че­ния, так как ЭДС ин­дук­ции при этом об­ра­ти­лась бы в бес­ко­неч­ность. В усло­вии об этом ни­че­го не ска­за­но, но ло­гич­но пред­по­ло­жить, что ин­дук­тив­но­сти L ниж­них пе­тель обеих схем оди­на­ко­вы. Тогда пи­ко­вую мощ­ность можно оце­нить как от­но­ше­ние энер­гии, за­па­сен­ной в кон­ден­са­то­ре (E=CU в квад­ра­те /2), к пе­ри­о­ду соб­ствен­ных ко­ле­ба­ний кон­ту­ра (T = 2 Пи ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: LC конец ар­гу­мен­та ). По­лу­ча­ем, что мощ­ность про­пор­ци­о­наль­на корню из ем­ко­сти, т. е. боль­ше для верх­ней схемы.

Алексей

Доб­рый день!

Очень спра­вед­ли­вое за­ме­ча­ние. Пре­не­бре­гать ин­дук­тив­но­стью кон­ту­ра в дан­ной за­да­чи, по-ви­ди­мо­му, не со­всем кор­рект­но. Чтобы по­стро­ить по­сле­до­ва­тель­ную мо­дель, не­об­хо­ди­мо как-то ре­гу­ля­ри­зо­вать по­ве­де­ние тока в на­чаль­ный мо­мент. Самый ло­гич­ным шагом в дан­ном слу­чае яв­ля­ет­ся до­бав­ка ин­дук­тив­но­сти. Оцен­ка, пред­ло­жен­ная выше, ка­че­ствен­но опи­сы­ва­ет си­ту­а­цию. Можно про­ве­сти ко­ли­че­ствен­ные рас­че­ты и убе­дить­ся в ее спра­вед­ли­во­сти. Дру­гое дело, что дан­ная за­да­ча, по всей ви­ди­мо­сти, вы­хо­дит за рамки школь­ной про­грам­мы. Так что пред­ла­гать ее в ка­че­стве за­да­ния на вы­пуск­ном эк­за­ме­не не­пра­виль­но.