Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 21 № 6665
i

Опыт­ный ту­рист, как и пар­ти­за­ны в годы войны, раз­жи­гая ко­стер, вна­ча­ле скла­ды­ва­ет не­боль­шую кучку сухих ли­стьев, травы и тон­ких ве­то­чек, об­кла­ды­ва­ет их «пи­ра­мид­кой» из на­клон­но сто­я­щих ве­то­чек по­тол­ще, а затем и тол­сты­ми вет­ка­ми. Не­опыт­ный ту­рист про­сто бес­по­ря­доч­но скла­ды­ва­ет ветки в кучу и под­жи­га­ет их. В каком слу­чае ко­стер будет боль­ше ды­мить и может во­об­ще по­тух­нуть?

Объ­яс­ни­те, ос­но­вы­ва­ясь на из­вест­ных фи­зи­че­ских за­ко­нах и за­ко­но­мер­но­стях, по­че­му это про­ис­хо­дит.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

1.  Ко­стер будет боль­ше ды­мить во вто­ром слу­чае.

2.  При го­ре­нии лег­ких сухих ма­те­ри­а­лов об­ра­зу­ют­ся го­ря­чие газы, име­ю­щие плот­ность более низ­кую, чем окру­жа­ю­щий воз­дух. На эти газы в со­от­вет­ствии с за­ко­ном Ар­хи­ме­да дей­ству­ет вы­тал­ки­ва­ю­щая сила, и они на­чи­на­ют под­ни­мать­ся вверх, об­ра­зуя вос­хо­дя­щий го­ря­чий кон­век­тив­ный поток.

3.  Если огонь окру­жа­ет «пи­ра­мид­ка» из веток, то кон­век­тив­ный поток уси­ли­ва­ет­ся, по­сколь­ку ис­пы­ты­ва­ет мень­шее со­про­тив­ле­ние сво­е­му дви­же­нию вверх, и воз­ни­ка­ет хо­ро­шая «тяга», спо­соб­ству­ю­щая при­то­ку кис­ло­ро­да воз­ду­ха и уси­ле­нию го­ре­ния окру­жа­ю­щих огонь веток. «Тяга» в этом слу­чае воз­ни­ка­ет ана­ло­гич­но тому, как это про­ис­хо­дит в печ­ной трубе.

4.  При хо­ро­шей «тяге» про­ис­хо­дит пол­ное сго­ра­ние топ­ли­ва, и дым прак­ти­че­ски от­сут­ству­ет. Это в годы войны было очень важно  — тогда с са­мо­ле­тов-⁠раз­вед­чи­ков место сто­ян­ки пар­ти­зан было труд­но об­на­ру­жить по дыму от ко­ст­ров. Если же огонь про­сто по­крыт кучей веток свер­ху, то «тяги» не воз­ни­ка­ет, про­дук­ты сго­ра­ния топ­ли­ва уда­ля­ют­ся плохо, при­ток кис­ло­ро­да сла­бый, и это ме­ша­ет нор­маль­но­му го­ре­нию, в ре­зуль­та­те чего ветки тлеют и силь­но дымят.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
При­ве­де­но пол­ное пра­виль­ное ре­ше­ние, вклю­ча­ю­щее пра­виль­ный ответ (в дан­ном слу­чае п. п. 1–3) и ис­чер­пы­ва­ю­щие вер­ные рас­суж­де­ния с ука­за­ни­ем на­блю­да­е­мых яв­ле­ний и за­ко­но­мер­но­стей (в дан­ном слу­чае — упо­ми­на­ние ре­ак­ции го­ре­ния с вы­де­ле­ни­ем теп­ло­ты, умень­ше­ния плот­но­сти газов при на­гре­ва­нии, на­ли­чия вы­тал­ки­ва­ю­щей силы, дей­ству­ю­щей по за­ко­ну Ар­хи­ме­да на более лег­кие газы, воз­ник­но­ве­ния яв­ле­ния кон­век­ции и ее уси­ле­ния при на­ли­чии хо­ро­шей «тяги» в «пи­ра­мид­ке» из веток, а также объ­яс­не­ние при­чин от­сут­ствия дыма в этом слу­чае и на­ли­чия дыма при пло­хой «тяге»).3
Дан пра­виль­ный ответ, и при­ве­де­но объ­яс­не­ние, но в ре­ше­нии име­ют­ся сле­ду­ю­щие не­до­стат­ки.

В объ­яс­не­нии не ука­за­но одно из фи­зи­че­ских яв­ле­ний, свойств, опре­де­ле­ний или не на­зван один из за­ко­нов (фор­мул), не­об­хо­ди­мых для пол­но­го вер­но­го объ­яс­не­ния. (Утвер­жде­ние, ле­жа­щее в ос­но­ве объ­яс­не­ния, не под­креп­ле­но ука­за­ни­ем на со­от­вет­ству­ю­щий закон, свой­ство, яв­ле­ние, опре­де­ле­ние и т. п.)

ИЛИ

Объ­яс­не­ния пред­став­ле­ны не в пол­ном объ­е­ме, или в них со­дер­жит­ся один ло­ги­че­ский не­до­чет.

2
Пред­став­ле­но ре­ше­ние, со­от­вет­ству­ю­щее од­но­му из сле­ду­ю­щих слу­ча­ев.

Дан пра­виль­ный ответ на во­прос за­да­ния, и при­ве­де­но объ­яс­не­ние, но в нем не ука­за­ны два яв­ле­ния или фи­зи­че­ских за­ко­на, не­об­хо­ди­мых для пол­но­го вер­но­го объ­яс­не­ния.

ИЛИ

Ука­за­ны все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, но име­ю­щи­е­ся рас­суж­де­ния, на­прав­лен­ные на по­лу­че­ние от­ве­та на во­прос за­да­ния, не до­ве­де­ны до конца.

ИЛИ

Ука­за­ны все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, но име­ю­щи­е­ся рас­суж­де­ния, при­во­дя­щие к от­ве­ту, со­дер­жат ошиб­ки.

ИЛИ

Ука­за­ны не все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, но име­ют­ся вер­ные рас­суж­де­ния, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние за­да­чи.

1
Все слу­чаи ре­ше­ния, ко­то­рые не со­от­вет­ству­ют вы­ше­ука­зан­ным кри­те­ри­ям вы­став­ле­ния оце­нок в 1, 2, 3 балла.0
Мак­си­маль­ный балл3

Аналоги к заданию № 6665: 6702 Все

Раздел кодификатора ФИПИ/Решу ЕГЭ: 2.2.3 Теп­ло­пе­ре­да­ча как спо­соб из­ме­не­ния внут­рен­ней энер­гии без со­вер­ше­ния ра­бо­ты