Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 21 № 6702
i

Са­до­во­ды осе­нью и вес­ной часто уни­что­жа­ют опав­шие ли­стья, сжи­гая их на ко­ст­ре. Раз­ве­дя ко­стер, они на­чи­на­ют сы­пать на него свер­ху ли­стья. В каком слу­чае ко­стер будет лучше го­реть и мень­ше ды­мить: если ли­стья сухие и бро­са­ют их не­боль­ши­ми пор­ци­я­ми, или ли­стья сырые и их много? Объ­яс­ни­те, ос­но­вы­ва­ясь на из­вест­ных фи­зи­че­ских за­ко­нах и за­ко­но­мер­но­стях, по­че­му это про­ис­хо­дит.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

1.  Ко­стер будет лучше го­реть и мень­ше ды­мить в пер­вом слу­чае.

2.  При го­ре­нии лег­ких сухих ма­те­ри­а­лов об­ра­зу­ют­ся го­ря­чие газы, име­ю­щие плот­ность более низ­кую, чем окру­жа­ю­щий воз­дух. На эти газы, в со­от­вет­ствии с за­ко­ном Ар­хи­ме­да, дей­ству­ет вы­тал­ки­ва­ю­щая сила, и они на­чи­на­ют под­ни­мать­ся вверх, об­ра­зуя вос­хо­дя­щий го­ря­чий кон­век­тив­ный поток, под­жи­га­ю­щий топ­ли­во в ко­ст­ре.

3.  Если бро­сать сухие ли­стья в ко­стер не­боль­ши­ми пор­ци­я­ми, то они в силу своей малой теп­ло­ем­ко­сти сразу на­гре­ва­ют­ся и за­го­ра­ют­ся, сго­рая прак­ти­че­ски без дыма.

4.  Если же ли­стья сырые и их много, то они пе­ре­кры­ва­ют путь вос­хо­дя­ще­му го­ря­че­му кон­век­тив­но­му по­то­ку про­дук­тов го­ре­ния из ко­ст­ра, умень­ша­ют «тягу», что за­мед­ля­ет про­цесс вы­су­ши­ва­ния и на­гре­ва­ния этих ли­стьев, и они вме­сто быст­ро­го го­ре­ния мед­лен­но тлеют, вы­де­ляя гу­стой и мало на­гре­тый дым. По­это­му если ко­стер за­ва­лить

ли­стья­ми, то до­ступ кис­ло­ро­да воз­ду­ха к огню почти пре­кра­тит­ся, и ко­стер может по­гас­нуть.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
При­ве­де­но пол­ное пра­виль­ное ре­ше­ние, вклю­ча­ю­щее пра­виль­ный ответ (в дан­ном слу­чае п. п. 1–3) и ис­чер­пы­ва­ю­щие вер­ные рас­суж­де­ния с ука­за­ни­ем на­блю­да­е­мых яв­ле­ний и за­ко­но­мер­но­стей (в дан­ном слу­чае  — упо­ми­на­ние ре­ак­ции го­ре­ния с вы­де­ле­ни­ем теп­ло­ты, умень­ше­ния плот­но­сти газов при на­гре­ва­нии, на­ли­чия вы­тал­ки­ва­ю­щей силы, дей­ству­ю­щей по за­ко­ну Ар­хи­ме­да на более лег­кие газы, воз­ник­но­ве­ния яв­ле­ния кон­век­ции и ее ослаб­ле­ния при за­ва­ли­ва­нии ко­ст­ра свер­ху боль­шим ко­ли­че­ством сырых ли­стьев, что умень­ша­ет «тягу» и до­ступ кис­ло­ро­да в ко­стер, в ре­зуль­та­те чего топ­ли­во вме­сто го­ре­ния тлеет).3
Дан пра­виль­ный ответ, и при­ве­де­но объ­яс­не­ние, но в ре­ше­нии име­ют­ся сле­ду­ю­щие не­до­стат­ки.

В объ­яс­не­нии не ука­за­но одно из фи­зи­че­ских яв­ле­ний, свойств, опре­де­ле­ний или не на­зван один из за­ко­нов (фор­мул), не­об­хо­ди­мых для пол­но­го вер­но­го объ­яс­не­ния. (Утвер­жде­ние, ле­жа­щее в ос­но­ве объ­яс­не­ния, не под­креп­ле­но ука­за­ни­ем на со­от­вет­ству­ю­щий закон, свой­ство, яв­ле­ние, опре­де­ле­ние и т. п.)

ИЛИ

Объ­яс­не­ния пред­став­ле­ны не в пол­ном объ­е­ме, или в них со­дер­жит­ся один ло­ги­че­ский не­до­чет.

2
Пред­став­ле­но ре­ше­ние, со­от­вет­ству­ю­щее од­но­му из сле­ду­ю­щих слу­ча­ев.

Дан пра­виль­ный ответ на во­прос за­да­ния, и при­ве­де­но объ­яс­не­ние, но в нем не ука­за­ны два яв­ле­ния или фи­зи­че­ских за­ко­на, не­об­хо­ди­мых для пол­но­го вер­но­го объ­яс­не­ния.

ИЛИ

Ука­за­ны все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, но име­ю­щи­е­ся рас­суж­де­ния, на­прав­лен­ные на по­лу­че­ние от­ве­та на во­прос за­да­ния, не до­ве­де­ны до конца.

ИЛИ

Ука­за­ны все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, но име­ю­щи­е­ся рас­суж­де­ния, при­во­дя­щие к от­ве­ту, со­дер­жат ошиб­ки.

ИЛИ

Ука­за­ны не все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, но име­ют­ся вер­ные рас­суж­де­ния, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние за­да­чи.

1
Все слу­чаи ре­ше­ния, ко­то­рые не со­от­вет­ству­ют вы­ше­ука­зан­ным кри­те­ри­ям вы­став­ле­ния оце­нок в 1, 2, 3 балла.0
Мак­си­маль­ный балл3

Аналоги к заданию № 6665: 6702 Все

Раздел кодификатора ФИПИ/Решу ЕГЭ: 2.2.3 Теп­ло­пе­ре­да­ча как спо­соб из­ме­не­ния внут­рен­ней энер­гии без со­вер­ше­ния ра­бо­ты