Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д9 B15 № 6894
i

К шару от­ри­ца­тель­но за­ря­жен­но­го элек­тро­мет­ра под­нес­ли, не ка­са­ясь его, пласт­мас­со­вую па­лоч­ку. Стрел­ка элек­тро­мет­ра по­вер­ну­лась так, что угол между ней и стерж­нем элек­тро­мет­ра уве­ли­чил­ся. Такой эф­фект может

на­блю­дать­ся, если па­лоч­ка

 

1)  за­ря­же­на по­ло­жи­тель­но

2)  за­ря­же­на от­ри­ца­тель­но

3)  не за­ря­же­на

4)  имеет заряд лю­бо­го знака

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Со­глас­но усло­вию, при под­не­се­нии па­лоч­ки к элек­тро­мет­ру, угол между стрел­кой и стерж­нем элек­тро­мет­ра уве­ли­чил­ся. Это озна­ча­ет, что заряд на стерж­не уве­ли­чил­ся. Но пол­ный заряд элек­тро­мет­ра из­ме­нить­ся не мог, сле­до­ва­тель­но, заряд шара дол­жен был умень­шить­ся. Это могло про­изой­ти в том слу­чае, если па­лоч­ка за­ря­же­на от­ри­ца­тель­но: от­ри­ца­тель­ный заряд па­лоч­ки за­став­ля­ет часть элек­тро­нов с шара пе­ре­течь на стер­жень элек­тро­мет­ра.

 

Ответ: 2

Источник: ЕГЭ по фи­зи­ке 21.03.2015. До­сроч­ная волна
Кирилл Гордиевич 09.06.2016 17:28

Элек­тро­метр не по­ка­зы­ва­ет знак за­ря­да стерж­ня (и стрел­ки), он по­ка­зы­ва­ет мо­дуль за­ря­да (еще раз: мо­дуль за­ря­да). На­при­мер, был заряд элек­тро­мет­ра −5 услов­ных еди­ниц, ска­жем, −2 из них на стрел­ке со стерж­нем и −3 на шаре. Под­нес­ли от­ри­ца­тель­ную па­лоч­ку, она за­ста­ви­ла часть элек­тро­нов пе­рей­ти с шара на стер­жень со стрел­кой. Те­перь заряд шара, на­при­мер, −1, заряд стерж­ня со стрел­кой −4, в сумме те же −5. Стрел­ка от­кло­ни­лась силь­нее. Все хо­ро­шо. Но рас­смот­рим дру­гой ва­ри­ант: к стерж­ню под­нес­ли по­ло­жи­тель­но за­ря­жен­ную па­лоч­ку с боль­шим по­ло­жи­тель­ным за­ря­дом, она при­тя­ну­ла на шар до­пол­ни­тель­ные элек­тро­ны со стерж­ня. Много элек­тро­нов (заряд па­лоч­ки боль­шой и она близ­ко). Те­перь заряд шара −9, а стерж­ня и стрел­ки +4 (в сумме заряд элек­тро­мет­ра как был −5, так и остал­ся). Новый заряд стерж­ня и стрел­ки +4, что по мо­ду­лю боль­ше, чем ста­рый −2. Стрел­ка от­кло­ни­лась силь­нее. Можно по­рас­суж­дать, что в этом слу­чае в по мере при­бли­же­ния па­лоч­ки угол от­кло­не­ния стрел­ки сна­ча­ла умень­шит­ся, в какой-то мо­мент ста­нет рав­ным нулю, а потом опять нач­нет уве­ли­чи­вать­ся, но судя по усло­вию за­да­чи нас ин­те­ре­су­ет то что было в на­ча­ле (без па­лоч­ки) и то что будет в конце (когда па­лоч­ку уже под­нес­ли).

Антон

По­сколь­ку в усло­вии не го­во­рит­ся, что угол сна­ча­ла умень­ша­ет­ся, а потом уве­ли­чи­ва­ет­ся и ста­но­вит­ся боль­ше пер­во­на­чаль­но­го, то вы­бран пер­вый ва­ри­ант рас­суж­де­ний.