Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 21 № 9040
i

На ри­сун­ке изоб­ра­же­ны две элек­три­че­ские цепи. Пер­вая со­дер­жит по­сле­до­ва­тель­но со­еди­нен­ные ис­точ­ник тока (1), рео­стат, ка­туш­ку ин­дук­тив­но­сти и ам­пер­метр, а вто­рая  — про­во­лоч­ный моток, к кон­цам ко­то­ро­го при­со­еди­нен галь­ва­но­метр, изоб­ра­жен­ный на ри­сун­ке спра­ва. Ка­туш­ка и моток на­де­ты на же­лез­ный сер­деч­ник (2).

Как будут из­ме­нять­ся по­ка­за­ния при­бо­ров при плав­ном умень­ше­нии со­про­тив­ле­ния рео­ста­та? Ответ по­яс­ни­те, ука­зав, какие фи­зи­че­ские за­ко­но­мер­но­сти Вы ис­поль­зо­ва­ли для объ­яс­не­ния.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

1.  При плав­ном умень­ше­нии со­про­тив­ле­ния рео­ста­та ток в цепи будет плав­но уве­ли­чи­вать­ся со­глас­но за­ко­ну Ома I= дробь: чис­ли­тель: U, зна­ме­на­тель: R конец дроби , а зна­чит, по­ка­за­ния ам­пер­мет­ра будут воз­рас­тать.

2.  Уве­ли­че­ние силы тока в цепи при­ве­дет к уве­ли­че­нию по­то­ка Ф=LI век­то­ра маг­нит­ной ин­дук­ции через же­лез­ный сер­деч­ник и, как след­ствие, при­ве­дет к воз­ник­но­ве­нию не­боль­шой ЭДС ин­дук­ции \mathcal E_инд в цепи этой ка­туш­ки, \mathcal E_инд\ll\mathcal E , ко­то­рой можно пре­не­бречь.

3.  Уве­ли­че­ние по­то­ка век­то­ра маг­нит­ной ин­дук­ции через по­пе­реч­ное се­че­ние сер­деч­ни­ка вы­зо­вет из­ме­не­ние по­то­ка век­то­ра ин­дук­ции маг­нит­но­го поля в про­во­лоч­ном мотке, со­еди­нен­ном с галь­ва­но­мет­ром. В со­от­вет­ствии с за­ко­ном ин­дук­ции Фа­ра­дея \mathcal E_2= минус дробь: чис­ли­тель: \Delta \Phi, зна­ме­на­тель: \Delta t конец дроби , что вы­зы­ва­ет ток через галь­ва­но­метр, вслед­ствие чего стрел­ка галь­ва­но­мет­ра от­кло­нит­ся от на­чаль­но­го по­ло­же­ния.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
При­ве­де­но пол­ное пра­виль­ное ре­ше­ние, вклю­ча­ю­щее пра­виль­ный ответ (в дан­ном слу­чае п. 3) и ис­чер­пы­ва­ю­щие вер­ные рас­суж­де­ния с пря­мым ука­за­ни­ем на­блю­да­е­мых яв­ле­ний и за­ко­но­мер­но­стей (в дан­ном слу­чае: вто­рой закон Нью­то­на, усло­вие от­ры­ва груза от стола).3
Дан пра­виль­ный ответ и при­ве­де­но объ­яс­не­ние, но в ре­ше­нии име­ют­ся один или не­сколь­ко из сле­ду­ю­щих не­до­стат­ков. В объ­яс­не­нии не ука­за­но или не ис­поль­зу­ет­ся одно из фи­зи­че­ских яв­ле­ний, свойств, опре­де­ле­ний или один из за­ко­нов (фор­мул), не­об­хо­ди­мых для пол­но­го вер­но­го объ­яс­не­ния. (Утвер­жде­ние, ле­жа­щее в ос­но­ве объ­яс­не­ния, не под­креп­ле­но со­от­вет­ству­ю­щим за­ко­ном, свой­ством, яв­ле­ни­ем, опре­де­ле­ни­ем и т. п.)

И (ИЛИ)

Ука­за­ны все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, но в них со­дер­жит­ся один ло­ги­че­ский не­до­чет.

И (ИЛИ)

В ре­ше­нии име­ют­ся лиш­ние за­пи­си, не вхо­дя­щие в ре­ше­ние (воз­мож­но, не­вер­ные), ко­то­рые не от­де­ле­ны от ре­ше­ния (не за­черк­ну­ты; не за­клю­че­ны в скоб­ки, рамку и т. п.).

И (ИЛИ)

В ре­ше­нии име­ет­ся не­точ­ность в ука­за­нии на одно из фи­зи­че­ских яв­ле­ний, свойств, опре­де­ле­ний, за­ко­нов (фор­мул), не­об­хо­ди­мых для пол­но­го вер­но­го объ­яс­не­ния.

2
Пред­став­ле­но ре­ше­ние, со­от­вет­ству­ю­щее од­но­му из сле­ду­ю­щих слу­ча­ев.

Дан пра­виль­ный ответ на во­прос за­да­ния и при­ве­де­но объ­яс­не­ние, но в нем не ука­за­ны два яв­ле­ния или фи­зи­че­ских за­ко­на, не­об­хо­ди­мых для пол­но­го вер­но­го объ­яс­не­ния.

ИЛИ

Ука­за­ны все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, но име­ю­щи­е­ся рас­суж­де­ния, на­прав­лен­ные на по­лу­че­ние от­ве­та на во­прос за­да­ния, не до­ве­де­ны до конца.

ИЛИ

Ука­за­ны все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, но име­ю­щи­е­ся рас­суж­де­ния, при­во­дя­щие к от­ве­ту, со­дер­жат ошиб­ки.

ИЛИ

Ука­за­ны не все не­об­хо­ди­мые для объ­яс­не­ния яв­ле­ния и за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, но име­ют­ся вер­ные рас­суж­де­ния, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние за­да­чи.

1
Все слу­чаи ре­ше­ния, ко­то­рые не со­от­вет­ству­ют вы­ше­ука­зан­ным кри­те­ри­ям вы­став­ле­ния оце­нок в 1, 2, 3 балла.0
Мак­си­маль­ный балл3
Источник: ЕГЭ по фи­зи­ке 2017. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 101
Раздел кодификатора ФИПИ/Решу ЕГЭ: