СДАМ ГИА






Каталог заданий. Термодинамика
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задание 27 № 2917

Каким об­ра­зом установка ба­та­рей отопления под окном по­мо­га­ет выравниванию тем­пе­ра­тур в ком­на­те в зим­нее время? Ответ поясните, ис­поль­зуя физические закономерности.


2
Задание 27 № 2918

Широкую стек­лян­ную трубку дли­ной около полуметра, за­па­ян­ную с од­но­го конца, це­ли­ком заполнили водой и уста­но­ви­ли вертикально от­кры­тым концом вниз, по­гру­зив низ труб­ки на не­сколь­ко сантиметров в тазик с водой (см. рисунок).При ком­нат­ной температуре труб­ка остается це­ли­ком заполненной водой. Воду в та­зи­ке медленно нагревают. Где уста­но­вит­ся уровень воды в трубке, когда вода в та­зи­ке начнет закипать? Ответ поясните, ис­поль­зуя физические закономерности.

Решение ·

3
Задание 27 № 2922

В ци­лин­дри­че­ском со­су­де под порш­нем дли­тель­ное время на­хо­дят­ся вода и ее пар. Пор­шень на­чи­на­ют мед­лен­но вы­дви­гать из сосуда. При этом тем­пе­ра­ту­ра воды и пара оста­ет­ся неизменной. Как будет ме­нять­ся при этом масса жид­ко­сти в сосуде? Ответ поясните, указав, какие фи­зи­че­ские за­ко­но­мер­но­сти вы ис­поль­зо­ва­ли для объяснения.

Решение ·

4
Задание 27 № 2930

В экс­пе­ри­мен­те установлено, что при тем­пе­ра­ту­ре воз­ду­ха в ком­на­те на стен­ке ста­ка­на с хо­лод­ной водой на­чи­на­ет­ся кон­ден­са­ция паров воды из воздуха, если сни­зить тем­пе­ра­ту­ру ста­ка­на до По ре­зуль­та­там этих экс­пе­ри­мен­тов опре­де­ли­те аб­со­лют­ную и от­но­си­тель­ную влаж­ность воздуха. Для ре­ше­ния за­да­чи вос­поль­зуй­тесь таблицей. Поясните, по­че­му кон­ден­са­ция паров воды в воз­ду­хе может на­чи­нать­ся при раз­лич­ных зна­че­ни­ях температуры. Дав­ле­ние и плот­ность на­сы­щен­но­го во­дя­но­го пара при раз­лич­ной тем­пе­ра­ту­ре по­ка­за­но в таблице:

 

7

9

11

12

13

14

15

16

19

21

23

25

27

29

40

60

10

11

13

14

15

16

17

18

22

25

28

32

36

40

74

200

7,7

8,8

10,0

10,7

11,4

12,11

12,8

13,6

16,3

18,4

20,6

23,0

25,8

28,7

51,2

130,5

Решение ·

5
Задание 27 № 2931

В экс­пе­ри­мен­те установлено, что при тем­пе­ра­ту­ре воз­ду­ха в ком­на­те на стен­ке ста­ка­на с хо­лод­ной водой на­чи­на­ет­ся кон­ден­са­ция паров воды из воздуха, если сни­зить тем­пе­ра­ту­ру ста­ка­на до . По ре­зуль­та­там этих экс­пе­ри­мен­тов опре­де­ли­те от­но­си­тель­ную влаж­ность воздуха. Для ре­ше­ния за­да­чи вос­поль­зуй­тесь таблицей. Из­ме­нит­ся ли от­но­си­тель­ная влаж­ность при по­вы­ше­нии тем­пе­ра­ту­ры воз­ду­ха в комнате, если кон­ден­са­ция паров воды из воз­ду­ха будет на­чи­нать­ся при той же тем­пе­ра­ту­ре ста­ка­на ? Дав­ле­ние и плот­ность на­сы­щен­но­го во­дя­но­го пара при раз­лич­ной тем­пе­ра­ту­ре по­ка­за­но в таблице:

 

7

9

11

12

15

16

19

21

23

25

27

29

40

60

10

11

13

14

17

18

22

25

28

32

36

40

74

200

7,7

8,8

10,0

10,7

12,8

13,6

16,3

18,4

20,6

23,0

25,8

28,7

51,2

130,5

Решение ·

6
Задание 27 № 2932

В экс­пе­ри­мен­те установлено, что при тем­пе­ра­ту­ре воз­ду­ха в ком­на­те на стен­ке ста­ка­на с хо­лод­ной водой на­чи­на­ет­ся кон­ден­са­ция паров воды из воздуха, если сни­зить тем­пе­ра­ту­ру ста­ка­на до . По ре­зуль­та­там этих экс­пе­ри­мен­тов опре­де­ли­те от­но­си­тель­ную влаж­ность воздуха. Для ре­ше­ния за­да­чи вос­поль­зуй­тесь таблицей. Из­ме­нит­ся ли от­но­си­тель­ная влаж­ность при по­вы­ше­нии тем­пе­ра­ту­ры воз­ду­ха в комнате, если кон­ден­са­ция паров воды из воз­ду­ха будет на­чи­на­ет­ся при той же тем­пе­ра­ту­ре ста­ка­на ? Дав­ле­ние и плот­ность на­сы­щен­но­го во­дя­но­го пара при раз­лич­ной тем­пе­ра­ту­ре по­ка­за­но в таблице:

 

7

9

11

12

13

14

15

16

19

21

23

25

27

29

40

60

10

11

13

14

15

16

17

18

22

25

28

32

36

40

74

200

7,7

8,8

10,0

10,7

11,4

12,11

12,8

13,6

16,3

18,4

20,6

23,0

25,8

28,7

51,2

130,5


7
Задание 27 № 2933

В экс­пе­ри­мен­те установлено, что при тем­пе­ра­ту­ре воз­ду­ха в ком­на­те на стен­ке ста­ка­на с хо­лод­ной водой на­чи­на­ет­ся кон­ден­са­ция паров воды из воздуха, если сни­зить тем­пе­ра­ту­ру ста­ка­на до По ре­зуль­та­там этих экс­пе­ри­мен­тов опре­де­ли­те аб­со­лют­ную и от­но­си­тель­ную влаж­ность воздуха. Для ре­ше­ния за­да­чи вос­поль­зуй­тесь таблицей. Поясните, по­че­му кон­ден­са­ция паров воды в воз­ду­хе может на­чи­нать­ся при раз­лич­ных зна­че­ни­ях температуры. Дав­ле­ние и плот­ность на­сы­щен­но­го во­дя­но­го пара при раз­лич­ной тем­пе­ра­ту­ре по­ка­за­но в таблице:

 

7

9

11

12

13

14

15

16

19

21

23

25

27

29

40

60

10

11

13

14

15

16

17

18

22

25

28

32

36

40

74

200

7,7

8,8

10,0

10,7

11,4

12,11

12,8

13,6

16,3

18,4

20,6

23,0

25,8

28,7

51,2

130,5

Решение ·

8
Задание 27 № 2934

В экс­пе­ри­мен­те установлено, что при тем­пе­ра­ту­ре воз­ду­ха в ком­на­те на стен­ке ста­ка­на с хо­лод­ной водой на­чи­на­ет­ся кон­ден­са­ция паров воды из воздуха, если сни­зить тем­пе­ра­ту­ру ста­ка­на до . По ре­зуль­та­там этих экс­пе­ри­мен­тов опре­де­ли­те от­но­си­тель­ную влаж­ность воздуха. Для ре­ше­ния за­да­чи вос­поль­зуй­тесь таблицей. Из­ме­нит­ся ли от­но­си­тель­ная влаж­ность при по­вы­ше­нии тем­пе­ра­ту­ры воз­ду­ха в комнате, если кон­ден­са­ция паров воды из воз­ду­ха будет на­чи­на­ет­ся при той же тем­пе­ра­ту­ре ста­ка­на ? Дав­ле­ние и плот­ность на­сы­щен­но­го во­дя­но­го пара при раз­лич­ной тем­пе­ра­ту­ре по­ка­за­но в таблице:

 

7

9

11

12

13

14

15

16

19

21

23

25

27

29

40

60

10

11

13

14

15

16

17

18

22

25

28

32

36

40

74

200

7,7

8,8

10,0

10,7

11,4

12,11

12,8

13,6

16,3

18,4

20,6

23,0

25,8

28,7

51,2

130,5


9
Задание 27 № 2935

В экс­пе­ри­мен­те установлено, что при тем­пе­ра­ту­ре воз­ду­ха в ком­на­те на стен­ке ста­ка­на с хо­лод­ной водой на­чи­на­ет­ся кон­ден­са­ция паров воды из воздуха, если сни­зить тем­пе­ра­ту­ру ста­ка­на до . По ре­зуль­та­там этих экс­пе­ри­мен­тов опре­де­ли­те от­но­си­тель­ную влаж­ность воздуха. Для ре­ше­ния за­да­чи вос­поль­зуй­тесь таблицей. Из­ме­нит­ся ли от­но­си­тель­ная влаж­ность при по­вы­ше­нии тем­пе­ра­ту­ры воз­ду­ха в комнате, если кон­ден­са­ция паров воды из воз­ду­ха будет на­чи­на­ет­ся при той же тем­пе­ра­ту­ре ста­ка­на ? Дав­ле­ние и плот­ность на­сы­щен­но­го во­дя­но­го пара при раз­лич­ной тем­пе­ра­ту­ре по­ка­за­но в таблице:

 

7

9

11

12

13

14

15

16

19

21

23

25

27

29

40

60

10

11

13

14

15

16

17

18

22

25

28

32

36

40

74

200

7,7

8,8

10,0

10,7

11,4

12,11

12,8

13,6

16,3

18,4

20,6

23,0

25,8

28,7

51,2

130,5


10
Задание 27 № 2936

В экс­пе­ри­мен­те установлено, что при тем­пе­ра­ту­ре воз­ду­ха в ком­на­те на стен­ке ста­ка­на с хо­лод­ной водой на­чи­на­ет­ся кон­ден­са­ция паров воды из воздуха, если сни­зить тем­пе­ра­ту­ру ста­ка­на до . По ре­зуль­та­там этих экс­пе­ри­мен­тов опре­де­ли­те аб­со­лют­ную и от­но­си­тель­ную влаж­ность воздуха. Для ре­ше­ния за­да­чи вос­поль­зуй­тесь таблицей. Поясните, по­че­му кон­ден­са­ция паров воды в воз­ду­хе может на­чи­нать­ся при раз­лич­ных зна­че­ни­ях температуры. Дав­ле­ние и плот­ность на­сы­щен­но­го во­дя­но­го пара при раз­лич­ной тем­пе­ра­ту­ре по­ка­за­но в таблице:

 

7

9

11

12

13

14

15

16

19

21

23

25

27

29

40

60

10

11

13

14

15

16

17

18

22

25

28

32

36

40

74

200

7,7

8,8

10,0

10,7

11,4

12,11

12,8

13,6

16,3

18,4

20,6

23,0

25,8

28,7

51,2

130,5


11
Задание 27 № 2937

В экс­пе­ри­мен­те установлено, что при тем­пе­ра­ту­ре воз­ду­ха в ком­на­те на стен­ке ста­ка­на с хо­лод­ной водой на­чи­на­ет­ся кон­ден­са­ция паров воды из воздуха, если сни­зить тем­пе­ра­ту­ру ста­ка­на до . По ре­зуль­та­там этих экс­пе­ри­мен­тов опре­де­ли­те от­но­си­тель­ную влаж­ность воздуха. Для ре­ше­ния за­да­чи вос­поль­зуй­тесь таблицей. Из­ме­нит­ся ли от­но­си­тель­ная влаж­ность при по­вы­ше­нии тем­пе­ра­ту­ры воз­ду­ха в комнате, если кон­ден­са­ция паров воды из воз­ду­ха будет на­чи­на­ет­ся при той же тем­пе­ра­ту­ре ста­ка­на ? Дав­ле­ние и плот­ность на­сы­щен­но­го во­дя­но­го пара при раз­лич­ной тем­пе­ра­ту­ре по­ка­за­но в таблице:

 

7

9

11

12

13

14

15

16

19

21

23

25

27

29

40

60

10

11

13

14

15

16

17

18

22

25

28

32

36

40

74

200

7,7

8,8

10,0

10,7

11,4

12,11

12,8

13,6

16,3

18,4

20,6

23,0

25,8

28,7

51,2

130,5


12
Задание 27 № 2938

В экс­пе­ри­мен­те установлено, что при тем­пе­ра­ту­ре воз­ду­ха в ком­на­те на стен­ке ста­ка­на с хо­лод­ной водой на­чи­на­ет­ся кон­ден­са­ция паров воды из воздуха, если сни­зить тем­пе­ра­ту­ру ста­ка­на до . По ре­зуль­та­там этих экс­пе­ри­мен­тов опре­де­ли­те от­но­си­тель­ную влаж­ность воздуха. Для ре­ше­ния за­да­чи вос­поль­зуй­тесь таблицей. Из­ме­нит­ся ли от­но­си­тель­ная влаж­ность при по­вы­ше­нии тем­пе­ра­ту­ры воз­ду­ха в комнате, если кон­ден­са­ция паров воды из воз­ду­ха будет на­чи­на­ет­ся при той же тем­пе­ра­ту­ре ста­ка­на ? Дав­ле­ние и плот­ность на­сы­щен­но­го во­дя­но­го пара при раз­лич­ной тем­пе­ра­ту­ре по­ка­за­но в таблице:

 

7

9

11

12

13

14

15

16

19

21

23

25

27

29

40

60

10

11

13

14

15

16

17

18

22

25

28

32

36

40

74

200

7,7

8,8

10,0

10,7

11,4

12,11

12,8

13,6

16,3

18,4

20,6

23,0

25,8

28,7

51,2

130,5

Решение ·

13
Задание 27 № 3066

В цилиндрическом сосуде под поршнем длительное время находятся вода и ее пар. Поршень начинают выдвигать из сосуда. При этом температура воды и пара остается неизменной. Как будет меняться при этом масса жидкости в сосуде? Ответ поясните, указав, какие физические закономерности вы использовали для объяснения.

Решение ·

14
Задание 27 № 3662

«Жизнь сосулек». Во время оттепели, когда влажность воздуха высока, из-под слоя снега на крыше дома капает вода, замерзающая на карнизе крыши в виде быстро растущих сосулек. Когда оттепель кончается, сосульки перестают расти и в мороз медленно меняют свою форму: они становятся всё тоньше, а их концы заостряются. Объясните, основываясь на известных физических законах и закономерностях, процессы, происходящие с сосульками на протяжении их «жизни».


15
Задание 27 № 3668

В сельской местности люди обычно живут в деревянных домах. Трубы, по которым в дом подаётся из уличного водопровода холодная вода, имеющая температуру 8—10° С, опытные хозяева теплоизолируют и защищают от влаги, оборачивая влагостойкими материалами с низкой теплопроводностью. Это, наряду с проветриванием, позволяет уменьшить сырость в доме. Объясните, опираясь на известные физические законы, зачем это делается и почему описанные процедуры уменьшают сырость.


16
Задание 27 № 3674

В герметичную банку, сделанную из очень тонкой жести и снабженную наверху завинчивающейся крышкой, налили немного воды (заполнив малую часть банки) при комнатной температуре и поставили на газовую плиту, на огонь, не закрывая крышку. Через некоторое время, когда почти вся вода выкипела, банку сняли с огня, сразу же плотно завинтили крышку и облили банку холодной водой. Опишите физические явления, которые происходили на различных этапах этого опыта, а также предскажите и объясните его результат.


17
Задание 27 № 3680

Летом в ясную по­го­ду над по­ля­ми и ле­са­ми к се­ре­ди­не дня часто об­ра­зу­ют­ся кучевые облака, ниж­няя кромка ко­то­рых находится на оди­на­ко­вой высоте. Объясните, опи­ра­ясь на из­вест­ные вам за­ко­ны и закономерности, фи­зи­че­ские процессы, ко­то­рые приводят к этому.


18
Задание 27 № 3812

В стеклянном цилиндре под поршнем при комнатной температуре находится только водяной пар. Первоначальное состояние системы показано точкой на -диаграмме. Медленно перемещая поршень, объём под поршнем изотермически уменьшают от до . Когда объём достигает значения , на внутренней стороне стенок цилиндра выпадает роса. Постройте график зависимости давления в цилиндре от объёма на отрезке от до . Укажите, какими закономерностями Вы при этом воспользовались.

Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2013 по физике.

19
Задание 27 № 4106

Известно, что сжиженные газы с низкими температурами кипения при нормальном давлении (например, метан, азот, кислород, водород, гелий) нельзя хранить в герметично закрытых сосудах, даже если они имеют хорошую теплоизоляцию. При хранении в открытых теплоизолированных сосудах, сообщающихся с атмосферой, потери таких газов на испарение, отнесённые к единице объёма жидкости, тем меньше, чем больше объём сосуда.

Объясните причины вышеизложенного, основываясь на известных физических законах и закономерностях.

Источник: МИОО: Ди­а­гно­стич­ская работа по фи­зи­ке 17.12.2012 ва­ри­ант 1.

20
Задание 27 № 4148

В цилиндре под поршнем при комнатной температуре t0 долгое время находится только вода и её пар. Масса жидкости в два раза больше массы пара. Первоначальное состояние системы показано точкой на pV-диаграмме. Медленно перемещая поршень, объём V под поршнем изотермически увеличивают от V0 до 6V0. Постройте график зависимости давления p в цилиндре от объёма V на отрезке от V0 до 6V0. Укажите, какими закономерностями вы при этом воспользовались.


21
Задание 27 № 4157

Известно, что сжиженные газы с низкими температурами кипения при нормальном давлении (например, метан, азот, кислород, водород, гелий) хранят в открытых теплоизолированных сосудах, сообщающихся с атмосферой. При таком хранении потери на испарение, отнесённые к единице массы сжиженного газа, уменьшаются при увеличении объёма сосуда.

Объясните причины вышеизложенного, основываясь на известных физических законах и закономерностях.


22
Задание 27 № 4215

Зимой по краям за­сне­жен­ных на­клон­ных крыш домов часто об­ра­зу­ют­ся сосульки, ко­то­рые при не слиш­ком мо­роз­ной по­го­де быст­ро рас­тут и могут со­рвать­ся и упасть, пред­став­ляя боль­шую опас­ность для про­хо­дя­щих внизу людей. На кры­шах мно­гих со­вре­мен­ных за­го­род­ных домов сосульки, однако, не об­ра­зу­ют­ся бла­го­да­ря спе­ци­аль­ной кон­струк­ции этих крыш: они двухслойные, и между верх­ним и ниж­ним сло­я­ми име­ет­ся зазор, в ко­то­ром воз­дух может сво­бод­но цир­ку­ли­ро­вать и вы­хо­дить наружу. Объясните, ос­но­вы­ва­ясь на из­вест­ных фи­зи­че­ских за­ко­нах и закономерностях, при­чи­ну об­ра­зо­ва­ния со­су­лек в пер­вом слу­чае и их от­сут­ствие во вто­ром случае.

Источник: МИОО: Ди­а­гно­сти­че­ская работа по фи­зи­ке 21.03.2013 ва­ри­ант ФИ1401.

23
Задание 27 № 4366

Зимой школьник решил поставить опыт: полностью заполнил две тонкие пластиковые бутылки с практически нерастяжимыми стенками горячей водой (почти кипятком), потом из одной вылил воду, сразу же обе плотно закрыл крышками и выставил бутылки на мороз на всю ночь. В результате одна бутылка лопнула, а другая сплющилась. Объясните, основываясь на известных физических законах и закономерностях, какая из бутылок лопнула и почему.

Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная работа по фи­зи­ке 11.04.2013 ва­ри­ант ФИ1501.

24
Задание 27 № 4401

Зимой школьник решил поставить опыт: налил в две тонкие пластиковые бутылки с практически нерастяжимыми стенками горячую воду (почти кипяток) до самого горлышка, одну плотно закрыл крышкой, а из другой сначала вылил воду и потом сразу же плотно закрыл крышкой, и выставил обе бутылки на мороз на всю ночь. В результате одна бутылка лопнула, а другая сплющилась. Объясните, основываясь на известных физических законах и закономерностях, какая из бутылок сплющилась и почему.

Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная работа по фи­зи­ке 11.04.2013 ва­ри­ант ФИ1502.
Решение ·

25
Задание 27 № 4753

Две пор­ции одного и того же иде­аль­но­го газа на­гре­ва­ют­ся в со­су­дах одинакового объёма. Гра­фи­ки процессов пред­став­ле­ны на рисунке. По­че­му изохора I лежит выше изо­хо­ры II? Ответ поясните, указав, какие фи­зи­че­ские закономерности Вы ис­поль­зо­ва­ли для объяснения.

Источник: ЕГЭ по физике 06.06.2013. Ос­нов­ная волна. Сибирь. Ва­ри­ант 1.

26
Задание 27 № 4788

На ри­сун­ке изображены гра­фи­ки двух процессов, проведённых с иде­аль­ным газом при одном и том же давлении. Гра­фи­ки процессов пред­став­ле­ны на рисунке. По­че­му изобара I лежит выше изо­ба­ры II? Ответ поясните, указав, какие фи­зи­че­ские закономерности Вы ис­поль­зо­ва­ли для объяснения.

Источник: ЕГЭ по физике 06.06.2013. Ос­нов­ная волна. Сибирь. Ва­ри­ант 2.

27
Задание 27 № 4823

На ри­сун­ке изображены гра­фи­ки двух процессов, проведённых с иде­аль­ным газом при одном и том же давлении. Гра­фи­ки процессов пред­став­ле­ны на рисунке. По­че­му изобара I лежит выше изо­ба­ры II? Ответ поясните, указав, какие фи­зи­че­ские закономерности Вы ис­поль­зо­ва­ли для объяснения.

Источник: ЕГЭ по физике 06.06.2013. Ос­нов­ная волна. Сибирь. Ва­ри­ант 3.

28
Задание 27 № 4928

Две пор­ции од­но­го и того же иде­аль­но­го газа изо­тер­ми­че­ски рас­ши­ря­ют­ся при одной и той же температуре. Изо­тер­мы пред­став­ле­ны на рисунке. По­че­му изо­тер­ма I лежит выше изо­тер­мы II? Ответ поясните, указав, какие фи­зи­че­ские за­ко­но­мер­но­сти Вы ис­поль­зо­ва­ли для объяснения.

Источник: ЕГЭ по физике 06.06.2013. Ос­нов­ная волна. Сибирь. Ва­ри­ант 6.

29
Задание 27 № 5981

Сейчас люди на празд­ни­ки стали часто за­пус­кать в небо ки­тай­ские фонарики, пред­став­ля­ю­щие собой лёгкие бу­маж­ные мешки с от­вер­сти­ем внизу, в ко­то­ром на про­во­лоч­ном кар­ка­се кре­пит­ся кусок по­ри­сто­го материала, про­пи­тан­но­го горючим. После его под­жи­га­ния фо­на­рик под­ни­ма­ет­ся в небо на боль­шую высоту, а потом может при­зем­лить­ся вдали от точки старта. В городе, в лесу и при силь­ном ветре за­пус­кать фо­на­ри­ки опасно!

Опишите, ос­но­вы­ва­ясь на из­вест­ных фи­зи­че­ских за­ко­нах и закономерностях, процессы, про­ис­хо­дя­щие в те­че­ние всех фаз полёта та­ко­го фонарика. В чём при­чи­на опасности, о ко­то­рой го­во­ри­лось выше?

Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная работа по фи­зи­ке 14.02.2014 ва­ри­ант ФИ10401.

30
Задание 27 № 6016

Сейчас люди на празд­ни­ки стали часто за­пус­кать ки­тай­ские фонарики, пред­став­ля­ю­щие собой лёгкие бу­маж­ные мешки с от­вер­сти­ем внизу, в ко­то­ром на про­во­лоч­ном кар­ка­се кре­пит­ся кусок по­ри­сто­го материала, про­пи­тан­но­го горючим. Опишите, ос­но­вы­ва­ясь на из­вест­ных фи­зи­че­ских за­ко­нах и закономерностях, что будет про­ис­хо­дить с фо­на­ри­ком после под­жи­га­ния горючего. Ука­жи­те опасности, свя­зан­ные с за­пус­ком фонарика.

Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная работа по фи­зи­ке 14.02.2014 ва­ри­ант ФИ10402.

31
Задание 27 № 6747

В го­ри­зон­таль­ном сосуде, за­кры­том поршнем, на­хо­дит­ся разреженный газ. Мак­си­маль­ная сила тре­ния между порш­нем и стен­ка­ми сосуда со­став­ля­ет Fтр.макс, а пло­щадь поршня равна S. На -диаграмме показано, как из­ме­ня­лись давление и тем­пе­ра­ту­ра разреженного газа в про­цес­се его нагревания. Как из­ме­нял­ся объём газа (увеличивался, умень­шал­ся или же оста­вал­ся неизменным) на участ­ках 1−2 и 2−3? Объ­яс­ни­те причины та­ко­го изменения объёма газа в про­цес­се его нагревания, указав, какие фи­зи­че­ские явления и за­ко­но­мер­но­сти вы ис­поль­зо­ва­ли для объяснения.

Источник: СтатГрад: Ди­а­гно­сти­че­ская ра­бо­та по фи­зи­ке 06.02.2015 Ва­ри­ант ФИ10401.

32
Задание 27 № 6780

В вер­ти­каль­ном цилиндрическом со­су­де под порш­нем находится воздух, во­дя­ной пар и капли воды на стен­ках сосуда. Пор­шень начинают мед­лен­но поднимать, уве­ли­чи­вая объём сосуда. В се­ре­ди­не процесса подъёма порш­ня капли воды в со­су­де исчезают, тем­пе­ра­ту­ра пара оста­ет­ся неизменной в те­че­ние всего про­цес­са подъёма поршня. Затем сосуд с паром на­гре­ва­ют при не­из­мен­ном положении поршня. Как будет ме­нять­ся при этих про­цес­сах влажность воз­ду­ха в сосуде? Ответ поясните, ука­зав какие фи­зи­че­ские явления и за­ко­но­мер­но­сти вы ис­поль­зо­ва­ли для объяснения.

Источник: СтатГрад: Ди­а­гно­сти­че­ская ра­бо­та по фи­зи­ке 06.02.2015 Ва­ри­ант ФИ10402.

33
Задание 27 № 6836

Высоко в горах в хо­ро­шую по­го­ду при низ­кой тем­пе­ра­ту­ре воз­ду­ха по­верх­ность снега на ярком солн­це по­сте­пен­но по­кры­ва­ет­ся слоем «снежных цветов», со­сто­я­щих из боль­ших ле­дя­ных кристаллов-снежинок (см. рис.). Такое яв­ле­ние на­блю­да­ет­ся толь­ко тогда, когда снег очень чистый. Каким об­ра­зом и по­че­му это происходит?

Ответ поясните, указав, какие фи­зи­че­ские яв­ле­ния и за­ко­ны Вы ис­поль­зо­ва­ли для объяснения.

Источник: СтатГрад: Ди­а­гно­сти­че­ская ра­бо­та по фи­зи­ке 12.03.2015 Ва­ри­ант ФИ10901.

34
Задание 27 № 6869

Высоко в горах в хо­ро­шую по­го­ду при низ­кой тем­пе­ра­ту­ре воз­ду­ха по­верх­ность снега на ярком солн­це по­сте­пен­но по­кры­ва­ет­ся слоем «снежных цветов», со­сто­я­щих из боль­ших ле­дя­ных кристаллов-снежинок (см. рис.). Такое яв­ле­ние на­блю­да­ет­ся толь­ко тогда, когда снег очень чистый. Каким об­ра­зом и по­че­му это происходит?

Ответ поясните, указав, какие фи­зи­че­ские яв­ле­ния и за­ко­ны Вы ис­поль­зо­ва­ли для объяснения.

Источник: СтатГрад: Ди­а­гно­сти­че­ская ра­бо­та по фи­зи­ке 12.03.2015 Ва­ри­ант ФИ10902.

35
Задание 27 № 6941

В какое время года — зим­нее или лет­нее — остав­лен­ные дома на столе куски хлеба быст­рее зачерствеют, а в какое доль­ше оста­нут­ся мягкими, но при этом заплесневеют? Ответ поясните, указав, какие фи­зи­че­ские яв­ле­ния и за­ко­ны Вы ис­поль­зо­ва­ли для объяснения.

Источник: СтатГрад: Тренировочная ра­бо­та по фи­зи­ке 14.04.2015 Ва­ри­ант ФИ10601

36
Задание 27 № 6973

Иван Ива­но­вич в свой день рож­де­ния на­ре­зал хлеб на куски и оста­вил их дома на столе, ничем не прикрывая. Через не­ко­то­рое (не очень большое) время выяснилось, что хлеб остал­ся мягким, но при этом заплесневел. Иван Ива­но­вич точно помнил, что ровно пол­го­да назад, когда он так же оста­вил на столе на­ре­зан­ный хлеб, куски быст­ро зачерствели, но пле­се­нью не покрылись.

В какое время года – летом или зимой – ро­дил­ся Иван Иванович?

Ответ поясните, указав, какие фи­зи­че­ские яв­ле­ния и за­ко­ны Вы ис­поль­зо­ва­ли для объяснения.

Источник: СтатГрад: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по фи­зи­ке 14.04.2015 Ва­ри­ант ФИ10602

37
Задание 27 № 7164

Три одинаковых сосуда, содержащих разреженный газ, соединены друг с другом трубками малого диаметра: первый сосуд — со вторым, второй — с третьим. Первоначально давление газа в сосудах было равно соответственно р, 3р и р. В ходе опыта сначала открыли и закрыли кран, соединяющий второй и третий сосуды, а затем открыли и закрыли кран, соединяющий первый сосуд со вторым. Как изменилось в итоге (уменьшилось, увеличилось или осталось неизменным) количество газа в первом сосуде? (Температура газа оставалась в течение всего опыта неизменной.)


38
Задание 27 № 7715

В сосуде, за­кры­том поршнем, на­хо­дит­ся при ком­нат­ной тем­пе­ра­ту­ре воздух, от­но­си­тель­ная влаж­ность ко­то­ро­го равна 50%, а масса пара равна m. Пор­шень мед­лен­но вдви­га­ют в сосуд, умень­шая его объём в 8 раз, при по­сто­ян­ной температуре. На­ри­суй­те гра­фик за­ви­си­мо­сти массы пара в со­су­де в этом про­цес­се от объёма сосуда.

Источник: СтатГрад: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по физике 22.03.2016 Ва­ри­ант ФИ10403

39
Задание 27 № 7747

В сосуде, за­кры­том поршнем, на­хо­дит­ся при ком­нат­ной тем­пе­ра­ту­ре воздух, от­но­си­тель­ная влаж­ность ко­то­ро­го равна 50%, а масса пара равна m. Пор­шень мед­лен­но вдви­га­ют в сосуд, умень­шая его объём в 8 раз, при по­сто­ян­ной температуре. На­ри­суй­те гра­фик за­ви­си­мо­сти массы воды, скон­ден­си­ро­вав­шей­ся в этом процессе, от объёма сосуда.

Источник: СтатГрад: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по фи­зи­ке 22.03.2016 Ва­ри­ант ФИ10404

40
Задание 27 № 7804

Школьник в сто­ло­вой по­ста­вил та­рел­ку с го­ря­чим супом на стол, ко­то­рый был слег­ка наклонён и ока­зал­ся мок­рым из-за про­ли­то­го кем-то чая. Под дном та­рел­ки оста­лось не­мно­го воздуха.

Та­рел­ка с супом по­сто­я­ла на месте не­ко­то­рое время, а потом со­скольз­ну­ла до края стола, упала на пол и разбилась. Пе­ре­чис­ли­те и объ­яс­ни­те фи­зи­че­ские яв­ле­ния и закономерности, ко­то­рые при­ве­ли к та­ко­му результату.

Источник: СтатГрад: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по фи­зи­ке 29.04.2016 Ва­ри­ант ФИ10503

41
Задание 27 № 7836

Школьник в сто­ло­вой по­ста­вил та­рел­ку с го­ря­чим супом на стол, ко­то­рый был слег­ка наклонён и ока­зал­ся мок­рым из-за про­ли­то­го кем-то чая. Под дном та­рел­ки оста­лось не­мно­го воздуха.

Тарелка с супом по­сто­я­ла на месте не­ко­то­рое время, а потом со­скольз­ну­ла до края стола, упала на пол и разбилась. Пе­ре­чис­ли­те и объ­яс­ни­те фи­зи­че­ские яв­ле­ния и закономерности, ко­то­рые при­ве­ли к та­ко­му результату.

Источник: СтатГрад: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по фи­зи­ке 29.04.2016 Ва­ри­ант ФИ10504

42
Задание 27 № 7908

Для каждого из участков определите, отдавал или принимал теплоту газ. Масса и состав газа оставались постоянными.

Источник: ЕГЭ 20.06.2016 по физике. Основная волна

43
Задание 27 № 8022

Постоянное количество одноатомного идеального газа участвует в процессе, график которого изображён на рисунке в координатах p – n, где p — давление газа, n — его концентрация. Определите, получает газ теплоту или отдаёт в процессах 1–2 и 2–3. Ответ поясните, опираясь на законы молекулярной физики и термодинамики.

Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ЕГЭ—2017 по физике.

44
Задание 27 № 8958

Каким образом зависит от температуры удельная теплота испарения жидкостей: она увеличивается, остаётся неизменной или уменьшается с ростом температуры? Ответ поясните на основании известных явлений и закономерностей, касающихся поведения жидкостей и их паров в зависимости от температуры.

Источник: Тренировочная работа по физике 21.03.2017, вариант ФИ10403

45
Задание 27 № 9009

Каким образом зависит от температуры удельная теплота испарения жидкостей: она увеличивается, остаётся неизменной или уменьшается при понижении температуры? Ответ поясните на основании известных явлений и закономерностей, касающихся поведения жидкостей и их паров в зависимости от температуры.

Источник: Тренировочная работа по физике 21.03.2017, вариант ФИ10404

46
Задание 27 № 9071

Каким образом возникает газовый разряд и свечение в стеклянных трубках с достаточно разреженными газами при подаче на электроды в трубках высокого напряжения? Какие частицы (ионы или электроны) играют основную роль в обеспечении ионизации газа? Оцените, во сколько раз отличаются кинетические энергии электронов и ионов атомарного водорода (протонов) после их ускорения в электрическом поле. Ответ поясните на основании известных законов механики и электродинамики.

Источник: Тренировочная работа по физике 28.04.2017, вариант ФИ10503

47
Задание 27 № 9102

Недавно в теленовостях показывали, как во время урагана на Дальнем Востоке ветер срывает двускатную крышу с пятиэтажного дома, который стоит поперёк направления ветра. Вначале край крыши с подветренной стороны слегка приподнимается над чердаком, а потом вся крыша поворачивается вокруг другой стороны и улетает. Перечислите и объясните физические явления и закономерности, которые привели к подобному результату.

Источник: Тренировочная работа по физике 12.10.2016, вариант ФИ10103

48
Задание 27 № 9133

Часто в деревнях, находящихся на открытых местах, на пригорках, во время ураганных ветров с деревянных домов срывает двускатные крыши, особенно с тех, у которых не были плотно закрыты чердачные оконца. Вначале крыша с подветренной стороны, если на ней есть чердак с окном, слегка приподнимается над домом, а потом вся крыша поворачивается, встаёт поперёк ветра и улетает. Перечислите и объясните физические явления и закономерности, которые приводят к подобному результату.

Источник: Тренировочная работа по физике 12.10.2016, вариант ФИ10104
Справка: Ускорение

3.1. Равнопеременное движение по прямой.

3.1.1. Равнопеременное движение по прямой — движение по прямой с постоянным по модулю и направлению ускорением:

3.1.2. Ускорение () — физическая векторная величина, показывающая, на сколько изменится скорость за 1 с.

В векторном виде:

 

 

где  — начальная скорость тела,  — скорость тела в момент времени t.

В проекции на ось Ox:

 

 

где  — проекция начальной скорости на ось Ox,  — проекция скорости тела на ось Ox в момент времени t.

Знаки проекций зависят от направления векторов и оси Ox.

 

 

 

 

 

 

 

3.1.3. График проекции ускорения от времени.

При равнопеременном движении ускорение постоянно, поэтому будет представлять собой прямые линии, параллельные оси времени (см. рис.):

 

Значение ускорения: чем дальше от оси времени лежит прямая, тем больше модуль ускорения

3.1.4. Скорость при равнопеременном движении.

В векторном виде:

 

 

В проекции на ось Ox:

 

 

Для равноускоренного движения:

 

 

Для равнозамедленного движения:

 

 

3.1.5. График проекции скорости в зависимости от времени.

График проекции скорости от времени — прямая линия.

 

 

Направление движения: если график (или часть его) находятся над осью времени, то тело движется в положительном направлении оси Ox.

Значение ускорения: чем больше тангенс угла наклона (чем круче поднимается вверх или опускает вниз), тем больше модуль ускорения; где  — изменение скорости за время

Пересечение с осью времени: если график пересекает ось времени, то до точки пересечения тело тормозило (равнозамедленное движение), а после точки пересечения начало разгоняться в противоположную сторону (равноускоренное движение).

 

3.1.6. Геометрический смысл площади под графиком в осях

Площадь под графиком, когда на оси Oy отложена скорость, а на оси Ox — время — это путь, пройденный телом.

 

 

На рис. 3.5 нарисован случай равноускоренного движения. Путь в данном случае будет равен площади трапеции:

 

 

(3.9)

3.1.7. Формулы для расчета пути

 

Равноускоренное движение

Равнозамедленное движение

(3.10) (3.12)
(3.11) (3.13)
(3.14)

 

Все формулы, представленные в таблице, работают только при сохранении направления движения, то есть до пересечения прямой с осью времени на графике зависимости проекции скорости от времени.

Если же пересечение произошло, то движение проще разбить на два этапа:

до пересечения (торможение):

 

 

 

После пересечения (разгон, движение в обратную сторону)

 

 

 

 

 

 

В формулах выше — время от начала движения до пересечения с осью времени (время до остановки),  — путь, который прошло тело от начала движения до пересечения с осью времени,  — время, прошедшее с момента пересечения оси времени до данного момента t,  — путь, который прошло тело в обратном направлении за время, прошедшее с момента пересечения оси времени до данного момента t,  — модуль вектора перемещения за все время движения, L — путь, пройденный телом за все время движения.

 

3.1.8. Перемещение за -ую секунду.

За время тело пройдет путь:

 

 

За время тело пройдет путь:

 

 

Тогда за -ый промежуток тело пройдет путь:

 

 

 

За промежуток можно принимать любой отрезок времени. Чаще всего с.

Если то

 

 

Тогда за 1-ую секунду тело проходит путь:

 

 

За 2-ую секунду:

 

 

За 3-ю секунду:

 

 

и т. д.

Если внимательно посмотрим, то увидим, что и т. д.

 

Таким образом, приходим к формуле:

 

 

Словами: пути, проходимые телом за последовательные промежутки времени соотносятся между собой как ряд нечетных чисел, и это не зависит от того, с каким ускорением движется тело. Подчеркнем, что это соотношение справедливо при

3.1.9. Уравнение координаты тела при равнопеременном движении

Уравнение координаты

 

 

Знаки проекций начальной скорости и ускорения зависят от взаимного расположения соответствующих векторов и оси Ox.

Для решения задач к уравнению необходимо добавлять уравнение изменения проекции скорости на ось:

 

 

3.2. Графики кинематических величин при прямолинейном движении

 

3.3. Свободное падение тела

Под свободным падением подразумевается следующая физическая модель:

1) Падение происходит под действием силы тяжести:

2) Сопротивление воздуха отсутствует (в задачах иногда пишут «сопротивлением воздуха пренебречь»);

3) Все тела, независимо от массы падают с одинаковым ускорением (иногда добавляют — «независимо от формы тела», но мы рассматриваем движение только материальной точки, поэтому форма тела уже не учитывается);

4) Ускорение свободного падения направлено строго вниз и на поверхности Земли равно (в задачах часто принимаем для удобства подсчетов);

3.3.1. Уравнения движения в проекции на ось Oy

В отличии от движения по горизонтальной прямой, когда далеко не всех задач происходит смена направления движения, при свободном падении лучше всего сразу пользоваться уравнениями, записанными в проекциях на ось Oy.

Уравнение координаты тела:

 

 

Уравнение проекции скорости:

 

 

Как правило, в задачах удобно выбрать ось Oy следующим образом:

Ось Oy направлена вертикально вверх;

Начало координат совпадает с уровнем Земли или самой нижней точкой траектории.

При таком выборе уравнения и перепишутся в следующем виде:

 

 

 

3.4. Движение в плоскости Oxy.

 

Мы рассмотрели движение тела с ускорением вдоль прямой. Однако этим равнопеременное движение не ограничивается. Например, тело, брошенное под углом к горизонту. В таких задачах необходимо учитывать движение сразу по двум осям:

 

 

Или в векторном виде:

 

 

И изменение проекции скорости на обе оси:

 

 

3.5. Применение понятия производной и интеграла

Мы не будем приводить здесь подробное определение производной и интеграла. Для решения задач нам понадобятся лишь небольшой набор формул.

Производная:

 

 

 

 

где A, B и то есть постоянные величины.

Интеграл:

 

 

 

 

Теперь посмотрим, как понятие производной и интеграла применимо к физическим величинам. В математике производная обозначается «'», в физике производная по времени обозначается «∙» над функцией.

Скорость:

 

 

то есть скорость является производной от радиус-вектора.

Для проекции скорости:

 

 

 

Ускорение:

 

 

то есть ускорение является производной от скорости.

Для проекции ускорения:

 

 

Таким образом, если известен закон движения то легко можем найти и скорость и ускорение тела.

Теперь воспользуемся понятием интеграла.

Скорость:

 

 

то есть, скорость можно найти как интеграл по времени от ускорения.

 

 

Радиус-вектор:

 

 

то есть, радиус-вектор можно найти, взяв интеграл от функции скорости.

 

 

Таким образом, если известна функция то легко можем найти и скорость, и закон движения тела.

Константы в формулах определяются из начальных условий — значения и в момент времени

 

3.6. Треугольник скоростей и треугольник перемещений

3.6.1. Треугольник скоростей

В векторном виде при постоянном ускорении закон изменения скорости имеет вид (3.5):

 

 

Эта формула означает, что вектор равен векторной сумме векторов и Векторную сумму всегда можно изобразить на рисунке (см. рис.).

 

В каждой задаче, в зависимости от условий, треугольник скоростей будет иметь свой вид. Такое представление позволяет использовать при решении геометрические соображения, что часто упрощает решение задачи.

3.6.2. Треугольник перемещений

В векторном виде закон движения при постоянном ускорении имеет вид:

 

 

При решении задачи можно выбирать систему отсчета наиболее удобным образом, поэтому не теряя общности, можем выбрать систему отсчета так, что то есть начало системы координат помещаем в точку, где в начальный момент находится тело. Тогда

 

 

то есть вектор равен векторной сумме векторов и Изобразим на рисунке (см. рис.).

 

Как и в предыдущем случае в зависимости от условий треугольник перемещений будет иметь свой вид. Такое представление позволяет использовать при решении геометрические соображения, что часто упрощает решение задачи.


49
Задание 27 № 9164

В одной плоскости лежат длинный прямой проводник и кольцевой проводник, по которым текут постоянные токи (см. рисунок). Куда направлена суммарная сила, действующая на кольцевой проводник со стороны магнитного поля, создаваемого прямым проводником? Ответ поясните, опираясь на законы электродинамики.

Источник: Тренировочная работа по физике 21.12.2016, вариант ФИ10203

50
Задание 27 № 9195

В одной плоскости лежат длинный прямой проводник и кольцевой проводник, по которым текут постоянные токи (см. рисунок). Куда направлена суммарная сила, действующая на кольцевой проводник со стороны магнитного поля, создаваемого прямым проводником? Ответ поясните, опираясь на законы электродинамики.

Источник: Тренировочная работа по физике 21.12.2016, вариант ФИ10204
Решение ·

51
Задание 27 № 9226

Каким образом возникает газовый разряд и свечение в стеклянных трубках с достаточно разреженными газами при подаче на электроды в трубках высокого напряжения? Какие частицы (ионы или электроны) играют основную роль в обеспечении ионизации газа? Оцените, во сколько раз отличаются кинетические энергии электронов и ионов гелия после их ускорения в электрическом поле (считайте, что при ионизации атом гелия теряет один электрон). Ответ поясните на основании известных законов механики и электродинамики.

Источник: Тренировочная работа по физике 28.04.2017, вариант ФИ10504

Пройти тестирование по этим заданиям



     О проекте · Редакция

© Гущин Д. Д., 2011—2017


СПб ГУТ! С! Ф! У!