Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д32 C3 № 2994
i

По глад­кой го­ри­зон­таль­ной на­прав­ля­ю­щей дли­ной 2l сколь­зит бу­син­ка с по­ло­жи­тель­ным за­ря­дом Q боль­ше 0 и мас­сой m. На кон­цах на­прав­ля­ю­щей на­хо­дят­ся по­ло­жи­тель­ные за­ря­ды q боль­ше 0 (см. рис.). Бу­син­ка со­вер­ша­ет малые ко­ле­ба­ния от­но­си­тель­но по­ло­же­ния рав­но­ве­сия, пе­ри­од ко­то­рых равен Т.

 

 

Чему будет равен пе­ри­од ко­ле­ба­ний бу­син­ки, если ее заряд уве­ли­чить в 2 раза?

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

При не­боль­шом сме­ще­нии x  левая круг­лая скоб­ка |x|\ll l пра­вая круг­лая скоб­ка бу­син­ки от по­ло­же­ния рав­но­ве­сия на нее дей­ству­ют силы, ко­то­рые по за­ко­ну Ку­ло­на равны F_1=k дробь: чис­ли­тель: qQ, зна­ме­на­тель: левая круг­лая скоб­ка l плюс x пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те конец дроби и F_1=k дробь: чис­ли­тель: qQ, зна­ме­на­тель: левая круг­лая скоб­ка l минус x пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те конец дроби

Рав­но­дей­ству­ю­щая этих сил  \vecF=\vecF_1 плюс \vecF_2 на­прав­ле­на к точке рав­но­ве­сия и яв­ля­ет­ся воз­вра­ща­ю­щей силой. В про­ек­ции на ось х по­лу­ча­ем:

F_x=k дробь: чис­ли­тель: qQ, зна­ме­на­тель: левая круг­лая скоб­ка l плюс x пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те конец дроби минус k дробь: чис­ли­тель: qQ, зна­ме­на­тель: левая круг­лая скоб­ка l минус x пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те конец дроби =kqQ дробь: чис­ли­тель: левая круг­лая скоб­ка l минус x пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те минус левая круг­лая скоб­ка l плюс x пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: левая круг­лая скоб­ка l плюс x пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те левая круг­лая скоб­ка l минус x пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те конец дроби =
= минус kqQ дробь: чис­ли­тель: 4lx, зна­ме­на­тель: левая круг­лая скоб­ка l плюс x пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те левая круг­лая скоб­ка l минус x пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те конец дроби = минус kqQ дробь: чис­ли­тель: 4lx, зна­ме­на­тель: левая круг­лая скоб­ка l в квад­ра­те минус x в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те конец дроби \approx минус k дробь: чис­ли­тель: 4qQ, зна­ме­на­тель: l в кубе конец дроби x,

про­пор­ци­о­наль­ная сме­ще­нию х, так как ве­ли­чи­ну x в квад­ра­те можно счи­тать близ­кой к нулю по срав­не­нию с l.

Уско­ре­ние бу­син­ки, в со­от­вет­ствии со вто­рым за­ко­ном Нью­то­на,  \vecF=m \veca или ma= минус k дробь: чис­ли­тель: 4qQ, зна­ме­на­тель: l в кубе конец дроби x, про­пор­ци­о­наль­но сме­ще­нию х с ко­эф­фи­ци­ен­том про­пор­ци­о­наль­но­сти K=k дробь: чис­ли­тель: 4qQ, зна­ме­на­тель: l в кубе конец дроби . При такой за­ви­си­мо­сти уско­ре­ния от сме­ще­ния бу­син­ка со­вер­ша­ет гар­мо­ни­че­ские ко­ле­ба­ния, пе­ри­од ко­то­рых T=2 Пи ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: дробь: чис­ли­тель: m, зна­ме­на­тель: K конец дроби конец ар­гу­мен­та , то есть T= Пи ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: дробь: чис­ли­тель: ml в кубе , зна­ме­на­тель: kqQ конец дроби конец ар­гу­мен­та .

При уве­ли­че­нии за­ря­да бу­син­ки в два раза Q_1=2Q пе­ри­од ко­ле­ба­ний умень­шит­ся:

 дробь: чис­ли­тель: T_1, зна­ме­на­тель: T конец дроби = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: дробь: чис­ли­тель: Q, зна­ме­на­тель: Q конец ар­гу­мен­та _1 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та конец дроби .

Таким об­ра­зом, пе­ри­од ко­ле­ба­ний бу­син­ки умень­шит­ся в  ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та раз.

 

Ответ: умень­шит­ся в  ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та раз.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оцен­ки вы­пол­не­ния за­да­ния

Баллы

При­ве­де­но пол­ное пра­виль­ное ре­ше­ние, вклю­ча­ю­щее сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

1)  верно за­пи­са­ны фор­му­лы, вы­ра­жа­ю­щие фи­зи­че­ские за­ко­ны, при­ме­не­ние ко­то­рых не­об­хо­ди­мо для ре­ше­ния за­да­чи вы­бран­ным спо­со­бом (в дан­ном ре­ше­нии — закон Ку­ло­на, вто­рой закон Нью­то­на, вза­и­мо­связь цик­ли­че­ской ча­сто­ты и пе­ри­о­да ко­ле­ба­ний, связь уско­ре­ния со сме­ще­ни­ем в гар­мо­ни­че­ских ко­ле­ба­ни­ях);

2)  про­ве­де­ны не­об­хо­ди­мые ма­те­ма­ти­че­ские пре­об­ра­зо­ва­ния и рас­че­ты, при­во­дя­щие к пра­виль­но­му чис­ло­во­му от­ве­ту, и пред­став­лен ответ (вклю­чая еди­ни­цы из­ме­ре­ния). При этом до­пус­ка­ет­ся ре­ше­ние «по ча­стям» (с про­ме­жу­точ­ны­ми вы­чис­ле­ни­я­ми).

3

Пред­став­лен­ное ре­ше­ние со­дер­жит п. 1 пол­но­го ре­ше­ния, но и имеет один из сле­ду­ю­щих не­до­стат­ков.

В не­об­хо­ди­мых ма­те­ма­ти­че­ских пре­об­ра­зо­ва­ни­ях или вы­чис­ле­ни­ях до­пу­ще­на ошиб­ка.

 

ИЛИ

Не­об­хо­ди­мые ма­те­ма­ти­че­ские пре­об­ра­зо­ва­ния и вы­чис­ле­ния ло­ги­че­ски верны, не со­дер­жат оши­бок, но не за­кон­че­ны.

 

ИЛИ

Не пред­став­ле­ны пре­об­ра­зо­ва­ния, при­во­дя­щие к от­ве­ту, но за­пи­сан пра­виль­ный чис­ло­вой ответ или ответ в общем виде.

 

ИЛИ

Ре­ше­ние со­дер­жит ошиб­ку в не­об­хо­ди­мых ма­те­ма­ти­че­ских пре­об­ра­зо­ва­ни­ях и не до­ве­де­но до чис­ло­во­го от­ве­та.

2

Пред­став­ле­ны за­пи­си, со­от­вет­ству­ю­щие од­но­му из сле­ду­ю­щих слу­ча­ев.

Пред­став­ле­ны толь­ко по­ло­же­ния и фор­му­лы, вы­ра­жа­ю­щие фи­зи­че­ские за­ко­ны, при­ме­не­ние ко­то­рых не­об­хо­ди­мо для ре­ше­ния за­да­чи, без каких-⁠либо пре­об­ра­зо­ва­ний с их ис­поль­зо­ва­ни­ем, на­прав­лен­ных на ре­ше­ние за­да­чи, и от­ве­та.

 

ИЛИ

В ре­ше­нии от­сут­ству­ет ОДНА из ис­ход­ных фор­мул, не­об­хо­ди­мая для ре­ше­ния за­да­чи (или утвер­жде­ние, ле­жа­щее в ос­но­ве ре­ше­ния), но при­сут­ству­ют ло­ги­че­ски вер­ные пре­об­ра­зо­ва­ния с име­ю­щи­ми­ся фор­му­ла­ми, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние за­да­чи.

 

ИЛИ

В ОДНОЙ из ис­ход­ных фор­мул, не­об­хо­ди­мых для ре­ше­ния за­да­чи (или утвер­жде­нии, ле­жа­щем в ос­но­ве ре­ше­ния), до­пу­ще­на ошиб­ка, но при­сут­ству­ют ло­ги­че­ски вер­ные пре­об­ра­зо­ва­ния с име­ю­щи­ми­ся фор­му­ла­ми, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние за­да­чи.

1

Все слу­чаи ре­ше­ния, ко­то­рые не со­от­вет­ству­ют вы­ше­ука­зан­ным кри­те­ри­ям вы­став­ле­ния оце­нок в 1, 2, 3 балла.

0


Аналоги к заданию № 2994: 2995 Все

Раздел кодификатора ФИПИ/Решу ЕГЭ:
Гость 09.06.2012 17:30

Под­ска­жи­те, как по­лу­чи­лась фор­му­ла для пе­ри­о­да гар­мо­ни­че­ских ко­ле­ба­ний? Спа­си­бо.

Алексей

Доб­рый день!

Вспом­ним урав­не­ние ко­ле­ба­ния груза на пру­жин­ке: ma= минус k_пружx, здесь k_пруж  —   жест­кость пру­жи­ны.

В дан­ном слу­чае, мы по­лу­чи­ли урав­не­ние: ma= минус k дробь: чис­ли­тель: 4qQ, зна­ме­на­тель: l в кубе конец дроби x

Эти урав­не­ния ма­те­ма­ти­че­ски эк­ви­ва­лент­ны: они оба озна­ча­ют, что уско­ре­ние тел про­пор­ци­о­наль­ны их ко­ор­ди­на­там, взя­тым со зна­ком минус. Урав­не­ния от­ли­ча­ют­ся толь­ко зна­че­ни­ем ко­эф­фи­ци­ен­та перед ко­ор­ди­на­той, обо­зна­чим k_заряд=k дробь: чис­ли­тель: 4qQ, зна­ме­на­тель: l в кубе конец дроби , тогда урав­не­ние за­пи­шет­ся в виде: ma= минус k_зарядx, и будет пол­но­стью ана­ло­гич­но. Оди­на­ко­вые урав­не­ния в ма­те­ма­ти­ке имеют оди­на­ко­вые ре­ше­ния. Сле­до­ва­тель­но, заряд так же, как и тело на пру­жин­ке, будет со­вер­шать гар­мо­ни­че­ские ко­ле­ба­ния. Цик­ли­че­ская ча­сто­та для гру­зи­ка на пру­жин­ке опре­де­ля­ет­ся со­от­но­ше­ни­ем \omega_0= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: дробь: чис­ли­тель: k_пруж конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: m конец дроби . Зна­чит, тут цик­ли­че­ская ча­сто­та ко­ле­ба­ний будет: \omega_0= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: дробь: чис­ли­тель: k_заряд конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: m конец дроби .

Те­перь толь­ко оста­лось вспом­нить связь пе­ри­од и цик­ли­че­ской ча­сто­ты: T= дробь: чис­ли­тель: 2 Пи , зна­ме­на­тель: \omega_0 конец дроби . Это и дает же­ла­е­мую фор­му­лу.

Гость 11.06.2012 14:51

Не со­всем по­ни­маю, как по­лу­чи­ли, что

(-4kqQlx)/(l+x)^2(l-x)^2 при­ближённо равно (-4kqQx)/l^3

Свер­нул фор­му­лу в зна­ме­на­те­ле, по­лу­чи­лось:(-4kqQlx)/(l^4-2(lx)^2+x^4).

Что вы сде­ла­ли далее? Спа­си­бо.

Алексей

Доб­рый день!

Далее от­ки­ну­ты сла­га­е­мые  минус 2l в квад­ра­те x в квад­ра­те плюс x в сте­пе­ни 4 по срав­не­нию с l в сте­пе­ни 4 , по­то­му там и стоит при­бли­жен­ное ра­вен­ство. Это стан­дарт­ный прием для при­бли­жен­ных вы­чис­ле­ний. Когда ре­аль­ные (слож­ные) ко­ле­ба­ния за­ме­ня­ют­ся на гар­мо­ни­че­ские (про­стые). Даже в слу­чае ма­те­ма­ти­че­ско­го ма­ят­ни­ка, при­бе­га­ют к этому, когда при­бе­га­ют к за­ме­не  синус \varphi\approx\varphi. В связи с этим и го­во­рят, что можно го­во­рить толь­ко о малых гар­мо­ни­че­ских ко­ле­ба­ни­ях ма­те­ма­ти­че­ско­го ма­ят­ни­ка.

Гость 28.08.2012 21:41

Здрав­ствуй­те,Алек­сей!

Ваше ре­ше­ние, ко­неч­но, верно, но оно, к со­жа­ле­нию, не­по­сред­ствен­но взято из ву­зов­ских учеб­ни­ков. В школь­ной про­грам­ме нет ни­ка­ких пра­вил при­бли­жен­ных вы­чис­ле­ний.

Тем не менее за­да­чу можно ре­шить и без этих до­воль­но слож­ных для школь­ни­ка вы­чис­ле­ний.

Рас­суж­да­ем так. В усло­вии ска­за­но, что кле­ба­ния малы. Это поз­во­ля­ет нам сде­лать вывод о то, что они гар­мо­нич­ны, и их пе­ри­од про­пор­ци­о­на­лен корню квад­рат­но­му из от­но­ше­ния массы к ко­эф­фи­ци­ен­ту ква­зи­у­пру­гой силы (это твер­жде­ние есть во всех школь­ных учеб­ни­ках).

При уве­ли­че­нии за­ря­да сред­не­го ша­ри­ка вдвое сила дей­ск­ву­ю­щая на него при том же сме­ще­нии воз­рас­тет также вдвое. Сле­до­ва­тель­но, ке­эф­фи­ци­ент ква­зи­у­пру­гой силы какже воз­рас­тет вдвое, а пе­ри­од умень­шит­ся и ко­рень из двух раз.