Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 22 № 42650
i

В со­су­де ёмко­стью V  =  2 л, воз­дух из ко­то­ро­го был от­ка­чан до вы­со­ко­го ва­ку­у­ма, раз­би­ли за­пол­нен­ную водой ам­пу­лу ёмко­стью V1  =  4 см3. Какая часть воды, со­дер­жав­шей­ся в ам­пу­ле, ис­па­ри­лась? В со­су­де под­дер­жи­ва­лась тем­пе­ра­ту­ра  16 гра­ду­совC. За­ви­си­мость дав­ле­ния на­сы­щен­но­го пара от тем­пе­ра­ту­ры пред­став­ле­на на гра­фи­ке. Объёмом воды в со­су­де можно пре­не­бречь.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

После того, как в со­су­де раз­би­ли про­бир­ку, в нем ока­за­лась вода мас­сой m_в=\rho V_п=10 в кубе умно­жить на 4 умно­жить на 10 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка минус 6 пра­вая круг­лая скоб­ка =4г. По­сколь­ку в со­су­де на­хо­дит­ся вы­со­кий ва­ку­ум, то при тем­пе­ра­ту­ре 16 °C вода за­ки­пит и пре­вра­тит­ся в пар. Если пар в со­су­де стал на­сы­щен­ным, то, со­глас­но гра­фи­ку, его дав­ле­ние долж­но быть рав­ным 20 гПа.

При тем­пе­ра­ту­ре 16 °C (289 К) со­су­де в ре­зуль­та­те ис­па­ре­ния воды ока­зал­ся пар, массу ко­то­ро­го най­дем из урав­не­ния Мен­де­ле­е­ва-Кла­пей­ро­на pV= дробь: чис­ли­тель: m, зна­ме­на­тель: M конец дроби RT при усло­вии, если бы пар стал на­сы­щен­ным:

m= дробь: чис­ли­тель: pVM, зна­ме­на­тель: RT конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 2 умно­жить на 10 в кубе умно­жить на 2 умно­жить на 10 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка минус 3 пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на 18 умно­жить на 10 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка минус 3 пра­вая круг­лая скоб­ка , зна­ме­на­тель: 8,31 умно­жить на 289 конец дроби \approx 30 умно­жить на 10 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка минус 3 пра­вая круг­лая скоб­ка г.

От­сю­да де­ла­ем вывод, что пар стал на­сы­щен­ным, а из про­бир­ки ис­па­ри­лась часть воды, рав­ная

 дробь: чис­ли­тель: m, зна­ме­на­тель: m_в конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 30 умно­жить на 10 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка минус 3 пра­вая круг­лая скоб­ка , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби =0,0075.

Ответ: 0,0075.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы

При­ве­де­но пол­ное ре­ше­ние, вклю­ча­ю­щее сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

I) за­пи­са­ны по­ло­же­ния тео­рии и фи­зи­че­ские за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, при­ме­не­ние ко­то­рых не­об­хо­ди­мо для ре­ше­ния за­да­чи вы­бран­ным спо­со­бом;

II) опи­са­ны все вновь вво­ди­мые в ре­ше­нии бук­вен­ные обо­зна­че­ния фи­зи­че­ских ве­ли­чин (за ис­клю­че­ни­ем обо­зна­че­ний кон­стант, ука­зан­ных в ва­ри­ан­те КИМ, обо­зна­че­ний, ис­поль­зу­е­мых в усло­вии за­да­чи, и стан­дарт­ных обо­зна­че­ний ве­ли­чин, ис­поль­зу­е­мых при на­пи­са­нии фи­зи­че­ских за­ко­нов);

III) пред­став­ле­ны не­об­хо­ди­мые ма­те­ма­ти­че­ские пре­об­ра­зо­ва­ния и расчёты, при­во­дя­щие к пра­виль­но­му чис­ло­во­му от­ве­ту (до­пус­ка­ет­ся ре­ше­ние «по ча­стям» с про­ме­жу­точ­ны­ми вы­чис­ле­ни­я­ми);

IV) пред­став­лен пра­виль­ный ответ с ука­за­ни­ем еди­ниц из­ме­ре­ния ис­ко­мой ве­ли­чи­ны

2

Пра­виль­но за­пи­са­ны все не­об­хо­ди­мые по­ло­же­ния тео­рии, фи­зи­че­ские за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, и про­ве­де­ны пре­об­ра­зо­ва­ния, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние за­да­чи, но име­ет­ся один или не­сколь­ко из сле­ду­ю­щих не­до­стат­ков.

За­пи­си, со­от­вет­ству­ю­щие пунк­ту II, пред­став­ле­ны не в пол­ном объёме или от­сут­ству­ют.

И (ИЛИ)

В ре­ше­нии име­ют­ся лиш­ние за­пи­си, не вхо­дя­щие в ре­ше­ние (воз­мож­но, не­вер­ные), ко­то­рые не от­де­ле­ны от ре­ше­ния и не зачёрк­ну­ты.

И (ИЛИ)

В не­об­хо­ди­мых ма­те­ма­ти­че­ских пре­об­ра­зо­ва­ни­ях или вы­чис­ле­ни­ях до­пу­ще­ны ошиб­ки, и (или) в ма­те­ма­ти­че­ских пре­об­ра­зо­ва­ни­ях/вы­чис­ле­ни­ях про­пу­ще­ны ло­ги­че­ски важ­ные шаги.

И (ИЛИ)

От­сут­ству­ет пункт IV, или в нём до­пу­ще­на ошиб­ка (в том числе в за­пи­си еди­ниц из­ме­ре­ния ве­ли­чи­ны)

1

Все слу­чаи ре­ше­ния, ко­то­рые не со­от­вет­ству­ют вы­ше­ука­зан­ным кри­те­ри­ям вы­став­ле­ния оце­нок в 1 или 2 балла

0
Мак­си­маль­ный балл2
Источник: ЕГЭ−2025. До­сроч­ная волна 01.04.2025. (ва­ри­ант ФИПИ)
Раздел кодификатора ФИПИ/Решу ЕГЭ: 2.1.13 На­сы­щен­ные и не­на­сы­щен­ные пары