Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 26 № 43831
i

Сна­ряд в полёте разо­рвал­ся на два рав­ных оскол­ка, один из ко­то­рых про­дол­жил ле­теть по на­прав­ле­нию дви­же­ния сна­ря­да, а дру­гой по­ле­тел в про­ти­во­по­лож­ную сто­ро­ну. В мо­мент раз­ры­ва сум­мар­ная ки­не­ти­че­ская энер­гия оскол­ков воз­рос­ла за счёт энер­гии взры­ва на ве­ли­чи­ну 0,5 МДж. Мо­дуль ско­ро­сти оскол­ка, ле­тя­ще­го по на­прав­ле­нию дви­же­ния сна­ря­да, равен 900 м/с, а мо­дуль ско­ро­сти вто­ро­го оскол­ка равен 100 м/с. Най­ди­те массу сна­ря­да. Со­про­тив­ле­ни­ем воз­ду­ха и мас­сой по­ро­хо­во­го за­ря­да пре­не­бречь.

Обос­нуй­те при­ме­ни­мость за­ко­нов, ис­поль­зу­е­мых для ре­ше­ния за­да­чи.

ИЛИ

На го­ри­зон­таль­ном не­по­движ­ном столе лежит доска мас­сой М  =  0,8 кг. На доске на­хо­дит­ся ма­лень­кий бру­сок мас­сой m  =  200 г. Бру­сок и доска свя­за­ны не­ве­со­мой не­рас­тя­жи­мой нитью, пе­ре­ки­ну­той через не­ве­со­мый блок, ко­то­рый за­креплён на стене (от­рез­ки нити, не ле­жа­щие на блоке, го­ри­зон­таль­ны). Ко­эф­фи­ци­ент тре­ния между брус­ком и до­с­кой μ1  =  0,5, между сто­лом и до­с­кой μ2  =  0,3. Доску тянут впра­во го­ри­зон­таль­ной силой  \overrightarrowF. Чему равен мо­дуль силы  \overrightarrowF, если мо­дуль уско­ре­ния брус­ка от­но­си­тель­но стола а  =  1 м/с2? Тре­ни­ем в оси блока пре­не­бречь. Сде­лай­те ри­су­нок с ука­за­ни­ем сил, дей­ству­ю­щих на тела.

Обос­нуй­те при­ме­ни­мость за­ко­нов, ис­поль­зу­е­мых для ре­ше­ния за­да­чи.

ИЛИ

Од­но­род­ный рычаг АВ может вра­щать­ся без тре­ния во­круг не­по­движ­ной оси, про­хо­дя­щей через рычаг в точке О пер­пен­ди­ку­ляр­но плос­ко­сти ри­сун­ка. К ле­во­му концу ры­ча­га в точке А при­креп­ле­на нить, за ко­то­рую с по­мо­щью ди­на­мо­мет­ра D рычаг не­по­движ­но удер­жи­ва­ет­ся в го­ри­зон­таль­ном по­ло­же­нии. Нить со­став­ля­ет с вер­ти­ка­лью угол, ко­то­рый можно из­ме­рить с по­мо­щью транс­пор­ти­ра T. По­ка­за­ния ди­на­мо­мет­ра (в нью­то­нах) и транс­пор­ти­ра (в гра­ду­сах) видны на фо­то­гра­фии. К точке С при по­мо­щи дру­гой не­ве­со­мой не­рас­тя­жи­мой нити под­ве­ше­на сталь­ная пла­сти­на (см. фо­то­гра­фию). Рычаг, пла­сти­на, нить и ди­на­мо­метр рас­по­ло­же­ны в вер­ти­каль­ной плос­ко­сти. Мас­са­ми транс­пор­ти­ра и нитей пре­не­бречь.

Опре­де­ли­те массу сталь­ной пла­сти­ны, если рычаг имеет массу 50 г. Сде­лай­те ри­су­нок, на ко­то­ром ука­жи­те все силы, дей­ству­ю­щие на рычаг и пла­сти­ну.

Обос­нуй­те при­ме­ни­мость за­ко­нов, ис­поль­зу­е­мых для ре­ше­ния за­да­чи.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Обос­но­ва­ние

1.  За­да­чу решим в си­сте­ме отсчёта, свя­зан­ной с по­верх­но­стью Земли, ко­то­рую будем счи­тать инер­ци­аль­ной.

2.  Будем счи­тать все тела ма­те­ри­аль­ны­ми точ­ка­ми. Тре­ни­ем сна­ря­да и оскол­ков о воз­дух пре­не­брежём.

3.  По­сколь­ку время раз­ры­ва сна­ря­да мало́, им­пуль­сом внеш­них сил (сил тя­же­сти) можно пре­не­бречь, а зна­чит, для ре­ше­ния за­да­чи можно вос­поль­зо­вать­ся за­ко­ном со­хра­не­ния им­пуль­са.

4.  По­сколь­ку ра­бо­той силы тре­ния мы пре­не­брежём (со­про­тив­ле­ни­ем можно пре­не­бречь), то в за­ко­не со­хра­не­ния пол­ной энер­гии будем учи­ты­вать толь­ко энер­гию взры­ва и ме­ха­ни­че­скую энер­гию.

 

Ре­ше­ние

1.  За­пи­шем закон со­хра­не­ния им­пуль­са в про­ек­ци­ях на ось Оx, со­на­прав­лен­ную со ско­ро­стью сна­ря­да до раз­ры­ва в не­ко­то­рой точке тра­ек­то­рии, и закон со­хра­не­ния энер­гии:

 2m умно­жить на v _0 = m v _1 минус m v _2, левая круг­лая скоб­ка 1 пра­вая круг­лая скоб­ка

 2m умно­жить на дробь: чис­ли­тель: v _0 в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби плюс \Delta E = дробь: чис­ли­тель: m v _1 в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби плюс дробь: чис­ли­тель: m v _2 в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби , левая круг­лая скоб­ка 2 пра­вая круг­лая скоб­ка

где 2m  — масса сна­ря­да до взры­ва; υ0  — мо­дуль ско­ро­сти сна­ря­да до взры­ва; υ1  — мо­дуль ско­ро­сти оскол­ка, ле­тя­ще­го по на­прав­ле­нию дви­же­ния сна­ря­да; υ2  — мо­дуль ско­ро­сти оскол­ка, ле­тя­ще­го в сто­ро­ну, про­ти­во­по­лож­ную на­прав­ле­нию дви­же­ния сна­ря­да.

2.  Вы­ра­зим υ0 из урав­не­ния (1) и под­ста­вим в урав­не­ние (2):

 v _0 = дробь: чис­ли­тель: v _1 минус v _2, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ,

 2 v _0 в квад­ра­те плюс дробь: чис­ли­тель: 2 \Delta E, зна­ме­на­тель: m конец дроби = v _1 в квад­ра­те плюс v _2 в квад­ра­те ,

 дробь: чис­ли­тель: 2 \Delta E, зна­ме­на­тель: m конец дроби = v _1 в квад­ра­те плюс v _2 в квад­ра­те минус дробь: чис­ли­тель: 2 левая круг­лая скоб­ка v _1 минус v _2 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби ,

 дробь: чис­ли­тель: 2 левая круг­лая скоб­ка v _1 плюс v _2 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 2 \Delta E, зна­ме­на­тель: m конец дроби .

По­лу­чим:

 2m = дробь: чис­ли­тель: 8 \Delta E, зна­ме­на­тель: левая круг­лая скоб­ка v _1 плюс v _2 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 8 умно­жить на 0,5 умно­жить на 10 в сте­пе­ни 6 , зна­ме­на­тель: левая круг­лая скоб­ка 900 плюс 100 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те конец дроби = 4 кг.

Ответ: масса сна­ря­да равна 4 кг.

ИЛИ

Обос­но­ва­ние

1.  За­да­чу будем ре­шать в инер­ци­аль­ной си­сте­ме отсчёта, свя­зан­ной с по­верх­но­стью стола.

2.  Тела дви­жут­ся по­сту­па­тель­но, по­это­му будем их опи­сы­вать мо­де­лью ма­те­ри­аль­ной точки. Сле­до­ва­тель­но, можно ис­поль­зо­вать вто­рой закон Нью­то­на, сфор­му­ли­ро­ван­ный для ма­те­ри­аль­ных точек. Силы, дей­ству­ю­щие на тела, по­сто­ян­ны, по­это­му дви­же­ние брус­ка и доски рав­но­уско­рен­но.

3.  Так как нить не­рас­тя­жи­ма, уско­ре­ния брус­ка и доски от­но­си­тель­но стола равны по мо­ду­лю и про­ти­во­по­лож­ны по на­прав­ле­нию:

 |\veca_1| = |\veca_2| = a,

 \veca_1 = минус \veca_2. \qquad левая круг­лая скоб­ка 1 пра­вая круг­лая скоб­ка

4.  Так как блок и нити не­ве­со­мы и тре­ни­ем в оси блока можно пре­не­бречь, то силы на­тя­же­ния нити, дей­ству­ю­щие на доску и бру­сок, оди­на­ко­вы:

 |\overrightarrowT_1| = |\overrightarrowT_2| = T. \qquad левая круг­лая скоб­ка 2 пра­вая круг­лая скоб­ка

5.  Силы тре­ния, дей­ству­ю­щие на бру­сок и доску, равны друг другу и про­ти­во­по­лож­ны по на­прав­ле­нию по тре­тье­му за­ко­ну Нью­то­на:

 \overrightarrowF_тр1 = минус \overrightarrowF_тр2. \qquad левая круг­лая скоб­ка 3 пра­вая круг­лая скоб­ка

6.  Мо­ду­ли сил нор­маль­ной ре­ак­ции доски  \overrightarrowN_1 и дав­ле­ния брус­ка на доску  \overrightarrowP также равны друг другу по тре­тье­му за­ко­ну Нью­то­на:

 N_1 = P. \qquad левая круг­лая скоб­ка 4 пра­вая круг­лая скоб­ка

 

Ре­ше­ние

1.  На ри­сун­ке по­ка­за­ны силы, дей­ству­ю­щие на бру­сок и на доску. За­пи­шем вто­рой закон Нью­то­на в про­ек­ци­ях на оси Ох и Oy вы­бран­ной си­сте­мы ко­ор­ди­нат. С учётом (1)–(3) по­лу­чим:

 Ma = F минус F_тр1 минус F_тр3 минус T,

 минус ma = F_тр1 минус T,

 N_1 = mg,

 N_2 = Mg плюс P.

2.  Вычтя вто­рое урав­не­ние из пер­во­го, найдём силу, дей­ству­ю­щую на доску:

 F = левая круг­лая скоб­ка M плюс m пра­вая круг­лая скоб­ка a плюс 2F_тр1 плюс F_тр3.

3.  Далее  F_тр1 = \mu_1 N_1 = \mu_1 mg. С учётом (4) по­лу­чим  F_тр3 = \mu_2 N_2 = \mu_2 левая круг­лая скоб­ка M плюс m пра­вая круг­лая скоб­ка g. В итоге:

 F = левая круг­лая скоб­ка M плюс m пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка a плюс \mu_2 g пра­вая круг­лая скоб­ка плюс 2 \mu_1 mg = левая круг­лая скоб­ка 0,8 плюс 0,2 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка 1 плюс 0,3 умно­жить на 10 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс 2 умно­жить на 0,5 умно­жить на 0,2 умно­жить на 10 = 6 Н.

Ответ:  F = 6 Н.

ИЛИ

Обос­но­ва­ние

1.  Рас­смот­рим за­да­чу в си­сте­ме отсчёта, свя­зан­ной с Землёй. Будем счи­тать эту си­сте­му отсчёта инер­ци­аль­ной (ИСО).

2.  Опи­шем рычаг мо­де­лью твёрдого тела (форма и раз­ме­ры тела не­из­мен­ны, рас­сто­я­ние между лю­бы­ми двумя точ­ка­ми тела остаётся не­из­мен­ным).

3.  Рычаг не со­вер­ша­ет вра­ща­тель­но­го дви­же­ния, по­это­му сумма мо­мен­тов сил от­но­си­тель­но оси, про­хо­дя­щей пер­пен­ди­ку­ляр­но плос­ко­сти ри­сун­ка через ось вра­ще­ния ры­ча­га (точку О), равна нулю.

4.  Пла­сти­ну опи­шем мо­де­лью ма­те­ри­аль­ной точки.

5.  Пла­сти­на на­хо­дит­ся в покое от­но­си­тель­но по­сту­па­тель­но­го дви­же­ния, сле­до­ва­тель­но, век­тор­ная сумма сил, дей­ству­ю­щих на неё, равна нулю.

6.  Нить, со­еди­ня­ю­щая рычаг и пла­сти­ну, не­ве­со­ма, по­это­му мо­дуль силы на­тя­же­ния нити в любой её точке один и тот же:  |\overightarrowT_1| = |\overightarrowT_2| = T.

 

Ре­ше­ние

1.  Сде­ла­ем схе­ма­тич­ный ри­су­нок, от­ра­жа­ю­щий нашу мо­дель. На рычаг дей­ству­ют сила тя­же­сти  M \vecg, сила на­тя­же­ния нити  \overrightarrowT_1, сила на­тя­же­ния нити  \overrightarrowF, а также сила ре­ак­ции опоры  \overrightarrowN, при­ло­жен­ная в точке О (см. рис.).

На пла­сти­ну дей­ству­ют сила тя­же­сти  m \vecg и сила на­тя­же­ния нити  \overrightarrowT_2 Пла­сти­на на­хо­дит­ся в рав­но­ве­сии, по­это­му по вто­ро­му за­ко­ну Нью­то­на  T_2 = mg.

2.  Усло­вие рав­но­ве­сия ры­ча­га от­но­си­тель­но оси вра­ще­ния, про­хо­дя­щей через точку O и пер­пен­ди­ку­ляр­ной плос­ко­сти чер­те­жа, имеет вид

 F умно­жить на AO ко­си­нус альфа минус T_1 умно­жить на CO минус Mg умно­жить на QO = 0,

где точка Q  — центр ры­ча­га; мо­мент силы  \overrightarrowN, про­хо­дя­щей через ось вра­ще­ния, равен нулю.

3.  По фо­то­гра­фии видно, что длина всего ры­ча­га со­став­ля­ет 7 услов­ных еди­ниц (у. е.), а рас­сто­я­ния   =  6 у. е., СО  =  4 у. е., QO  =  2,5 у. е. со­от­вет­ствен­но. По фо­то­гра­фии опре­де­лим α  =  45°, а F  =  1,6 Н.

4.  Учи­ты­вая, что  |\overightarrowT_1| = |\overightarrowT_2| = T, опре­де­лим массу сталь­ной пла­сти­ны:

 m = дробь: чис­ли­тель: F умно­жить на AO ко­си­нус альфа , зна­ме­на­тель: g умно­жить на CO конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 1,6 умно­жить на 6 умно­жить на 0,707 минус 0,05 умно­жить на 10 умно­жить на 2,5, зна­ме­на­тель: 10 умно­жить на 4 конец дроби \approx 0,14 кг.

Ответ:  m \approx 0,14 кг.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Кри­те­рий 1

Верно обос­но­ва­на воз­мож­ность ис­поль­зо­ва­ния за­ко­нов (за­ко­но­мер­но­стей)

1

В обос­но­ва­нии воз­мож­но­сти ис­поль­зо­ва­ния за­ко­нов (за­ко­но­мер­но­стей) до­пу­ще­на ошиб­ка.

ИЛИ

Обос­но­ва­ние от­сут­ству­ет

0
Кри­те­рий 2
При­ве­де­но пол­ное ре­ше­ние, вклю­ча­ю­щее сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

I) за­пи­са­ны по­ло­же­ния тео­рии и фи­зи­че­ские за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, при­ме­не­ние ко­то­рых не­об­хо­ди­мо для ре­ше­ния за­да­чи вы­бран­ным спо­со­бом (в дан­ном слу­чае: вто­рой и тре­тий за­ко­ны Нью­то­на, вы­ра­же­ние для силы тре­ния сколь­же­ния, усло­вие рав­но­ве­сия твёрдого тела);

II) опи­са­ны все вновь вво­ди­мые в ре­ше­нии бук­вен­ные обо­зна­че­ния фи­зи­че­ских ве­ли­чин (за ис­клю­че­ни­ем обо­зна­че­ний кон­стант, ука­зан­ных в ва­ри­ан­те КИМ, обо­зна­че­ний ве­ли­чин, ис­поль­зу­е­мых в усло­вии за­да­чи, и стан­дарт­ных обо­зна­че­ний ве­ли­чин, ис­поль­зу­е­мых при на­пи­са­нии фи­зи­че­ских за­ко­нов);

III) про­ве­де­ны не­об­хо­ди­мые ма­те­ма­ти­че­ские пре­об­ра­зо­ва­ния и расчёты, при­во­дя­щие к пра­виль­но­му чис­ло­во­му от­ве­ту (до­пус­ка­ет­ся ре­ше­ние «по ча­стям» с про­ме­жу­точ­ны­ми вы­чис­ле­ни­я­ми);

IV) пред­став­лен пра­виль­ный ответ с ука­за­ни­ем еди­ниц из­ме­ре­ния ис­ко­мой ве­ли­чи­ны

3
Пра­виль­но за­пи­са­ны все не­об­хо­ди­мые по­ло­же­ния тео­рии, фи­зи­че­ские за­ко­ны, за­ко­но­мер­но­сти, и про­ве­де­ны не­об­хо­ди­мые пре­об­ра­зо­ва­ния. Но име­ют­ся один или не­сколь­ко из сле­ду­ю­щих не­до­стат­ков.

За­пи­си, со­от­вет­ству­ю­щие пунк­ту II, пред­став­ле­ны не в пол­ном объёме или от­сут­ству­ют.

И (ИЛИ)

В ре­ше­нии име­ют­ся лиш­ние за­пи­си, не вхо­дя­щие в ре­ше­ние (воз­мож­но, не­вер­ные), ко­то­рые не от­де­ле­ны от ре­ше­ния (не зачёрк­ну­ты; не за­клю­че­ны в скоб­ки, рамку и т.п.).

И (ИЛИ)

В не­об­хо­ди­мых ма­те­ма­ти­че­ских пре­об­ра­зо­ва­ни­ях или вы­чис­ле­ни­ях до­пу­ще­ны ошиб­ки, и (или) в ма­те­ма­ти­че­ских

пре­об­ра­зо­ва­ни­ях/вы­чис­ле­ни­ях про­пу­ще­ны ло­ги­че­ски важ­ные шаги.

И (ИЛИ)

От­сут­ству­ет пункт IV, или в нём до­пу­ще­на ошиб­ка (в том числе в за­пи­си еди­ниц из­ме­ре­ния ве­ли­чи­ны)

2
Пред­став­ле­ны за­пи­си, со­от­вет­ству­ю­щие од­но­му из сле­ду­ю­щих слу­ча­ев.

Пред­став­ле­ны толь­ко по­ло­же­ния и фор­му­лы, вы­ра­жа­ю­щие фи­зи­че­ские за­ко­ны, при­ме­не­ние ко­то­рых не­об­хо­ди­мо для ре­ше­ния дан­ной за­да­чи, без каких-либо пре­об­ра­зо­ва­ний с их ис­поль­зо­ва­ни­ем, на­прав­лен­ных на ре­ше­ние за­да­чи.

ИЛИ

В ре­ше­нии от­сут­ству­ет ОДНА из ис­ход­ных фор­мул, не­об­хо­ди­мая для ре­ше­ния дан­ной за­да­чи (или утвер­жде­ние, ле­жа­щее в ос­но­ве ре­ше­ния), но при­сут­ству­ют ло­ги­че­ски вер­ные пре­об­ра­зо­ва­ния с име­ю­щи­ми­ся фор­му­ла­ми, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние за­да­чи.

ИЛИ

В ОДНОЙ из ис­ход­ных фор­мул, не­об­хо­ди­мых для ре­ше­ния дан­ной за­да­чи (или в утвер­жде­нии, ле­жа­щем в ос­но­ве ре­ше­ния), до­пу­ще­на ошиб­ка, но при­сут­ству­ют ло­ги­че­ски вер­ные пре­об­ра­зо­ва­ния с име­ю­щи­ми­ся фор­му­ла­ми, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние за­да­чи

1
Все слу­чаи ре­ше­ния, ко­то­рые не со­от­вет­ству­ют вы­ше­ука­зан­ным кри­те­ри­ям вы­став­ле­ния оце­нок в 1, 2, 3 балла0
Мак­си­маль­ный балл4
Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ЕГЭ—2026 по фи­зи­ке