СДАМ ГИА






Каталог заданий. Электричество и магнетизм
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1

За­мкну­тое мед­ное коль­цо под­ве­ше­но на длин­ных нитях вб­ли­зи ка­туш­ки ин­дук­тив­но­сти, за­креп­лен­ной на столе и под­клю­чен­ной к ис­точ­ни­ку по­сто­ян­но­го тока (см. ри­су­нок). Пер­во­на­чаль­но элек­три­че­ская цепь ка­туш­ки разо­мкну­та. Как будет дви­гать­ся коль­цо при за­мы­ка­нии цепи? Ответ по­яс­ни­те, ис­поль­зуя фи­зи­че­ские за­ко­но­мер­но­сти.

За­да­ние 27 № 2914
2

На ри­сун­ке изоб­ра­же­ны две изо­ли­ро­ван­ные друг от друга элек­три­че­ские цепи. Пер­вая со­дер­жит по­сле­до­ва­тель­но со­еди­нен­ные ис­точ­ник тока, рео­стат, ка­туш­ку ин­дук­тив­но­сти и ам­пер­метр, а вто­рая — про­во­лоч­ный моток, к кон­цам ко­то­ро­го при­со­еди­нен галь­ва­но­метр, изоб­ра­жен­ный на ри­сун­ке спра­ва. Ка­туш­ка и моток на­де­ты на же­лез­ный сер­деч­ник. Как будут из­ме­нять­ся по­ка­за­ния при­бо­ров, если ка­туш­ку, при­со­еди­нен­ную к ис­точ­ни­ку тока, плав­но пе­ре­ме­щая вверх, снять с сер­деч­ни­ка? Ответ по­яс­ни­те, ука­зав, какие фи­зи­че­ские за­ко­но­мер­но­сти вы ис­поль­зо­ва­ли для объ­яс­не­ния.

За­да­ние 27 № 2923
Показать решение

3

На фо­то­гра­фии изоб­ра­же­на элек­три­че­ская цепь, со­сто­я­щая из ре­зи­сто­ра, рео­ста­та, ключа, циф­ро­вых вольт­мет­ра, под­клю­чен­но­го к ба­та­рее, и ам­пер­мет­ра. Ис­поль­зуя за­ко­ны по­сто­ян­но­го тока, объ­яс­ни­те, как из­ме­нит­ся (уве­ли­чит­ся или умень­шит­ся) сила тока в цепи и на­пря­же­ние на ба­та­рее при пе­ре­ме­ще­нии движ­ка рео­ста­та в край­нее пра­вое по­ло­же­ние.

За­да­ние 27 № 2924
Показать решение

4

На фо­то­гра­фии изоб­ра­же­на элек­три­че­ская цепь, со­сто­я­щая из ре­зи­сто­ра, рео­ста­та, ключа, циф­ро­вых вольт­мет­ра, под­клю­чен­но­го к ба­та­рее, и ам­пер­мет­ра. Ис­поль­зуя за­ко­ны по­сто­ян­но­го тока, объ­яс­ни­те, как из­ме­нит­ся (уве­ли­чит­ся или умень­шит­ся) сила тока в цепи и на­пря­же­ние на ба­та­рее при пе­ре­ме­ще­нии движ­ка рео­ста­та в край­нее левое по­ло­же­ние.

За­да­ние 27 № 2925
Показать решение

5

На ри­сун­ке при­ве­де­на элек­три­че­ская цепь, со­сто­я­щая из галь­ва­ни­че­ско­го эле­мен­та, рео­ста­та, транс­фор­ма­то­ра, ам­пер­мет­ра и вольт­мет­ра.

В на­чаль­ный мо­мент вре­ме­ни пол­зу­нок рео­ста­та уста­нов­лен по­се­ре­ди­не и не­по­дви­жен. Опи­ра­ясь на за­ко­ны элек­тро­ди­на­ми­ки, объ­яс­ни­те, как будут из­ме­нять­ся по­ка­за­ния при­бо­ров в про­цес­се пе­ре­ме­ще­ния пол­зун­ка рео­ста­та впра­во. ЭДС са­мо­ин­дук­ции пре­не­бречь по срав­не­нию с .
За­да­ние 27 № 2928
6

На ри­сун­ке при­ве­де­на элек­три­че­ская цепь, со­сто­я­щая из галь­ва­ни­че­ско­го эле­мен­та, рео­ста­та, транс­фор­ма­то­ра, ам­пер­мет­ра и вольт­мет­ра.

В на­чаль­ный мо­мент вре­ме­ни пол­зу­нок рео­ста­та уста­нов­лен в край­нем пра­вом по­ло­же­нии и не­по­дви­жен. Опи­ра­ясь на за­ко­ны элек­тро­ди­на­ми­ки, объ­яс­ни­те, как будут из­ме­нять­ся по­ка­за­ния при­бо­ров в про­цес­се пе­ре­ме­ще­ния пол­зун­ка рео­ста­та влево. ЭДС са­мо­ин­дук­ции пре­не­бречь по срав­не­нию с .
За­да­ние 27 № 2929
7

Около не­боль­шой ме­тал­ли­че­ской пла­сти­ны, укреп­лен­ной на изо­ли­ру­ю­щей под­став­ке, под­ве­си­ли на длин­ной шел­ко­вой нити лег­кую ме­тал­ли­че­скую не­за­ря­жен­ную гиль­зу. Когда пла­сти­ну под­со­еди­ни­ли к клем­ме вы­со­ко­вольт­но­го вы­пря­ми­те­ля, подав на нее по­ло­жи­тель­ный заряд, гиль­за при­ш­ла в дви­же­ние. Опи­ши­те дви­же­ние гиль­зы и объ­яс­ни­те его, ука­зав, ка­ки­ми фи­зи­че­ски­ми яв­ле­ни­я­ми и за­ко­но­мер­но­стя­ми оно вы­зва­но.

За­да­ние 27 № 3067
8

На фо­то­гра­фии изоб­ра­же­на элек­три­че­ская цепь, со­сто­я­щая из ре­зи­сто­ра, рео­ста­та, ключа, циф­ро­вых вольт­мет­ра, под­клю­чен­но­го к ба­та­рее, и ам­пер­мет­ра.

Со­ставь­те прин­ци­пи­аль­ную элек­три­че­скую схему этой цепи и, ис­поль­зуя за­ко­ны по­сто­ян­но­го тока, объ­яс­ни­те, как из­ме­нят­ся (уве­ли­чат­ся или умень­шат­ся) сила тока в цепи и на­пря­же­ние на ба­та­рее при пе­ре­ме­ще­нии движ­ка рео­ста­та в край­нее пра­вое по­ло­же­ние.

За­да­ние 27 № 3068
Показать решение

9

Рамку с по­сто­ян­ным током удер­жи­ва­ют не­по­движ­но в поле по­ло­со­во­го маг­ни­та (см. ри­су­нок). По­ляр­ность под­клю­че­ния ис­точ­ни­ка тока к вы­во­дам рамки по­ка­за­на на ри­сун­ке. Как будет дви­гать­ся рамка на не­по­движ­ной оси , если рамку не удер­жи­вать?

Ответ по­яс­ни­те, ука­зав, какие фи­зи­че­ские за­ко­но­мер­но­сти вы ис­поль­зо­ва­ли для объ­яс­не­ния. Счи­тать, что рамка ис­пы­ты­ва­ет не­боль­шое со­про­тив­ле­ние дви­же­нию со сто­ро­ны воз­ду­ха.

За­да­ние 27 № 3071
Показать решение

10

В за­зо­ре между по­лю­са­ми элек­тро­маг­ни­та со­зда­но силь­ное маг­нит­ное поле, линии ин­дук­ции ко­то­ро­го прак­ти­че­ски го­ри­зон­таль­ны. Над за­зо­ром на не­ко­то­рой вы­со­те удер­жи­ва­ют длин­ную плос­кую мед­ную пла­стин­ку, па­рал­лель­ную вер­ти­каль­ным по­верх­но­стям по­лю­сов (см. рис.). Затем пла­стин­ку от­пус­ка­ют без на­чаль­ной ско­ро­сти, и она па­да­ет, про­хо­дя через зазор между по­лю­са­ми, не ка­са­ясь их. Опи­ши­те, опи­ра­ясь на фи­зи­че­ские за­ко­ны, как и по­че­му будет из­ме­нять­ся ско­рость пла­стин­ки во время ее па­де­ния.

За­да­ние 27 № 3656
Показать решение

11

Гриб­ник ушёл от до­ро­ги да­ле­ко в лес и за­блу­дил­ся. Ком­па­са у него не было, по­го­да была об­лач­ная, солн­ца не видно, а без ори­ен­та­ции по сто­ро­нам све­таа найти до­ро­гу к сво­е­му ав­то­мо­би­лю было не­воз­мож­но. Тут он вспом­нил, что в кар­ма­не у него есть про­ти­во­бли­ко­вые ав­то­мо­биль­ные очки, по­кры­тые по­ля­ро­ид­ной плёнкой. Он вышел на по­ля­ну, до­стал очки и стал их по­во­ра­чи­вать во­круг оп­ти­че­ской оси оч­ко­вых стёкол, глядя сквозь них на небо в раз­ных на­прав­ле­ни­ях. Через не­боль­шое время он смог опре­де­лить на­прав­ле­ние на солн­це.

Объ­яс­ни­те, ос­но­вы­ва­ясь на из­вест­ных фи­зи­че­ских за­ко­нах и за­ко­но­мер­но­стях, смысл его дей­ствий при таком спо­со­бе ори­ен­ти­ро­ва­ния.

Справ­ка: по­ля­ро­ид­ная плёнка имеет вы­де­лен­ное на­прав­ле­ние и про­пус­ка­ет толь­ко про­ек­цию век­то­ра на­пряжённо­сти элек­тро­маг­нит­но­го поля в све­то­вой волне на это на­прав­ле­ние.

За­да­ние 27 № 4141


Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по фи­зи­ке 05.02.2013 ва­ри­ант 1.
12

Гриб­ник ушел от до­ро­ги да­ле­ко в лес и за­блу­дил­ся. Ком­па­са у него не было, по­го­да была об­лач­ная, солн­ца не видно, а без ори­ен­та­ции по сто­ро­нам света найти до­ро­гу к сво­е­му ав­то­мо­би­лю было не­воз­мож­но. В кар­ма­не у него были про­ти­во­бли­ко­вые ав­то­мо­биль­ные очки, по­кры­тые по­ля­ро­ид­ной плёнкой. Он вышел на по­ля­ну, до­стал очки и стал их по­во­ра­чи­вать во­круг оп­ти­че­ской оси оч­ко­вых сте­кол, глядя сквозь них на небо в раз­ных на­прав­ле­ни­ях. Ока­за­лось, что в одном из на­прав­ле­ний ин­тен­сив­ность света, про­шед­ше­го через очки от об­лач­но­го неба, силь­но ме­ня­ет­ся, а в дру­гом, пер­пен­ди­ку­ляр­ном пер­во­му, не ме­ня­ет­ся. Помог ли гриб­ни­ку этот факт сори­ен­ти­ро­вать­ся?

Объ­яс­ни­те, ос­но­вы­ва­ясь на из­вест­ных фи­зи­че­ских за­ко­нах и за­ко­но­мер­но­стях, смысл его дей­ствий и ука­жи­те на­прав­ле­ние на Солн­це.

Справ­ка: по­ля­ро­ид­ная плен­ка имеет вы­де­лен­ное на­прав­ле­ние и про­пус­ка­ет толь­ко про­ек­цию век­то­ра на­пряжённо­сти элек­тро­маг­нит­но­го поля в све­то­вой волне на это на­прав­ле­ние.

За­да­ние 27 № 4164
Показать решение

13

К ко­ле­ба­тель­но­му кон­ту­ру под­со­еди­ни­ли ис­точ­ник тока, на клем­мах ко­то­ро­го на­пря­же­ние гар­мо­ни­че­ски ме­ня­ет­ся с ча­сто­той Элек­троёмкость С кон­ден­са­то­ра ко­ле­ба­тель­но­го кон­ту­ра можно плав­но ме­нять от ми­ни­маль­но­го зна­че­ния до мак­си­маль­но­го а ин­дук­тив­ность его ка­туш­ки по­сто­ян­на. Уче­ник по­сте­пен­но уве­ли­чи­вал ёмкость кон­ден­са­то­ра от ми­ни­маль­но­го зна­че­ния до мак­си­маль­но­го и об­на­ру­жил, что ам­пли­ту­да силы тока в кон­ту­ре всё время воз­рас­та­ла. Опи­ра­ясь на свои зна­ния по элек­тро­ди­на­ми­ке, объ­яс­ни­те на­блю­де­ния уче­ни­ка.

За­да­ние 27 № 4508


Источник: ЕГЭ по фи­зи­ке 06.06.2013. Ос­нов­ная волна. Дальний Восток. Ва­ри­ант 1.
14

К ко­ле­ба­тель­но­му кон­ту­ру под­со­еди­ни­ли ис­точ­ник тока, на клем­мах ко­то­ро­го на­пря­же­ние гар­мо­ни­че­ски ме­ня­ет­ся с ча­сто­той . Ин­дук­тив­ность ка­туш­ки ко­ле­ба­тель­но­го кон­ту­ра можно плав­но ме­нять от мак­си­маль­но­го зна­че­ния до ми­ни­маль­но­го , а ем­кость его кон­ден­са­то­ра по­сто­ян­на. Уче­ник по­сте­пен­но умен­шал ин­дук­тив­ность ка­туш­ки от мак­си­маль­но­го зна­че­ния до ми­ни­маль­но­го и об­на­ру­жил, что ам­пли­ту­да силы тока в кон­ту­ре всё время воз­рас­та­ла. Опи­ра­ясь на свои зна­ния по элек­тро­ди­на­ми­ке, объ­яс­ни­те на­блю­де­ния уче­ни­ка.

За­да­ние 27 № 4543


Источник: ЕГЭ по фи­зи­ке 06.06.2013. Ос­нов­ная волна. Дальний Восток. Ва­ри­ант 2.
15

К ко­ле­ба­тель­но­му кон­ту­ру под­со­еди­ни­ли ис­точ­ник тока, на клем­мах ко­то­ро­го на­пря­же­ние гар­мо­ни­че­ски ме­ня­ет­ся с ча­сто­той . Ин­дук­тив­ность L ка­туш­ки ко­ле­ба­тель­но­го кон­ту­ра можно плав­но ме­нять от ми­ни­маль­но­го зна­че­ния до мак­си­маль­но­го , а ем­кость его кон­ден­са­то­ра по­сто­ян­на. Уче­ник по­сте­пен­но уве­ли­чи­вал ин­дук­тив­ность ка­туш­ки от ми­ни­маль­но­го зна­че­ния до мак­си­маль­но­го и об­на­ру­жил, что ам­пли­ту­да силы тока в кон­ту­ре всё время воз­рас­та­ла. Опи­ра­ясь на свои зна­ния по элек­тро­ди­на­ми­ке, объ­яс­ни­те на­блю­де­ния уче­ни­ка.

За­да­ние 27 № 4613


Источник: ЕГЭ по фи­зи­ке 06.06.2013. Ос­нов­ная волна. Дальний Восток. Ва­ри­ант 4.
16

К ко­ле­ба­тель­но­му кон­ту­ру под­со­еди­ни­ли ис­точ­ник тока, на клем­мах ко­то­ро­го на­пря­же­ние гар­мо­ни­че­ски ме­ня­ет­ся с ча­сто­той . Элек­троёмкость С кон­ден­са­то­ра ко­ле­ба­тель­но­го кон­ту­ра можно плав­но ме­нять от мак­си­маль­но­го зна­че­ния до ми­ни­маль­но­го , a ин­дук­тив­ность его ка­туш­ки по­сто­ян­на. Уче­ник по­сте­пен­но умен­ьшал ёмкость кон­ден­са­то­ра от мак­си­маль­но­го зна­че­ния до ми­ни­маль­но­го и об­на­ру­жил, что ам­пли­ту­да силы тока в кон­ту­ре всё время воз­рас­та­ла. Опи­ра­ясь на свои зна­ния по элек­тро­ди­на­ми­ке, объ­яс­ни­те на­блю­де­ния уче­ни­ка.

За­да­ние 27 № 4683


Источник: ЕГЭ по фи­зи­ке 06.06.2013. Ос­нов­ная волна. Дальний Восток. Ва­ри­ант 6.
17

В схеме на ри­сун­ке со­про­тив­ле­ние ре­зи­сто­ра и пол­ное со­про­тив­ле­ние рео­ста­та равны R, ЭДС ба­та­рей­ки равна Е, её внут­рен­нее со­про­тив­ле­ние ни­чтож­но (). Как ведут себя (уве­ли­чи­ва­ют­ся, умень­ша­ют­ся, оста­ют­ся по­сто­ян­ны­ми) по­ка­за­ния иде­аль­но­го вольт­мет­ра при пе­ре­ме­ще­нии движ­ка рео­ста­та из край­не­го верх­не­го в край­нее ниж­нее по­ло­же­ние? Ответ по­яс­ни­те, ука­зав, какие фи­зи­че­ские за­ко­но­мер­но­сти Вы ис­поль­зо­ва­ли для объ­яс­не­ния.

За­да­ние 27 № 4963


Источник: ЕГЭ по физике 06.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 1.
18

В схеме на ри­сун­ке со­про­тив­ле­ние ре­зи­сто­ра и пол­ное со­про­тив­ле­ние рео­ста­та равны R, ЭДС ба­та­рей­ки равна Е, её внут­рен­нее со­про­тив­ле­ние ни­чтож­но (). Как ведут себя (уве­ли­чи­ва­ют­ся, умень­ша­ют­ся, оста­ют­ся по­сто­ян­ны­ми) по­ка­за­ния иде­аль­но­го вольт­мет­ра при пе­ре­ме­ще­нии движ­ка рео­ста­та из край­не­го верх­не­го в край­нее ниж­нее по­ло­же­ние? Ответ по­яс­ни­те, ука­зав, какие фи­зи­че­ские за­ко­но­мер­но­сти Вы ис­поль­зо­ва­ли для объ­яс­не­ния.

За­да­ние 27 № 5173


Источник: ЕГЭ по физике 06.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 2.
19

Ка­туш­ка, об­ла­да­ю­щая ин­дук­тив­но­стью L, со­еди­не­на с ис­точ­ни­ком пи­та­ния с ЭДС и двумя оди­на­ко­вы­ми ре­зи­сто­ра­ми R. Элек­три­че­ская схема со­еди­не­ния по­ка­за­на на рис. 1. В на­чаль­ный мо­мент ключ в цепи разо­мкнут. В мо­мент вре­ме­ни t = 0 ключ за­мы­ка­ют, что при­во­дит к из­ме­не­ни­ям силы тока, ре­ги­стри­ру­е­мым ам­пер­мет­ром, как по­ка­за­но на рис. 2.

Ос­но­вы­ва­ясь на из­вест­ных фи­зи­че­ских за­ко­нах, объ­яс­ни­те, по­че­му при за­мы­ка­нии ключа сила тока плав­но уве­ли­чи­ва­ет­ся до не­ко­то­ро­го но­во­го зна­че­ния . Опре­де­ли­те зна­че­ние силы тока . Внут­рен­ним со­про­тив­ле­ни­ем ис­точ­ни­ка тока пре­не­бречь.

За­да­ние 27 № 5418


Источник: ЕГЭ по физике 06.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 2.
Показать решение

20

Ка­туш­ка, об­ла­да­ю­щая ин­дук­тив­но­стью L, со­еди­не­на с ис­точ­ни­ком пи­та­ния с ЭДС и двумя оди­на­ко­вы­ми ре­зи­сто­ра­ми R. Элек­три­че­ская схема со­еди­не­ния по­ка­за­на на рис. 1. В на­чаль­ный мо­мент ключ в цепи за­мкнут.

В мо­мент вре­ме­ни t = 0 ключ раз­мы­ка­ют, что при­во­дит к из­ме­не­ни­ям силы тока, ре­ги­стри­ру­е­мым ам­пер­мет­ром, как по­ка­за­но на рис. 2. Ос­но­вы­ва­ясь на из­вест­ных фи­зи­че­ских за­ко­нах, объ­яс­ни­те, по­че­му при раз­мы­ка­нии ключа сила тока плав­но умен­ша­ет­ся к зна­че­нию . Опре­де­ли­те зна­че­ние силы тока . Внут­рен­ним со­про­тив­ле­ни­ем ис­точ­ни­ка тока пре­не­бречь.

За­да­ние 27 № 5453


Источник: ЕГЭ по физике 06.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 3.
21

Ка­туш­ка, об­ла­да­ю­щая ин­дук­тив­но­стью L, со­еди­не­на с ис­точ­ни­ком пи­та­ния с ЭДС и двумя оди­на­ко­вы­ми ре­зи­сто­ра­ми R. Элек­три­че­ская схема со­еди­не­ния по­ка­за­на на рис. 1. В на­чаль­ный мо­мент ключ в цепи за­мкнут. В мо­мент вре­ме­ни t = 0 ключ раз­мы­ка­ют, что при­во­дит к из­ме­не­ни­ям силы тока, ре­ги­стри­ру­е­мым ам­пер­мет­ром, как по­ка­за­но на рис. 2.

Ос­но­вы­ва­ясь на из­вест­ных фи­зи­че­ских за­ко­нах, объ­яс­ни­те по­че­му при раз­мы­ка­нии ключа сила тока в цепи плав­но умень­ша­ет­ся, при­бли­жа­ясь к но­во­му зна­че­нию . Опре­де­ли­те ве­ли­чи­ну . Внут­рен­ним со­про­тив­ле­ни­ем ис­точ­ни­ка тока пре­не­бречь.

За­да­ние 27 № 5523


Источник: ЕГЭ по физике 06.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 6.
22

Ка­туш­ка, об­ла­да­ю­щая ин­дук­тив­но­стью L, со­еди­не­на с ис­точ­ни­ком пи­та­ния с ЭДС и двумя оди­на­ко­вы­ми ре­зи­сто­ра­ми R. Элек­три­че­ская схема со­еди­не­ния по­ка­за­на на рис. 1. В на­чаль­ный мо­мент ключ в цепи разо­мкнут.

В мо­мент вре­ме­ни t = 0 ключ за­мы­ка­ют, что при­во­дит к из­ме­не­ни­ям силы тока, ре­ги­стри­ру­е­мым ам­пер­мет­ром, как по­ка­за­но на рис. 2. Ос­но­вы­ва­ясь на из­вест­ных фи­зи­че­ских за­ко­нах, объ­яс­ни­те, по­че­му при за­мы­ка­нии ключа сила тока плав­но уве­ли­чи­ва­ет­ся до не­ко­то­ро­го но­во­го зна­че­ния — . Опре­де­ли­те зна­че­ние силы тока . Внут­рен­ним со­про­тив­ле­ни­ем ис­точ­ни­ка тока пре­не­бречь.

За­да­ние 27 № 5628


Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2014 по физике.
23

Элек­три­че­ские ва­ку­ум­ные лампы на­ка­ли­ва­ния со спи­раль­ной воль­фра­мо­вой нитью на­ка­ла имеют до­воль­но огра­ни­чен­ный срок служ­бы, обыч­но не пре­вы­ша­ю­щий 1000 часов. В про­цес­се дли­тель­ной ра­бо­ты на внут­рен­ней по­верх­но­сти стек­лян­ной колбы лампы по­яв­ля­ет­ся чёрный налёт. Лампы, про­ра­бо­тав­шие до­воль­но долго, обыч­но пе­ре­го­ра­ют в мо­мент вклю­че­ния, когда на них подаётся на­пря­же­ние.

 

Объ­яс­ни­те, ос­но­вы­ва­ясь на из­вест­ных фи­зи­че­ских за­ко­нах и за­ко­но­мер­но­стях, при­чи­ну об­ра­зо­ва­ния на­ле­та на стен­ках колбы и пе­ре­го­ра­ние ламп в мо­мент их вклю­че­ния.

За­да­ние 27 № 5742


Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная работа по фи­зи­ке 17.10.2013 ва­ри­ант ФИ10101.
24

Элек­три­че­ские ва­ку­ум­ные лампы на­ка­ли­ва­ния со спи­раль­ной воль­фра­мо­вой нитью на­ка­ла имеют до­воль­но огра­ни­чен­ный срок служ­бы, обыч­но не пре­вы­ша­ю­щий 1000 часов. В про­цес­се дли­тель­ной ра­бо­ты на внут­рен­ней по­верх­но­сти стек­лян­ной колбы лампы по­яв­ля­ет­ся чёрный налёт, нить ста­но­вит­ся тонь­ше и пе­ре­го­ра­ет. Для борь­бы с этим не­до­стат­ком колбы ламп на­ка­ли­ва­ния на­пол­ня­ют га­за­ми (обыч­но тяжёлыми, инерт­ны­ми). Объ­яс­ни­те, ос­но­вы­ва­ясь на из­вест­ных фи­зи­че­ских за­ко­нах и за­ко­но­мер­но­стях, при­чи­ну об­ра­зо­ва­ния налёта на стен­ках колбы и опи­сан­ный спо­соб борь­бы с ука­зан­ным не­до­стат­ком.

За­да­ние 27 № 5777


Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная работа по фи­зи­ке 17.10.2013 ва­ри­ант ФИ10102.
Показать решение

25

Если по­те­реть шер­стью эбо­ни­то­вую па­лоч­ку, то она элек­три­зу­ет­ся, при­об­ре­тая от­ри­ца­тель­ный заряд, и стрел­ка элек­тро­мет­ра при под­не­се­нии палки к его шару от­кло­ня­ет­ся, а при уда­ле­нии палки — воз­вра­ща­ет­ся к не­от­клонённому со­сто­я­нию. Если же в мо­мент под­не­се­ния на­элек­три­зо­ван­ной палки к элек­тро­мет­ру кос­нуть­ся рукой его ме­тал­ли­че­ско­го кор­пу­са и сразу же убрать руку, то после уда­ле­ния палки от­кло­не­ние стрел­ки со­хра­ня­ет­ся, хотя и мень­шее по ве­ли­чи­не.

Объ­яс­ни­те, ос­но­вы­ва­ясь на из­вест­ных фи­зи­че­ских за­ко­нах и за­ко­но­мер­но­стях, по­че­му это про­ис­хо­дит.

Элек­тро­метр (см. рис.) пред­став­ля­ет собой ме­тал­ли­че­ский ци­лин­дри­че­ский кор­пус, пе­ред­няя и зад­няя стен­ки ко­то­ро­го стек­лян­ные. Кор­пус за­креплён на изо­ли­ру­ю­щей под­став­ке. Через изо­ли­ру­ю­щую втул­ку внутрь кор­пу­са свер­ху вхо­дит ме­тал­ли­че­ская труб­ка, за­кан­чи­ва­ю­ща­я­ся внизу стерж­нем с уста­нов­лен­ной на нём лег­ко­по­движ­ной стрел­кой, от­кло­не­ние ко­то­рой опре­де­ля­ет­ся ве­ли­чи­ной за­ря­да. Стрел­ка может вра­щать­ся во­круг го­ри­зон­таль­ной оси. Внут­ри кор­пу­са уста­нов­ле­на шкала элек­тро­мет­ра, по ко­то­рой опре­де­ля­ет­ся от­кло­не­ние стрел­ки. Сна­ру­жи кор­пу­са, на­вер­ху труб­ки при­креп­ля­ет­ся ме­тал­ли­че­ский шар или та­рел­ка, к ко­то­рой под­но­сят за­ря­жен­ные тела.

За­да­ние 27 № 6067


Источник: МИОО: Ди­а­гно­сти­че­ская ра­бо­та по фи­зи­ке 10.12.2013 ва­ри­ант ФИ10201.
26

Если по­те­реть стек­лян­ную па­лоч­ку шёлком, то она элек­три­зу­ет­ся, при­об­ре­тая по­ло­жи­тель­ный заряд, и стрел­ка элек­тро­мет­ра при под­не­се­нии палки к его шару от­кло­ня­ет­ся, а при уда­ле­нии палки — воз­вра­ща­ет­ся к не­от­клонённому со­сто­я­нию. Если же в мо­мент под­не­се­ния на­элек­три­зо­ван­ной палки к элек­тро­мет­ру кос­нуть­ся рукой его ме­тал­ли­че­ско­го кор­пу­са и сразу же убрать руку, то после уда­ле­ния палки от­кло­не­ние стрел­ки со­хра­ня­ет­ся, хотя и мень­шее по ве­ли­чи­не. Объ­яс­ни­те, ос­но­вы­ва­ясь на из­вест­ных фи­зи­че­ских за­ко­нах и за­ко­но­мер­но­стях, по­че­му это про­ис­хо­дит.

Элек­тро­метр (см. рис.) пред­став­ля­ет собой ме­тал­ли­че­ский ци­лин­дри­че­ский кор­пус, пе­ред­няя и зад­няя стен­ки ко­то­ро­го стек­лян­ные. Кор­пус за­креплён на изо­ли­ру­ю­щей под­став­ке. Через изо­ли­ру­ю­щую втул­ку внутрь кор­пу­са свер­ху вхо­дит ме­тал­ли­че­ская труб­ка, за­кан­чи­ва­ю­ща­я­ся внизу стерж­нем с уста­нов­лен­ной на нём лег­ко­по­движ­ной стрел­кой, от­кло­не­ние ко­то­рой опре­де­ля­ет­ся ве­ли­чи­ной за­ря­да. Стрел­ка может вра­щать­ся во­круг го­ри­зон­таль­ной оси. Внут­ри кор­пу­са уста­нов­ле­на шкала элек­тро­мет­ра, по ко­то­рой опре­де­ля­ет­ся от­кло­не­ние стрел­ки. Сна­ру­жи кор­пу­са, на­вер­ху труб­ки при­креп­ля­ет­ся ме­тал­ли­че­ский шар или та­рел­ка, к ко­то­рой под­но­сят за­ря­жен­ные тела.

За­да­ние 27 № 6102


Источник: МИОО: Ди­а­гно­сти­че­ская ра­бо­та по фи­зи­ке 10.12.2013 ва­ри­ант ФИ10202.
Показать решение

27

Два плос­ких воз­душ­ных кон­ден­са­то­ра под­клю­че­ны к оди­на­ко­вым ис­точ­ни­кам по­сто­ян­но­го на­пря­же­ния и оди­на­ко­вым лам­пам, как по­ка­за­но на ри­сун­ках а и б. Кон­ден­са­то­ры имеют оди­на­ко­вую пло­щадь пла­стин, но раз­ли­ча­ют­ся рас­сто­я­ни­ем между пла­сти­на­ми. В не­ко­то­рый мо­мент вре­ме­ни ключи К в обеих схе­мах пе­ре­во­дят из по­ло­же­ния 1 в по­ло­же­ние 2. Опи­ра­ясь на за­ко­ны элек­тро­ди­на­ми­ки, объ­яс­ни­те, в каком из при­ведённых опы­тов при пе­ре­клю­че­нии ключа лампа вспых­нет ярче. Со­про­тив­ле­ни­ем со­еди­ня­ю­щих про­во­дов пре­не­бречь.

За­да­ние 27 № 6216


Источник: ЕГЭ по фи­зи­ке 05.05.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 1.
28

Два плос­ких воз­душ­ных кон­ден­са­то­ра под­клю­че­ны к оди­на­ко­вым ис­точ­ни­кам по­сто­ян­но­го на­пря­же­ния и оди­на­ко­вым лам­пам, как по­ка­за­но на ри­сун­ках а и б. Пла­сти­ны кон­ден­са­то­ров имеют раз­ную пло­щадь, но рас­сто­я­ние между пла­сти­на­ми в кон­ден­са­то­рах оди­на­ко­вое (см. ри­су­нок). В не­ко­то­рый мо­мент вре­ме­ни ключи К в обеих схе­мах пе­ре­во­дят из по­ло­же­ния 1 в по­ло­же­ние 2. Опи­ра­ясь на за­ко­ны элек­тро­ди­на­ми­ки, объ­яс­ни­те, в каком из при­ведённых опы­тов при пе­ре­клю­че­нии ключа лампа вспых­нет ярче. Со­про­тив­ле­ни­ем со­еди­ня­ю­щих про­во­дов пре­не­бречь.

За­да­ние 27 № 6251


Источник: ЕГЭ по фи­зи­ке 05.05.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 2.
Показать решение

29

Два плос­ких воз­душ­ных кон­ден­са­то­ра под­клю­че­ны к оди­на­ко­вым ис­точ­ни­кам по­сто­ян­но­го на­пря­же­ния и оди­на­ко­вым лам­пам, как по­ка­за­но на ри­сун­ках а и б. Кон­ден­са­то­ры имеют оди­на­ко­вую пло­щадь пла­стин, но раз­ли­ча­ют­ся рас­сто­я­ни­ем между пла­сти­на­ми. В не­ко­то­рый мо­мент вре­ме­ни ключи К в обеих схе­мах пе­ре­во­дят из по­ло­же­ния 1 в по­ло­же­ние 2. Опи­ра­ясь на за­ко­ны элек­тро­ди­на­ми­ки, объ­яс­ни­те, в каком из при­ведённых опы­тов при пе­ре­клю­че­нии ключа лампа вспых­нет ярче. Со­про­тив­ле­ни­ем со­еди­ня­ю­щих про­во­дов пре­не­бречь.

За­да­ние 27 № 6288


Источник: ЕГЭ по фи­зи­ке 05.05.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 3.
30

Два плос­ких воз­душ­ных кон­ден­са­то­ра под­клю­че­ны к оди­на­ко­вым ис­точ­ни­кам по­сто­ян­но­го на­пря­же­ния и оди­на­ко­вым лам­пам, как по­ка­за­но на ри­сун­ках а и б. Пла­сти­ны кон­ден­са­то­ров имеют раз­ную пло­щадь, но рас­сто­я­ние между пла­сти­на­ми в кон­ден­са­то­рах оди­на­ко­вое (см. ри­су­нок). В не­ко­то­рый мо­мент вре­ме­ни ключи К в обеих схе­мах пе­ре­во­дят из по­ло­же­ния 1 в по­ло­же­ние 2. Опи­ра­ясь на за­ко­ны элек­тро­ди­на­ми­ки, объ­яс­ни­те, в каком из при­ведённых опы­тов при пе­ре­клю­че­нии ключа лампа вспых­нет ярче. Со­про­тив­ле­ни­ем со­еди­ня­ю­щих про­во­дов пре­не­бречь.

За­да­ние 27 № 6324


Источник: ЕГЭ по фи­зи­ке 05.05.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 4.
31

В ниж­ней по­ло­ви­не не­за­ря­жен­но­го ме­тал­ли­че­ско­го шара на­хо­дит­ся круп­ная ша­ро­об­раз­ная по­лость, за­пол­нен­ная воз­ду­хом. Шар на­хо­дит­ся в воз­ду­хе вдали от дру­гих пред­ме­тов. В центр по­ло­сти помещён по­ло­жи­тель­ный то­чеч­ный заряд (см. ри­су­нок). На­ри­суй­те кар­ти­ну си­ло­вых линий элек­тро­ста­ти­че­ско­го поля внут­ри по­ло­сти и сна­ру­жи шара. Если поле равно нулю, на­пи­ши­те в дан­ной об­ла­сти: Если поле от­лич­но от нуля, на­ри­суй­те кар­ти­ну поля в дан­ной об­ла­сти, ис­поль­зуя во­семь си­ло­вых линий.

За­да­ние 27 № 6431


Источник: ЕГЭ по фи­зи­ке 08.05.2014. До­сроч­ная волна, резервый день. Ва­ри­ант 201.
Показать решение

32

В ниж­ней по­ло­ви­не не­за­ря­жен­но­го ме­тал­ли­че­ско­го шара на­хо­дит­ся круп­ная ша­ро­об­раз­ная по­лость, за­пол­нен­ная воз­ду­хом. Шар на­хо­дит­ся в воз­ду­хе вдали от дру­гих пред­ме­тов. В центр по­ло­сти помещён от­ри­ца­тель­ный то­чеч­ный заряд q < 0 (см. ри­су­нок). На­ри­суй­те кар­ти­ну си­ло­вых линий элек­тро­ста­ти­че­ско­го поля внут­ри по­ло­сти и сна­ру­жи шара. Если поле равно нулю, на­пи­ши­те в дан­ной об­ла­сти: Если поле от­лич­но от нуля, на­ри­суй­те кар­ти­ну поля в дан­ной об­ла­сти, ис­поль­зуя во­семь си­ло­вых линий.

За­да­ние 27 № 6466


Источник: ЕГЭ по фи­зи­ке 08.05.2014. До­сроч­ная волна, резервый день. Ва­ри­ант 202.
33

В схеме, изоб­ражённой на ри­сун­ке, ЭДС ис­точ­ни­ка равно ε, а внут­рен­нее со­про­тив­ле­ние мало. Опре­де­ли­те как будут из­ме­нят­ся по­ка­за­ния иде­аль­ных вольт­мет­ра и ам­пер­мет­ра при из­ме­не­нии со­про­тив­ле­ния рео­ста­та.

За­да­ние 27 № 6473


Источник: РЕШУ ЕГЭ — Пред­эк­за­ме­на­ци­он­ная ра­бо­та 2014 по физике.
34

Не­по­сред­ствен­но над не­по­движ­но за­креплённой про­во­лоч­ной ка­туш­кой на её оси на пру­жи­не под­ве­шен по­ло­со­вой маг­нит (см. ри­су­нок). Куда начнёт дви­гать­ся маг­нит сразу после за­мы­ка­ния ключа? Ответ по­яс­ни­те, ука­зав, какие фи­зи­че­ские яв­ле­ния и за­ко­ны Вы ис­поль­зо­ва­ли для объ­яс­не­ния

За­да­ние 27 № 6509


Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная версия ЕГЭ—2015 по физике.
35

Около не­боль­шой ме­тал­ли­че­ской пла­сти­ны, укреп­лен­ной на изо­ли­ру­ю­щей под­став­ке, под­ве­си­ли на шёлко­вой нити лёгкую ме­тал­ли­че­скую не­за­ря­жен­ную гиль­зу. Когда пла­сти­ну под­со­еди­ни­ли к клем­ме вы­со­ко­вольт­но­го вы­пря­ми­те­ля, подав на неё от­ри­ца­тель­ный заряд, гиль­за при­ш­ла в дви­же­ние. Опи­ши­те дви­же­ние гиль­зы и объ­яс­ни­те его.

За­да­ние 27 № 7159


Источник: СтатГрад: Ре­пе­ти­ци­он­ная ра­бо­та по фи­зи­ке 17.05.2015 Ва­ри­ант ФИ10802
36

В вер­ти­каль­ном ци­лин­дре с глад­ки­ми стен­ка­ми под мас­сив­ным ме­тал­ли­че­ским порш­нем на­хо­дит­ся иде­аль­ный газ. В пер­во­на­чаль­ном со­сто­я­нии 1 пор­шень опи­ра­ет­ся на жёсткие вы­сту­пы на внут­рен­ней сто­ро­не сте­нок ци­лин­дра (рис. 1), а газ за­ни­ма­ет объём V0 и на­хо­дит­ся под дав­ле­ни­ем p0, рав­ным внеш­не­му ат­мо­сфер­но­му. Его тем­пе­ра­ту­ра в этом со­сто­я­нии равна T0. Газ мед­лен­но на­гре­ва­ют, и он пе­ре­хо­дит из со­сто­я­ния 1 в со­сто­я­ние 2, в ко­то­ром дав­ле­ние газа равно 2p0, а его объём равен 2V0 (рис. 2). Ко­ли­че­ство ве­ще­ства газа при этом не ме­ня­ет­ся. По­строй­те гра­фик за­ви­си­мо­сти объёма газа от его тем­пе­ра­ту­ры при пе­ре­хо­де из со­сто­я­ния 1 в со­сто­я­ние 2. Ответ по­яс­ни­те, ука­зав, какие яв­ле­ния и за­ко­но­мер­но­сти Вы ис­поль­зо­ва­ли для объ­яс­не­ния.

За­да­ние 27 № 7199


Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ЕГЭ—2016 по физике.
37

Школь­ник решил про­ве­сти на­блю­де­ние за далёким ис­точ­ни­ком света. Для этого он ночью уста­но­вил на шта­ти­ве фо­то­ап­па­рат, навёл его на далёкий фо­нарь, сфо­то­гра­фи­ро­вал его, а потом по­ста­вил перед объ­ек­ти­вом фо­то­ап­па­ра­та по­лу­про­зрач­ное пре­пят­ствие и сде­лал ещё один сни­мок (см. фо­то­гра­фии — один фо­нарь и его же изоб­ра­же­ние после фо­то­гра­фи­ро­ва­ния через пре­пят­ствие).

Какое пре­пят­ствие могло быть уста­нов­ле­но школь­ни­ком? Объ­яс­ни­те, ос­но­вы­ва­ясь на из­вест­ных Вам за­ко­нах и яв­ле­ни­ях фи­зи­ки, по­лу­чен­ную во вто­ром слу­чае кар­ти­ну.

За­да­ние 27 № 7304


Источник: СтатГрад: Тренировочная ра­бо­та по физике 05.10.2015 Ва­ри­ант ФИ10103
38

Если смот­реть ночью на далёкий фо­нарь через на­тя­ну­тую тон­кую ткань — кисею с пря­мо­уголь­ным пле­те­ни­ем нитей, то вме­сто од­но­го свет­ло­го пятна мы уви­дим набор свет­лых пят­ны­шек, име­ю­щий также пря­мо­уголь­ную струк­ту­ру (см. фо­то­гра­фии – один фо­нарь и он же через кисею).

Ана­ло­гом ка­ко­го фи­зи­че­ско­го при­бо­ра яв­ля­ет­ся дан­ная тон­кая ткань? Каким фи­зи­че­ским яв­ле­ни­ем объ­яс­ня­ет­ся на­блю­да­е­мая кар­ти­на?

За­да­ние 27 № 7336


Источник: СтатГрад: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по фи­зи­ке 05.10.2015 Ва­ри­ант ФИ10104
39

Ва­ку­ум­ные лам­поч­ки на­ка­ли­ва­ния имеют весь­ма огра­ни­чен­ный срок служ­бы. Если они уже долго све­ти­ли, то их стек­лян­ные бал­ло­ны по­сте­пен­но по­кры­ва­ют­ся из­нут­ри чёрным на­ле­том, а пе­ре­го­ра­ют они чаще всего в мо­мент вклю­че­ния в сеть. Объ­яс­ни­те ука­зан­ные факты, ука­зав, какие фи­зи­че­ские яв­ле­ния и за­ко­ны вы ис­поль­зо­ва­ли.

За­да­ние 27 № 7368


Источник: СтатГрад: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по фи­зи­ке 21.12.2015 Ва­ри­ант ФИ10203
40

Ва­ку­ум­ные лам­поч­ки на­ка­ли­ва­ния имеют весь­ма огра­ни­чен­ный срок служ­бы. Если они уже долго све­ти­ли, то их стек­лян­ные бал­ло­ны по­сте­пен­но по­кры­ва­ют­ся из­нут­ри чёрным на­ле­том, а пе­ре­го­ра­ют они чаще всего в мо­мент вклю­че­ния в сеть. Объ­яс­ни­те ука­зан­ные факты, ука­зав, какие фи­зи­че­ские яв­ле­ния и за­ко­ны Вы ис­поль­зо­ва­ли.

За­да­ние 27 № 7400


Источник: СтатГрад: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по фи­зи­ке 21.12.2015 Ва­ри­ант ФИ10204
41

Во время грозы было видно, как между об­ла­ка­ми и землёй про­ско­чи­ла длин­ная мол­ния, а затем, через не­ко­то­рое время, был слы­шен удар грома и его рас­ка­ты, про­дол­жа­ю­щи­е­ся в те­че­ние до­воль­но дли­тель­но­го вре­ме­ни после мол­нии. Объ­яс­ни­те опи­сан­ные выше яв­ле­ния, на­блю­да­е­мые во время грозы.

За­да­ние 27 № 7641

Аналоги к заданию № 7641: 7683



Источник: СтатГрад: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по физике 17.02.2016 Ва­ри­ант ФИ10303
42

Вос­поль­зо­вав­шись обо­ру­до­ва­ни­ем, пред­став­лен­ным на рис. 1, учи­тель со­брал мо­дель плос­ко­го кон­ден­са­то­ра (рис. 2), за­ря­дил ниж­нюю пла­сти­ну по­ло­жи­тель­ным за­ря­дом, а кор­пус элек­тро­мет­ра за­зем­лил. Со­единённая с кор­пу­сом элек­тро­мет­ра верх­няя пла­сти­на кон­ден­са­то­ра при­об­ре­ла от­ри­ца­тель­ный заряд, рав­ный по мо­ду­лю за­ря­ду ниж­ней пла­сти­ны. После этого учи­тель сме­стил одну пла­сти­ну от­но­си­тель­но дру­гой не из­ме­няя рас­сто­я­ния между ними (рис. 3). Как из­ме­ни­лись при этом по­ка­за­ния элек­тро­мет­ра (уве­ли­чи­лись, умень­ши­лись, оста­лись преж­ни­ми)? Ответ по­яс­ни­те, ука­зав, какие яв­ле­ния и за­ко­но­мер­но­сти вы ис­поль­зо­ва­ли для объ­яс­не­ния. По­ка­за­ния элек­тро­мет­ра в дан­ном опыте прямо про­пор­ци­о­наль­ны раз­но­сти по­тен­ци­а­лов между пла­сти­на­ми кон­ден­са­то­ра.

За­да­ние 27 № 7873


Источник: ЕГЭ по фи­зи­ке 02.04.2016. До­сроч­ная волна
43

В опыте по изу­че­нию фо­то­эф­фек­та катод осве­ща­ет­ся жёлтым све­том, в ре­зуль­та­те чего в цепи воз­ни­ка­ет ток (ри­су­нок 1). За­ви­си­мость по­ка­за­ний ам­пер­мет­ра I от на­пря­же­ния U между ано­дом и ка­то­дом при­ве­де­на на ри­сун­ке 2. Ис­поль­зуя за­ко­ны фо­то­эф­фек­та и пред­по­ла­гая, что от­но­ше­ние числа фо­то­элек­тро­нов к числу по­глощённых фо­то­нов не за­ви­сит от ча­сто­ты света, объ­яс­ни­те, как из­ме­нит­ся пред­став­лен­ная за­ви­си­мость I(U), если осве­щать катод зелёным све­том, оста­вив мощ­ность по­глощённого ка­то­дом света не­из­мен­ной.

За­да­ние 27 № 7933


Источник: ЕГЭ 20.06.2016 по физике. Основная волна. Ва­ри­ант 428. (Часть С)
44

С по­мо­щью тон­кой линзы на экра­не по­лу­ча­ют изоб­ра­же­ние объ­ек­та AB, рас­по­ло­жен­но­го па­рал­лель­но ей. После чего линзу за­кры­ва­ют обод­ком из чёрного кар­то­на. На­ри­суй­те ход лучей и объ­яс­ни­те, что про­изойдёт с изоб­ра­же­ни­ем на экра­не.

За­да­ние 27 № 7941


Источник: ЕГЭ 24.06.2016 по физике. Основная волна, резервный день. Ва­ри­ант 1. (Часть С)
45

На пла­стин­ке, ко­то­рая лежит на земле, лежит ме­тал­ли­че­ский шарик. Над ним па­рал­лель­но земле рас­по­ло­же­на дру­гая пла­стин­ка, под­ключённая к клем­мам вы­со­ко­вольт­но­го вы­пря­ми­те­ля, на ко­то­рый по­да­ют от­ри­ца­тель­ный заряд. Опи­ра­ясь на за­ко­ны ме­ха­ни­ки и элек­тро­ста­ти­ки, объ­яс­ни­те, как будет дви­гать­ся шарик.

За­да­ние 27 № 7959


Источник: ЕГЭ 20.06.2016 по физике. Основная волна волна. Вариант 52 (Часть С)
46

Элек­три­че­ская схема со­сто­ит из ис­точ­ни­ка по­сто­ян­ной ЭДС с не­ко­то­рым внут­рен­ним со­про­тив­ле­ни­ем, рео­ста­та, вольт­мет­ра, ам­пер­мет­ра и ключа (см. ри­су­нок). Ключ за­мы­ка­ют. Что про­изойдёт с по­ка­за­ни­я­ми вольт­мет­ра и ам­пер­мет­ра при пе­ре­ме­ще­нии пол­зун­ка рео­ста­та в край­нее левое по­ло­же­ние? Вольт­метр и ам­пер­метр счи­тать иде­аль­ны­ми.

За­да­ние 27 № 7964


Источник: ЕГЭ 20.06.2016 по физике. Основная волна волна. Вариант 70 (Часть С)
47

Вос­поль­зо­вав­шись обо­ру­до­ва­ни­ем, пред­став­лен­ным на рис. 1, учи­тель со­брал мо­дель плос­ко­го кон­ден­са­то­ра (рис. 2), за­ря­дил ниж­нюю пла­сти­ну по­ло­жи­тель­ным за­ря­дом, а кор­пус элек­тро­мет­ра за­зем­лил. Со­единённая с кор­пу­сом элек­тро­мет­ра верх­няя пла­сти­на кон­ден­са­то­ра при­об­ре­ла от­ри­ца­тель­ный заряд, рав­ный по мо­ду­лю за­ря­ду ниж­ней пла­сти­ны. После этого учи­тель при­под­нял верх­нюю пла­сти­ну не сме­щая в бок от­но­си­тель­но ниж­ней (рис. 3). Как из­ме­ни­лись при этом по­ка­за­ния элек­тро­мет­ра (уве­ли­чи­лись, умень­ши­лись, оста­лись преж­ни­ми)? Ответ по­яс­ни­те, ука­зав, какие яв­ле­ния и за­ко­но­мер­но­сти вы ис­поль­зо­ва­ли для объ­яс­не­ния. По­ка­за­ния элек­тро­мет­ра в дан­ном опыте прямо про­пор­ци­о­наль­ны раз­но­сти по­тен­ци­а­лов между пла­сти­на­ми кон­ден­са­то­ра.

 

За­да­ние 27 № 7969


Источник: ЕГЭ 20.06.2016 по физике. Основная волна волна. Вариант 68 (Часть С)
48

Элек­три­че­ская цепь со­сто­ит из двух лам­по­чек, двух ди­о­дов и витка про­во­да, со­единённых, как по­ка­за­но на ри­сун­ке. (Диод про­пус­ка­ет ток толь­ко в одном на­прав­ле­нии, как по­ка­за­но в верх­ней части ри­сун­ка). Какая из лам­по­чек за­го­рит­ся, если к витку при­бли­жать се­вер­ный полюс маг­ни­та? Ответ объ­яс­ни­те, ука­зав, какие яв­ле­ния и за­ко­но­мер­но­сти Вы ис­поль­зо­ва­ли при объ­яс­не­нии.

За­да­ние 27 № 8554


Источник: Задания для школы экспертов. Физика. 2016 год.

Пройти тестирование по этим заданиям



     О проекте

© Гущин Д. Д., 2011—2017


СПб ГУТ! С! Ф! У!
общее/сайт/предмет


Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика